5 декабря 2016 07:25
USD 64,15   EUR 68,47
16 апреля 2012 3545

«Смоленский ковчег», день пятый: «Женитьба Фигаро»

В субботу, 14 апреля, Гомельским областным драматическим театром была представлена комедия Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Зрители встретили её тепло. Предлагаем читателям два полярных мнения об этом спектакле – за и против.

Против

Спектакль у наших гостей получился, увы, посредственный. Вообще, нужно обладать высокой самооценкой, чтобы браться за вершины мирового репертуара, к каким относится «Женитьба Фигаро» или, допустим, «Гамлет». Гомельцы замахнулись и проиграли: их «Фигаро» как минимум курьёзен. Впрочем, попытка – это тоже результат…«Смоленский ковчег», день пятый: «Женитьба Фигаро»
40 лет назад на киноплёнку был записан спектакль Московского театра сатиры с Андреем Мироновым в главной роли. Мне, как зрителю, эта работа кажется эталонной. Сделать лучше просто невозможно, можно сделать не хуже – и только. У белорусов не получилось.
Впрочем, есть ещё один путь, коварный и гадкий: устроить «новое» прочтение пьесы. Например, представить главного героя престарелым инвалидом-колясочником, занятым сводничеством. Можно представить Фигаро, Альмавиву и Керубино гомосексуалистами, мучающими окружающих женщин и получающими от этого удовольствие… Слава Богу, гомельский театр от таких «осовремениваний» далёк, и уже за это надо сказать ему спасибо.
«Женитьбу Фигаро» поставил главный режиссёр театра Виктор Чепелев, хорошо знакомый нашим зрителям по двум постановкам на сцене Смоленского драматического – «Слишком женатый таксист» и «Верная жена». (Заметьте, в названиях постановок Чепелева постоянно присутствует слово «жена».) Сам же заслуженный деятель искусств Республики Беларусь сыграл одну их главных ролей – графа Альмавиву (впрочем, об этом можно только догадываться, поскольку для многих гостей фестиваля стало нормой приезжать в Смоленск без театральных программок).
Сравнивая «Фигаро» и недавнюю премьеру – «Верную жену», можно прийти к выводу, что «Жена»-то получше будет… Пожалуй, главная претензия к режиссуре «Фигаро» – актёры не всегда понимают собственный текст. Они произносят его так скоропалительно, не задумываясь, как будто главное – поскорее от него избавиться (постановка театра «Ленком», появившаяся около 20 лет назад, страдала тем же врождённым пороком). Поэтому совершенно нелепо смотрятся многие сцены, например, примирение Фигаро с Марселиной сразу после судилища.
Плохо понимает свои поступки Сюзанна (в жизни такое случается, конечно, но в пьесе возлюбленная Фигаро – отнюдь не дура. Вот как характеризует её драматург: «Ловкая молодая особа. Остроумная и жизнерадостная, свободная, однако же, от почти непристойной весёлости развратных наших субреток»). Сюзанна в постановке Гомельского театра не очень-то любит Фигаро (допустим), флиртует с графом совершенно искренне, а главное – амикошонствует с его несчастной супругой. У них отношения подружек, чего просто не могло быть в насквозь иерархичном обществе. Актрисе, играющей графиню, удался только первый выход, где она явила настоящую величественность. Затем её героиня превратилась в недалёкую тётку в дорогом платье, занятую не столько соблюдением своей графской чести, сколько прямым заигрыванием с пажом. (Да, у Бомарше есть финальная часть трилогии про Фигаро, где выясняется, что графиня родила от Керубино, но это не значит, что в главной пьесе драматурга Розина должна быть участницей шоу «Давай поженимся».)
«Смоленский ковчег», день пятый: «Женитьба Фигаро»

Виктор Чепелев – неплохой артист, он сумел найти некие новые краски для Альмавивы. В графе есть шарм и коварство, все остальные герои – поверхностны.
Главным же провалом спектакля является центральная фигура – Фигаро. Думается, если у вас есть подходящий актёр на эту роль – искромётный, обаятельный, сексуальный, то можно ставить спектакль хоть с участниками самодеятельности. Увы, режиссёр привёз в Смоленск Фигаро, смахивающего на «дембеля»-десантника, что выговаривает божественный текст Бомарше (помните, какого высокого мнения о нём был Пушкин?) с грацией мультяшки.
Есть ещё одно наблюдение, которое способно затмить всё, что уже прозвучало выше.
Как известно, Валентин Плучек делал свой гениальный спектакль по переводу Николая Любимова. Текст многократно издавался в советское время и доступен в любой хорошей библиотеке. Так вот, если взять перевод и сличить его с записью спектакля театра сатиры, то заметны не только неизбежные сокращения, но и «отсебятина» главных героев, Фигаро и Альмавивы (ближе всех к тексту ведёт свою роль Вера Васильева, дай ей Бог здоровья!). Вся эта отсебятина Миронова и Ширвиндта тщательно сохранена в тексте, который раздавался на смоленских подмостках в субботу. Более того, романс, который Керубино исполняет графине, и мелодически, и текстуально заимствован из постановки 40-летней давности. Убедитесь сами: у Любимова принципиально другой текст.
«Смоленский ковчег», день пятый: «Женитьба Фигаро»

Мало того, при записи были огрехи и накладки, вызванные разными причинами, от требований хронометража до причуд режиссёров, и все они в той или иной степени перешли в постановку белорусов. Вот пример: в сцене судилища артисты театра сатиры ни разу не называют судью по имени (Бридуазон) – точно так же поступают и актёры Гомельской драмы. Мало того, в первом разбираемом деле актёр театра сатиры, играющий Дубльмена, чихнул, так и не назвав имя истца. Белорусский Дубльмен чихать не стал, но не нашёл ничего лучше, как начать фразу со сказуемого, отбросив подлежащее: «Возбуждает дело против Алонсо Кальдерона, юного драматического поэта. Тяжба возникла из-за одной мёртворождённой комедии…». Из чего можно сделать единственно возможный вывод: при постановке наши гости пользовались не книжным текстом, а расшифровкой «саундтрека» гениального спектакля Валентина Плучека. Вот такой постмодернизм!..
Спектакль разочаровывает и скромностью декораций. А ведь первое действие целиком проходит в графском доме… Костюмы отличаются в лучшую сторону, но и здесь есть «находки»: граф разгуливает в плисовых малиновых штанах, достойных казацкого атамана…

Сергей МУХАНОВ, журналист

«Смоленский ковчег», день пятый: «Женитьба Фигаро»



За

– Спектакль Гомельского театра – это ожидаемое для нас открытие. Потому что это Бомарше, а Бомарше не может быть плохим. Там текст уже сам по себе гениальный. Мы увидели искромётный спектакль. Думаю, все почувствовали энергию, которая шла со сцены в зал. Зритель реагировал на то, что происходит, очень открыто. Да, есть высочайшая планка, заданная спектаклем с Андреем Мироновым. Я видел много других спектаклей «Женитьба Фигаро». Мы обсуждали спектакль гомельцев с жюри и сошлись во мнении: он хорош тем, что не похож ни на один – по посылу, по актёрской отдаче. Актёры работали блестяще! Конечно, они немного волновались в чужом городе, но посыл был замечательный. Знаете, у меня накануне был очень тяжёлый день, но я получил от этого спектакля колоссальное удовольствие и был в отличном расположении духа.
Когда играют звёзды, иногда зрители реагируют именно на звёздность. А эти актёры – почти не известны нам. Гомель ведь далековат от Минска, и актёры варятся в собственном соку. Минские актёры, кроме своих постановок, ещё снимаются в кино, ведут активную творческую жизнь, а Гомель немного в стороне, и там актёры «заперты». Тем не менее актёрские работы хороши! Сюзанна – замечательная молодая актриса. Все понравились – графиня, Сюзанна, граф, Фигаро. Керубино – замечательный молодой актёр, комичный, экстравагантный, с фактурой: всё сошлось. Мы видели, как на него реагировал зал – потому что это было очень органично! Ведь зрителя не обманешь! Если зритель видит фальшь, видит, что всё «понарошку», то он тогда и реагирует «понарошку». Керубино – это актёрская удача! Мне кажется, что во все роли спектакля была заложена хорошая, позитивная энергетика, и зрители её почувствовали.
«Смоленский ковчег», день пятый: «Женитьба Фигаро»

По спектаклю мы увидели, что главное действующее лицо – граф. Вот такой поворот, такой ход режиссёра. Акцент сделан на этом герое. Граф в этой постановке очень интеллектуален, Чепелев здорово работал по-актёрски, потому что он думал на сцене. Альмавива – думающий персонаж, что важно в этом искромётном спектакле, когда действие очень быстро меняется. Реплики ведь «шоколадные», их просто говори – и уже всё будет замечательно, но Альмавива – мыслящий герой!..
Важный момент – как хорошо ложится музыка на спектакль. Она замечательно компонуется, и музыкальное сопровождение очень точно ложится на действие. Всё совпало – и музыка, и текст. Кордебалет отличный!.. Ведь что такое актёрская профессия? Если ты берёшься показать пластику, то должен сделать это хорошо, легко! И у них это получилось, у меня по-зрительски не было какого-то отторжения. Переходы от сцены к сцене очень важны были, и они тоже удались. Словом, я по-зрительски доволен!

Валерий БЕЛЯЕВ, продюсер фестиваля «Смоленский ковчег»
«Смоленский ковчег», день пятый: «Женитьба Фигаро»


Опубликовано в "СГ" 17 апреля 2012 г.№41 (919)
Новости по теме
«Смоленский ковчег-2012». Итоги
17 апреля 2012 3951
Приза за лучшую мужскую роль второго плана удостоен Сергей Дубровский (Мичуринский драматический театр) за роль Люсьена в спектакле «Нас обвенчает прилив».Приза за лучшую женскую роль второго плана удостоена заслуженная артистка России Татьяна Никитина (Костромской драматический театр им. А.Н. Островского) за роль Кабанихи в спектакле «Гроза».Приза за лучшую женскую роль первого плана удостоена Шарлотта Гримфьорд Седерблад, сыгравшая Мари Кингсли в одноимённом спектакле театра «Альбатрос» из Швеции.Приза лучшую мужскую роль удостоен заслуженный артист Республики Беларусь Виктор Чепелев, сыгравший графа Альмавиву в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (Гомельский драматический театр)...
14 сентября 2011 1204
Сегодня на сцене Камерного театра смоляне увидели гостей из Орла со спектаклем «Девочки! Кто хочет 250 тысяч?» Наши зрители очень тепло встретили остросоциальную комедию, по окончании спектакля зал стоя приветствовал актёров. Помимо этой постановки по пьесе А. Слаповского «Рождение», гости привезли спектакль для детей «Весёлый Роджер»
«В списках не значился» вернулся на смоленскую сцену
30 апреля 2015 1083
О спектакле Камерного театра говорят зрители, побывавшие на премьере…
Гран-при фестиваля Смоленский ковчег уехал в Москву
13 апреля 2016 560
Им был отмечен спектакль «Игра в Наполеона» театра на Юго-Западе...
«Смоленский ковчег», день второй: «Утешитель вдов»
13 апреля 2012 3287
Во второй день «Смоленского ковчега» зрителям был показан спектакль «Утешитель вдов» Белгородского государственного академического драматического театра им. М.С. Щепкина, решённый как комедия
"Щелкунчик" под Новый год
11 декабря 2009 2771
В канун Нового года Смоленский драматический театр имени Александра Грибоедова приготовил для своих маленьких зрителей сюрприз.25 декабря на сцене театра состоится премьера музыкального спектакля по сказке Эрнста Гофмана "Щелкунчик", в котором использована музыка Петра Ильича Чайковского к одноимённому балету.
"));