9 декабря 2016 18:29
USD 63,3   EUR 67,21
06 февраля 2012 2208

Режиссёр Виктор Зимин: В театре главное – отзвук зрительного зала

Режиссёр Виктор Зимин: В театре главное – отзвук зрительного зала

Завтра исполняется 65 лет известному на Смоленщине театральному режиссёру и педагогу, создателю молодёжного театра-студии «Диалог», заслуженному деятелю искусств России Виктору ЗИМИНУ. Да, Зимин родился и вырос в профессионально далёкой от театральной деятельности семье, но театр вошёл в его жизнь очень рано. «Когда мне было лет семь, – вспоминает режиссёр, – старший брат включил меня в список чтецов-декламаторов на одном из клубных концертов. Предстояло выступить со стихотворением – тогдашним «шлягером» – «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора…». Закончив читать и переведя дух, я испытал удивительное чувство: казалось, словно бы я лечу над залом и в то же время как бы прирос к полу… Но тут в прорезь занавеса высунулась рука брата, чтобы убрать меня со сцены, и наваждение исчезло. Осталось ощущение: как здорово! Мне хотелось снова и снова выступать! К счастью, такая возможность представилась в школе».

Получив аттестат зрелости, будущий режиссёр попытался поступить в Школу-студию МХАТ, но не прошёл по конкурсу. Вернулся домой, работал в Тумановской школе Вяземского района, выпускником которой он является. А на следующий год поступил на худ¬граф Смоленского пединститута, поскольку вторым его увлечением было рисование.

Однако страсть к театру не отпускала. На первом же курсе института записался в театральную студию, возглавлял которую актёр Смоленского театра драмы Георгий Банников, впоследствии художественный руководитель Саратовской областной оперетты, заслуженный деятель искусств России.

Будучи второкурсником, Зимин поставил в 28-й смоленской школе свой первый спектакль – «Звёздный мальчик» (1968) по сказке Оскара Уайльда. Эта школа появилась в его творческой биографии в общем-то случайно. Летом на конкурсе детского рисунка, который проводили худграфовцы, он разговорился с восьмиклассниками этой школы. Условились, что после летних каникул он придёт к ним. И действительно пришёл. Так образовался ШКЮТ – Школьный юношеский театр.

«Звёздный мальчик», а также спектакль по пьесе Л. Устинова «Остров пополам» – очень важная часть жизни Виктора Зимина. Именно тогда он впервые прошёл весь путь – от замысла до его воплощения на сцене. Всё было придумано им самим и сделано вместе с ребятами: декорации, музыка, костюмы, свет.
А в качестве дипломной работы на худграфе Зимин представил эскизы к спектаклю «Любовь к трём апельсинам» М. Светлова, который он поставил в 1972 году уже в студии Дворца пионеров. «Этот спектакль, – рассказывает Виктор Дмитриевич, – моя «Принцесса Турандот». Ставил я его несколько раз. Учился на этой пьесе сам и учил других».

Окончив худграф, Зимин получил направление в Рязань. Преподавал изобразительное искусство в школе и руководил театральной студией Дворца пионеров. За два года поставил в Рязани пять спектаклей. Был приглашён актёром на профессиональную сцену – в Рязанский театр драмы. В 2008 году, во время первого театрального фестиваля «Смоленский ковчег», в котором принимал участие и Рязанский государственный ордена «Знак Почёта» областной драматический театр, Виктор Дмитриевич встретился со своими коллегами тех лет: народной артисткой РФ Зоей Беловой и заслуженным артистом РФ Леонидом Митником.

Однажды кто-то из журналистов спросил Зимина о хобби, мол, есть ли оно у него и какое… Вот как он ответил: «Если сказать красиво, то моя профессия и есть моё хобби. Но если конкретнее, то мое хобби – всё делать своими руками. Я вырос в крестьянской семье. Детей было семеро: две сестры и пятеро братьев. Отец очень многому нас научил. Я горжусь этим, и если говорю, что могу построить дом своими собственными руками, то это значит, что я действительно могу его построить!»

Дома у Зимина пока нет. А вот созданному его руками театру уже более 35 лет. Все эти годы он ставил спектакли, продумывал мизансцены, рисовал декорации, создавал реквизит, писал инсценировки. Накопленный с годами опыт закрепил в Щукинском театральном училище, где получил профессиональное режиссёрское образование. А в 2005 году защитил диссертацию на степень кандидата искусствоведения.

«Может быть, с самого начала направление нашей деятельности совпало с запросами общества, – как бы размышляя вслух, говорит режиссёр. – Уже первые годы работы во Дворце пионеров и ДК профсоюзов показали, что рождается не просто место для организованного досуга, но и художественная идея».

– Вы часто говорите о профессионализме. Что вкладывается в это понятие в применении к любительскому театру? – спросила я Зимина в одну из наших с ним встреч.

– Действительно, казалось бы, о каком профессионализме может идти речь? Мои актёры – это ведь в большинстве своём дети, любители. Иногда они приходят, чтобы что-то понять в искусстве, а в основном – провести время в хорошей компании, что тоже немало!

Но под профессионализмом я понимаю возможность и необходимость говорить детям о профессиональной стороне дела, которым они занимаются. Чтобы осталось для жизни главное – навык, вкус к своему делу, знания о профессии. А то ведь как бывает? Пришла новая девочка в студию, интересуюсь, занималась ли чем-нибудь раньше. Отвечает, что три года ходила на танцы. Однако ни по осанке, ни по блеску в глазах этого незаметно… Спрашивается, для чего она потратила целых три года? Разумеется, вопрос не к девочке, а к руководителю той школы или студии, где она училась. Последние годы часто вспоминаю своего отца, который говорил: если берёшься за что-то, сначала надо узнать, как это нужно делать правильно, а то получится артель «Напрасный труд»…

– А гастроли, участие в фестивалях? Это помогает овладеть профессией? Или здесь важнее воспитание взаимовыручки, чувства коллективизма?

– И это тоже. Но главное – гастроли формируют ответственность. Актёр должен уметь в любых условиях, в непривычной обстановке сохранить смысл и идею спектакля. На гастроли мы стали ездить уже с 1979 года. Первые выезды были в Гагарин, потом в Минск. Цель была не просто себя показать. Ведь был риск оказаться раскритикованным в пух и прах.

То, что «Диалог» не исчез в годы безвременья, как ушло в небытие немалое число благих начинаний советских лет, а стал тем, чем он сегодня является, есть результат по-настоящему серьёзного отношения к делу, которое, без преувеличения, стало делом жизни Виктора Зимина. И здесь не последнюю роль играет его талант находить взаимопонимание с руководством облсовпрофа и ДК профсоюзов. Хочется надеяться, что всё это и впредь сохранится, а также что наступит время, когда культуру перестанут делить на областную, городскую и профсоюзную.

Впрочем, как говорят, в иных пределах «Диалог» известен просто как интересный театральный коллектив из Смоленска. В 2007 году за спектакль «Большая Меховая Папа» (по пьесе Ксении Драгунской) он получил первое место в номинации «Драматический спектакль на I национальном фестивале детского и юношеского творчества «Волшебный мир кулис» в Санкт-Петербурге, где участвовали коллективы из 15 регионов России.

Эта пьеса Драгунской была поставлена Зиминым ещё в 2001 году. Надо сказать, что до Смоленска её ещё никто не ставил. Выступая в день премьеры перед смоленскими зрителями, Ксения Викторовна тогда сказала, что «Диалог» – один из немногих театров России, где происходящее на сцене наиболее точно совпадает с тем, что имеет в виду она сама как автор. И добавила, что очень высоко оценивает работу с детьми, которая ведётся в театре-студии Виктора Зимина.

Детская студия при театре постоянно действует с начала 90-х годов. Тогда же впервые был поставлен спектакль с участием ребят младшего и среднего школьного возраста и взрослых актёров. Это притча Г. Полонского «Никто не поверит», в основе которой сказки Яна Экхольма о дружбе лисёнка Людвига XIV (Ваня Якушев) и цыплёнка Тутты Карлссон (Катя Капицына).

Две сценические редакции пережил «Питер Пэн» по одноимённой сказке Д. Барри. Главная тема этого спектакля – тема дома, то есть что значит для каждого человека семья, любовь и забота близких. И как это трудно – жить домом. Не случайно в 2000 году, во время праздника в честь 25-летнего юбилея «Диалога», который отмечался в театре драмы (так много съехалось народу), в концертную программу были включены главные сцены именно из «Питера Пэна». А «Песня о доме» на стихи Раисы Ипатовой воспринималась как гимн театра Виктора Зимина.

«Что я получил в Смоленске? – словно бы спрашивает сам себя Зимин. И сам себе отвечает: – Самое главное – доверие и любовь зрителей. У меня определённая просветительская задача. У меня есть ученики, и я сегодня занимаюсь тем, что предопределил мне Бог. В основе всех спектаклей – познание человека и любовь.

Помню, как, подрастая, я вдруг стал замечать на земле храмы. А ведь чтобы построить храм, нужно научиться замечать и любить друг друга».
Тема любви – главная во всех спектаклях Зимина, в том числе и тех, где заняты только дети, как, например, «Все мыши любят сыр» (по пьесе венгерского драматурга Дюлы Урбана). В основе пьесы-сказки история о том, как из-за вражды родителей едва не погибли юные влюблённые, словом, вечно живой сюжет о Ромео и Джульетте, в данном конкретном случае – его детская версия.

С ребятами из молодёжной студии Зимин ставит современные отечественные и зарубежные пьесы: «Игра в фанты» Николая Коляды (1988), «Премьера состоится» Феликса Демьянченко (1989), «Капля страха» Веры Трофимовой (1993), «Рыжая пьеса» Ксении Драгунской (2000), «Иллюзион» белорусского драматурга Андрея Курейчика (2004), «Милый Эп» (2011).

А основной состав театра играет преимущественно классику: «О любви, или Руководство для желающих жениться» (по чеховским водевилям «Предложение» и «Медведь»), «Урок дочкам» И. Крылова, «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Полоумный Журден» М.А. Булгакова.

По поводу классики хотелось бы сказать особо. Взять, к примеру, «Женитьбу». Эта гоголевская пьеса как нельзя более точно вписывается в круг тем, которые интересуют театр и к которым «Диалог» постоянно возвращается. Спектакль красивый, динамичный и очень современный по режиссёрской трактовке и актёрскому существованию. Не случайно весной прошлого года на V международном фестивале молодёжных театров «Балтийский берег-2011» в Таллине «Женитьба» была с живым интересом воспринята зрителями и отмечена дипломом «За современное прочтение классики», а исполнительница роли Агафьи Тихоновны актриса Юлия Степанова – призом «За лучшую женскую роль».

Нелишне напомнить, что в таллинском театральном форуме «Диалог» участвовал и раньше. Впервые на фестивале «Балтийский берег» смоляне побывали в мае 2007 года, вскоре после взволновавших россиян событий с Бронзовым солдатом. Возили тогда «Полоумного Журдена» (по одноимённой пьесе М.А. Булгакова). Яркий, выстроенный по принципу «театр в театре» спектакль, увлекая зрителя атмосферой игры, актёрства, затрагивает и темы любви, положения в обществе, того, что важнее для каждого из нас: быть или казаться? В 2007 году театр-студия «Диалог» был отмечен призом «За лучший актёрский ансамбль», а его руководитель – специальным призом жюри «За верность традициям».

К своему 35-летию, которое отмечалось два года назад, «Диалог» приурочил постановку пьесы Ксении Драгунской «Пробка» – остро публицистичный спектакль, затрагивающий животрепещущие проблемы сегодняшней действительности.

А весной прошлого года, когда вышла книга «Театр, который выбрал нас», состоялась премьера спектакля «Милый Эп» по повести сибирского писателя Геннадия Михасенко. Дело в том, что театр взялся за постановку этого произведения уже во второй раз. И в день премьеры состоялась встреча диалоговцев, которые играли в этом спектакле в 1979 году, с нынешними молодыми артистами. Ради такой встречи стоило вновь поставить «Милого Эпа». И хотя первые исполнители – ныне взрослые заслуженные люди (у многих из них уже даже более взрослые дети, чем были они сами в пору «Милого Эпа-1») – и говорили, что новый спектакль совершенно другой, что он современный, сегодняшний, а не ретро и не ремейк, все были взволнованы во многом именно нахлынувшими воспоминаниями.

Сегодня Виктор Зимин отмечает свой личный юбилей. Накануне мы сидели в его кабинете во Дворце культуры профсоюзов, где не однажды встречались. Я зашла расспросить о подготовительной работе к задуманному в следующем году театральному фестивалю. Знакомы мы не первый год, и творчество Зимина мне известно не понаслышке. Как водится в преддверии юбилейной даты, мэтр задумчив, перебирает в памяти события, словно перелистывает календарь.

– Изменились ли вы сами за эти годы как руководитель театра, педагог?

Зимин отвечает обдуманно и со всей серьёзностью:

– Больше всего изменений в отношении к актёрам, может, потому что времени мало осталось. В жизни мы сегодня теряем умение слышать другого, перестаём нуждаться в собеседнике. А в театре ведь главное – это отзвук зрительного зала. Поэтому и сам подход к набору в студию меняется. Меня интересуют люди думающие, глубокие, с развитой эмоциональной системой, обладающие детской реакцией. Они ближе к искусству. Хочется посвятить остаток жизни людям талантливым, а также тем, кто нуждается в театральном искусстве. Сегодня я не трачу сил на их привлечение. Это делает сам театр. К нам приходят, так сказать, по наследству, дети тех, кто сам когда-то занимался в «Диалоге», и их друзья.

В течение более 35 лет театр-студия «Диалог» ДК профсоюзов компенсирует отсутствие в Смоленске профессионального театра юного зрителя. Взыскательный подход к репертуару, своя тема, ни на кого не похожее художественное лицо – всё это помогло любительскому театру не потеряться в наше, скажем прямо, не щедрое на сантименты время. Разумеется, ничего бы этого не было, если бы не основатель и бессменный творческий лидер «Диалога» Виктор Дмитриевич Зимин, режиссёр, художник и педагог, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ. Это он уже более трёх десятков лет в нашем городе ведёт диалог не только со зрителями, но и со своими актёрами, большая часть которых – дети.

Сейчас Виктор Зимин готовится к новому театральному событию – молодёжному театральному фестивалю, который впервые состоится в 2013 году и будет проводиться раз в два года. Предполагается участие театров из Франции, Польши, Германии, Латвии, Эстонии, Литвы. Все они принимали у себя «Диалог», теперь пришло время пригласить их к нам, в Смоленск.

Светлана РОМАНЕНКО

Опубликовано в "СГ" 7 февраля 2012 г. №12 (890)
Новости по теме
Мы выбираем «Диалог»
24 ноября 2011 1197
Каждый год в конце ноября в нашем городе и по всей стране проходит неделя «Театр – детям и юношеству». Главная задача акции – помочь детям и юношеству открыть для себя увлекательный, удивительный, волшебный мир театра. Ведь именно искусство способно ответить на главные вопросы нашей жизни: зачем человек живёт на земле и как ему жить?Смоленская областная юношеская библиотека принимает живое участие в театральной неделе: готовит книжные выставки, знакомящие с искусством театра, конкурсно-познавательные программы, просмотры лучших спектаклей в записи на дисках.21 ноября в гостях у юношеской библиотеки был молодёжный театр-студия «Диалог». На встречу со зрителями пришёл художественный руководитель театра, режиссёр, художник, педагог, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ Виктор Зимин. Вместе со своим руководителем на встрече были артисты театра Игорь Рябцев и Евгений Шунаев.
08 ноября 2011 2134
...Призом «За лаконизм выразительных средств» был отмечен спектакль «Марсианские хроники» (по мотивам Рэя Брэдбери) студенческого театра Воронежского государственного педагогического университета «Первый курс», который уже второй раз участвует в фестивале «Открытая кулиса». А приз «За дебют на фестивале «Открытая кулиса» вручили студенческому коллективу из Петрозаводска, который так же, как и организатор молодёжного театрального фестиваля «Открытая кулиса», называется «Миракль», что в переводе с французского означает «чудо». То есть чуда, которого всегда ждёшь от театра, становится больше
Смоленский театр «Диалог» на фоне артгротеска
06 апреля 2011 2301
С 25 по 27 марта в Таллине проходил V Международный фестиваль любительских театров «Балтийский берег-2011». Смоленск представлял театр-студия ДК профсоюзов «Диалог», который привёз на фестиваль «Женитьбу» Гоголя в постановке руководителя театра – заслуженного деятеля искусств РФ Виктора Зимина
Смоленский театр Miracle покорил Германию
14 сентября 2010 2959
В этом году исполняется пять лет студенческому театру Miracle. Прошлый театральный сезон для молодых артистов из Смоленска был очень насыщенным.
Гран-при фестиваля Смоленский ковчег уехал в Москву
13 апреля 2016 565
Им был отмечен спектакль «Игра в Наполеона» театра на Юго-Западе...
"Щелкунчик" под Новый год
11 декабря 2009 2774
В канун Нового года Смоленский драматический театр имени Александра Грибоедова приготовил для своих маленьких зрителей сюрприз.25 декабря на сцене театра состоится премьера музыкального спектакля по сказке Эрнста Гофмана "Щелкунчик", в котором использована музыка Петра Ильича Чайковского к одноимённому балету.
"));