10 декабря 2016 17:38
USD 63,3   EUR 67,21
27 января 2012 7095

О чём думает балерина? Интервью Татьяны Шавриной

О чём думает балерина? Интервью Татьяны Шавриной

Вглядываясь в окружающих людей, боишься недоглядеть, упустить что-то важное из того, что дарит жизнь, с кем сводит. Не такая уж редкость люди одарённые – искра есть в каждом, но редкие как алмазы – люди талантливые и при этом бескорыстные, добрые, светлые. Моя собеседница – как раз такой человек.
Татьяна Шаврина – балетмейстер и актриса Смоленского камерного театра. Её театральные образы – женственны и хрупки, она утончённо чувственна, но иногда склонна к озорству, ведь глубоко в сердце дивы прячется ребёнок. Её роли – Сита в «Индийской легенде», Кира в «Жестоком уроке», сразу несколько ролей в спектакле «О чём пел соловей», Ёжик в «Ёжике и Медвежонке», Учительница в спектакле «Все мальчишки – дураки», Фрёкен Снорк в «Шляпе волшебника», Кори в «Босиком по парку»... Ей сопереживаешь, когда она на сцене.
Осенью камерный театр выпустил её спектакль «Бемби», где актёры изъясняются языком танца и жеста. Сделанный с большим вкусом, стилистически он не похож на то, что сегодня предлагают в театрах. Татьяна замечательно сыграла маму главного героя…
Многие дети – очень творческие натуры, и, думается, спектакль «Бемби» бросает зерно в благодатную почву – подталкивает их к очень важным, красивым и редким вещам. Как известно, маленький Валера Гергиев побывал в опере и был очарован настолько, что стал блистательным музыкантом, одним из лучших в мире. Вполне возможно, что новой постановкой Смоленского камерного сейчас создаются предпосылки для чего-то подобного…

- Мне кажется, «Бемби» может быть интересен взрослому зрителю. Потому что взрослая аудитория способна оценить замысел и исполнение, стиль, а детский взгляд замутнён телевизором и видео – там каких только ярких программ и мультфильмов… Раскрывать лучшие стороны в людях – ваш театр, надо отдать должное Николаю Петровичу Парасичу, пытается служить этому высокому предназначению. И я вам очень признателен, поскольку вы тоже этим занимаетесь.
- Да. Мир вокруг не поменяешь, но можно внести свою маленькую лепту… Я вообще детские спектакли люблю больше, чем взрослые. Мне в них больше нравится работать.
- Почему?
- Зритель другой. Когда ребёнок после спектакля подходит: «Можно за вас подержаться?» – и смотрит распахнутыми глазами… У взрослых не бывает таких эмоций. Ещё они могут сказать что-то прямо во время спектакля – они очень открытые. Ребёнок ведь никогда не притворяется. Если ему не нравится, не интересно, то – всё. Это взрослый будет высматривать, дожидаться чего-то, а ребёнка не обманешь.
- Что бы вы хотели сказать зрителям, которые собираются смотреть ваш спектакль?
- Мне очень важно, чтобы дети сопереживали, мне хочется, чтобы они испытали чувство сострадания.


- Как люди ставят спектакли? Как такое стало возможно – «Бемби»?
- Ой, для меня вообще загадка, как это всё произошло… Мы сделали наш спектакль, потому что возникла команда единомышленников, были люди, которым этого хотелось, а не просто – пришли на работу. Когда идёт репетиционный процесс, и все работают с удовольствием – это счастье!
- Вы движения как-то записываете? Есть система?
- Да. Когда сочиняю – записываю, а так – стараюсь заснять на видео. Вот сейчас большой был материал, всего не запомнишь – у меня есть специальная тетрадка, пишу.

- Как вы оказались в театре?
- Я пришла в камерный в 2001 году с группой балетных артистов. Нас сюда привела Наталья Викторовна Свирская – мой учитель, мой наставник, которая мне очень много дала.
Я с детства занималась в Доме культуры работников народного просвещения, – там есть балетная студия, её возглавляет Эмма Петровна Посредникова. Это большой серьёзный коллектив, например, мы раньше выступали в драмтеатре – у нас были отчётные концерты, очень ответственные. Я занималась в этой студии больше 15 лет. Наталья Викторовна – это дочь Эммы Петровны. Она меня очень многому научила в танцевальном плане и привела сюда, в театр. Николай Петрович тогда ставил «Щелкунчика», с этого всё и началось. Большинство артистов в этом спектакле были приглашёнными – балетными. Драматические актёры были заняты в эпизодических ролях. Это был балет, именно балет – мы танцевали на пуантах. Думаю, для камерного театра это было большим событием. Потом, как это всегда бывает, постановка рассыпается, люди разошлись. Осталась я и Денис Кулешов, мы пришли вместе. После «Щелкунчика» я просто подрабатывала здесь – танцевала, это были эпизодические роли, потом осталась – меня взяли на работу.
Я никогда не думала, что приду в театр – буду не только танцевать, но и играть!..
- Расскажите, почему – танцы? Для многих читателей это достаточно экзотичное призвание…
- Сколько себя помню, – с пяти, с шести лет, – я хотела танцевать, я чувствовала музыку…
Я помню этот момент: мы сидели с мамой в кресле, горел торшер, она достала газету, и в ней было написано: объявляется набор девочек в балетную студию. И я сразу: мама, мама, пойдём – пойдём! Тогда ещё был конкурс, представляете? (Это сейчас берут всех повально…) Мы пришли, нас отсматривали… Помню свой первый выход на сцену. Моим первым танцем был танец снежных хлопьев – как раз в «Щелкунчике», в драмтеатре. Огромный зал, софиты…
Я счастлива, что у меня было столько времени и возможностей, я многое станцевала – и «Жизель», и «Щелкунчик», и «Баядеру», и «Лебединое озеро». У нас были спектакли, нам предоставляли драмтеатр для выступлений, а сейчас это уже невозможно. С Натальей Викторовной мы делали очень большой интересный концерт, и мы впервые показывали его на старой площадке камерного театра, на проспекте Строителей. Но как-то всё это оказывается невостребованным, неденежным – нужно идти танцевать в ресторан. Искусство в чистом виде в Смоленске не нужно… Концерт был интересный, модерновый, на него было потрачено много сил – но кто на него здесь пойдёт?!. И когда мы показали тот концерт на старой площадке – это был год, наверное, 1998-й, Николай Петрович с нашей Натальей и познакомился.
- Какая была ваша первая большая роль?
- Во взрослом спектакле – «Жестокий урок», у режиссёра Елены Николаевны Янышевой, в детском – Ласточка в «Дюймовочке», когда я впервые заговорила на сцене (улыбается). Это произошло благодаря Николая Петровичу Парасичу!
- Какой на ваш взгляд, секрет успешной работы в театре?
- Надо правильно воспринимать критику. Если режиссёр делает мне замечания, обращает на меня внимание, критикует, то – слава Богу! Если этого не происходит, значит, что-то не так. Я привыкла с детства к физическому преодолению, сейчас – это моральное преодоление.
- Знаю, что зарплаты в театре не очень большие… Вы где-нибудь ещё подрабатываете?
- Подрабатывала раньше, но сейчас я отказалась, мне это мешает. Я ориентирована на театр. Может быть, я просто устала – когда нужно туда, сюда, это отнимает силы. Я перестала подрабатывать, и получился спектакль. Балетмейстер, по совместительству актриса, две ставки – уже неплохо.
- Что вас вдохновляет?
- Люди, с которыми я работаю. Я их люблю! Знаю, как это важно – когда для тебя что-то делают, когда с тобой чем-то делятся – и я тоже хочу с ними делиться тем, что я умею.
Очень важно, что мама меня поддерживает. Потому что это такая профессия, где много трудностей, бывают неудачи, и эта поддержка очень важна – тогда ты можешь работать дальше.
Люблю свой театр, люблю, когда в нём происходит что-то хорошее, люблю всех, кто в нём работает – не только труппу, но и службы, – это и парикмахер, и костюмер, и наш замечательный повар…
Мне нравится, когда меняются режиссёры. Для актёров это очень важно. Не люблю, когда из театра уходят близкие мне люди! Это такие потери в жизни, которые уже не восполняются. Например, я до сих пор скучаю по Елене Николаевне, она в моем сердце останется навсегда.
- Какой спектакль у вас любимый?
- Вообще мои любимые спектакли – это те, где я не занята (улыбается). Мне очень нравятся «Записки сумасшедшего», «Жан и Жюли»… И «О чём пел соловей» мой любимый, конечно – он живёт, он во многом лицо нашего театра.


Николай ПАРАСИЧ, художественный руководитель Смоленского камерного театра:
- Татьяна – человек огромного таланта и редкого трудолюбия. Она сумела перенести события пьесы «Бемби» на язык движения. Это замечательная, удивительная работа!


Сергей МУХАНОВ, фото Светланы Гимориной

Опубликовано в "СГ" 28 января 2012 г.
Новости по теме
Премьера в Смоленском камерном: «Бемби» Феликса Зальдена
23 октября 2011 3947
Смоленский камерный театр совершил маленький будничный подвиг – выучил новый язык. Своей новой постановкой он продолжил мощную гуманистическую традицию: практически все его работы пронизаны идеями добра и верой в высокое предназначение человека.Дело в том, что «Бемби» – спектакль пластический. В нём почти не говорят. Актёры доносят до юных зрителей переживания своих героев при помощи движения, пластики. Это сложно. Это головокружительно смело и трудно – поменять язык самовыражения. Декорации на сцене тоже живые: лес, деревья играют люди...
Закулисье Татьяны Куриловой
19 декабря 2012 1500
Прима Смоленского камерного театра – о своём бенефисе, особенностях профессии и актёрской семье
14 сентября 2011 1207
Сегодня на сцене Камерного театра смоляне увидели гостей из Орла со спектаклем «Девочки! Кто хочет 250 тысяч?» Наши зрители очень тепло встретили остросоциальную комедию, по окончании спектакля зал стоя приветствовал актёров. Помимо этой постановки по пьесе А. Слаповского «Рождение», гости привезли спектакль для детей «Весёлый Роджер»
«В списках не значился» вернулся на смоленскую сцену
30 апреля 2015 1091
О спектакле Камерного театра говорят зрители, побывавшие на премьере…
«Фантазии Фарятьева» как возврат к вере
29 октября 2013 1220
Премьера в Смоленском камерном театре даёт простор для толкования...
К Международному дню театра. Как живут провинциальные актёры?
26 марта 2011 3159
...Актёры никогда хорошо не получали; скажем, заслуженный артист, отдавший всю жизнь театру, получает на тысячу больше, чем паренёк, только что пришедший из училища. Это – беда! И приходится заниматься чем-то ещё. Кто-то берёт свадьбы – «тамадит», кто-то идёт в антрепризы, занимается аниматорством, рекламой, выступает ведущим корпоративных вечеров, сотрудничает с концертными агентствами… Но если человек настоящий артист, он знает, что основное – это театр. Так к нему и относится.
"));