3 декабря 2016 07:34
USD 64,15   EUR 68,47
27 марта 2012 1609

«Мотылёк». Перед лицом вечности

«Мотылёк». Перед лицом вечности

Премьера в Смоленском камерном театре. Пётр Гладилин «Мотылёк», фантасмагория в пяти картинах.

Часто ли мы размышляем о своём предназначении? Скажете, очередная патетика, нравоучение вместо рецензии? Нет, не только. Это простой вопрос, который время от времени должен возникать у любого нормального человека. И его решают для себя герои новой постановки Смоленского камерного театра.
Автор пьесы Пётр Гладилин использует фантасмагорический приём, чтобы выявить черты главных героев. Но – кто здесь главный герой? Новобранец, сверхъестественным образом превратившийся в девушку? Нет, хотя это существо произносит очень горькие слова, которые должны жечь честь российских военнослужащих, не желающих (а может, и не могущих) навести порядок в собственных рядах.
Нет, главный герой – не чудак, превратившийся в чудачку. Главный герой – его визави, здесь используется приём, как в фильмах «Человек дождя» или «Такси-блюз»: встреча служит катализатором перемен в главном герое. И именно главный герой, бравый вояка полковник Кинчин, задаётся вопросом о собственном предназначении. Вопрос, который он, казалось, давно для себя решил.
Режиссёр Роман Родницкий решил спектакль как трагикомедию. Как известно, сочетание смешного и страшного многократно усиливает воздействие на зрителя.«Мотылёк». Перед лицом вечности
В камерном театре есть большой актёр, способный вести зал. Это заслуженный артист России Николай Парасич. В десантнике открываются такие глубины, у него за плечами оказывается такой опыт, что дух захватывает – и у зрителей, и у Коли Лебёдушкина (актрисы Валентина Родницкая, Мария Вилюнова).
Увы, толпа человеческая недалеко ушла от стада, затаптывающего слабых и неприспособленных. От этого стада прячет полковник новоявленную девушку, над которой толпа способна только надругаться. Спрятал, но не спас.
Надо признать, выбор пьесы и новая постановка – это удача камерного театра, создавшего спектакль, способный заинтересовать самую широкую зрительскую аудиторию. Практически идеальное музыкальное сопровождение подготовил Влад Макаров, очень интересно решена сцена с Отелло и Дездемоной…
Мне повезло. Возле меня сидели какие-то студенты, ребята и девушки, которые составляют ту самую жестокую, недалёкую толпу. Нося в своих головах в основном пошлые, примитивные мысли, они буквально улюлюкали вскрывшейся метаморфозе. Везение моё как зрителя заключалось в том, что я вблизи увидел реакцию естественных представителей мира, что ежедневно губит таких, как Коля Лебёдушкин, кто принимает дедовщину и все другие формы издевательства над личностью как должное. Кто презирает слабость, кто трактует интеллигентность как слабость, принимает искусство и философию за блажь, «попсу» – за разновидность плотского удовлетворения, и чьей спасительной идеологией является «быть как все», то есть не выделяться из стада.
Подействовал ли на них спектакль? Задумались ли они о неких высоких материях? Вряд ли. Диалог невозможен. Но когда полковник – Парасич произнёс свой финальный монолог, больше похожий на молитву, они как-то притихли. Как говорится, и на том спасибо.
Все исполняют своё предназначение: толпа глумится, адъютант пресмыкается, новобранец становится поэтом, капитан Багаев – убийцей, а кем становится главный герой?
Так чего мы стОим в глазах вечности? Ведь она совсем рядом – нельзя всё время этот вопрос откладывать на потом, ведь рано или поздно замечаешь, что жизнь – это мгновение, спустя которое мы сгораем. Как мотылёк.
«Мотылёк». Перед лицом вечности


Сергей МУХАНОВ, фото предоставлено театром

Опубликовано в "СГ" 27 марта 2012 г. №32 (910)
Новости по теме
ИП Пельц Зоя Денисовна
04 апреля 2014 1183
Премьера «Зойкиной квартиры» в Смоленском камерном театре...
В Смоленском камерном – премьера о любви
22 октября 2014 1136
Историю про новых Ромео и Джульетту будут играть три вечера подряд…
Камерный театр погнался за двумя зайцами
16 октября 2012 2220
12 октября начался новый, 24-й сезон в Смоленском камерном театре. Театр открыл его премьерой – комедией «За двумя зайцами» в постановке заслуженного артиста России Николая Парасича. Главным художником камерного театра стал заслуженный художник РФ Николай Агафонов. Это, безусловно, приобретение. Агафонов хорошо знаком смоленским театралам прежде всего своими работами в драматическом театре имени Грибоедова
Премьера в Смоленском камерном: «Бемби» Феликса Зальдена
23 октября 2011 3931
Смоленский камерный театр совершил маленький будничный подвиг – выучил новый язык. Своей новой постановкой он продолжил мощную гуманистическую традицию: практически все его работы пронизаны идеями добра и верой в высокое предназначение человека.Дело в том, что «Бемби» – спектакль пластический. В нём почти не говорят. Актёры доносят до юных зрителей переживания своих героев при помощи движения, пластики. Это сложно. Это головокружительно смело и трудно – поменять язык самовыражения. Декорации на сцене тоже живые: лес, деревья играют люди...
Премьера в Смоленском камерном: "Бешеные деньги"
03 ноября 2011 3014
Это – успех. Театр ненавязчиво, смешно донёс до зрителей свою точку зрения на происходящее. В спектакле нет морализаторства, нет дистанции, нет толщи времени. Напомним, режиссёром выступил художественный руководитель театра заслуженный артист России Николай Парасич.Камерный театр стойко удерживается от пошлости и скабрезностей, и это немаловажно, особенно на фоне «исканий» других театральных коллективов города...
Смолянам показали пластический спектакль
02 мая 2016 394
В камерном театре состоялась премьера спектакля по мотивам гоголевской «Шинели»…
"));