6 декабря 2016 05:55
USD 63,92   EUR 67,77
18 апреля 2012 3227

«Смоленский ковчег», «шведский» день: «Мари Кингсли» и «Конго»

«Смоленский ковчег», «шведский» день: «Мари Кингсли» и «Конго»

Самыми камерными работами на фестивале оказались спектакли шведского театра «Альбатрос» из городка Этран. Они оказались симметричными, как крылья бабочки, которой не устаёт восхищаться главный режиссёр этого театра Роберт Якобссон. На каждом спектакле шведы работали дуэтами – в случае «Мари Кингсли» это женская пара, в случае «Конго» – мужская. Мне больше понравился первый спектакль – как более выверенный, отточенный, совершенный по форме.
Я бы назвал «Мари Кингсли» пуританским спектаклем: максимальный эффект достигнут минимумом выразительных средств. По сути, этот спектакль – монолог, дневник. Пуританкой была и его главная героиня. Не случайно приз за лучшую женскую роль фестиваля получила исполнительница роли Мари Кингсли актриса Шарлотта Гримфьорд Седерблад. Это женщина, которая не боится быть некрасивой на сцене, и потому – обворожительна. Она – особенная. Её бритвенную заточенность компенсирует более мягкая и женственная партнёрша, вызывающая в памяти Лив Ульман – Анна Уттертюн.
Если «Мари Кингсли» – вполне «бергмановская» работа, то спектакль «Конго» – это уличный театр, это представление для толпы, собравшейся в деревне в джунглях: артисты приехали!.. Артисты из кожи вон лезут, потому что если играть плохо, то вас съедят или изнасилуют. И тут возникает вопрос: а зачем надо было ехать в джунгли к каннибалам? Ответ: по причине невероятной духовности и отзывчивости.
На пресс-конференции польских гостей кто-то сказал в споре, что лучшей общественно-экономической формацией является шведский капитализм с человеческим лицом. Фестиваль позволил заглянуть в душу к людям, построившим самый справедливый строй. Что же мы там увидели? Отчаянный комплекс вины.
Шведы страдают тяжёлой формой рефлексии. Собственно, это и раньше было понятно любому зрителю, знакомому со шведским кинематографом. Теперь мы познакомились с рефлексией театральной.
Видимо, в этой стране слишком благополучное настоящее, раз оно позволяет так убиваться по прошлому, да ещё – прошлому далёкой африканской страны Конго. Сдаётся, в собственной биографии шведы могли бы сыскать не менее актуальные факты притеснения сильными слабых, палачами – невинных жертв. Вообще, болезненное влечение к прошлому – признак неблагополучия.
Гости из Европы – и «Альбатрос», и Новый театр из Лодзи – лишний раз заставили убедиться, что Европа переживает духовный кризис, кризис старых ценностей. Но шведы защищены скорлупой консервативности, мятежные же славянские души давно сбросили на пол все святыни и маются уже без них.
Вместе с тем никто не отменял максиму Достоевского, что человек начинается с ожога от чужой боли. «Если каждый из нас будет столько вкладывать себя, отдавать миру, такому сложному и жестокому, то мир будет добрее», – такими замечательными и справедливыми словами поблагодарил шведов за самоотдачу продюсер фестиваля Валерий Беляев. И это действительно так.

А вот как охарактеризовал увиденное в «шведский» день главный режиссёр Смоленского драматического театра им. Грибоедова заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий БАРКОВСКИЙ:
- Видимо, это в природе человека: иметь право исповедоваться – без каких-то эффектов. Консервативность – это огромная сила. Она сохраняет истинные ценности и воспитывает на них новые поколения граждан страны. Шведы хранят свои ценности, и это подкупает. Второй спектакль, «Конго», более экспериментальный, он интересен по своему постановочному ходу, по подаче. Роберт Якобсон – это режиссёр, который работает с дикими племенами, он не один год ездит с гастролями в Конго, Камерун. Он переходит на первобытный язык, художественными средствами пытается заинтересовать свою аудиторию, и ему это удаётся. Это – интереснейший мировой опыт.

«Смоленский ковчег», «шведский» день: «Мари Кингсли» и «Конго»


Сергей МУХАНОВ, фото автора

Опубликовано в "СГ" 19 апреля 2012 г.
Новости по теме
14 апреля 2012 1003
Зрители театрального фестиваля «Смоленский ковчег» познакомились в пятницу с работами шведского театра «Альбатрос» из небольшого города Этран. На малой сцене состоялся показ спектаклей «Мари Кингсли» и «Конго», в большом зале театра демонстрировался видеофильм о работах этого театра
Шведы дали в Смоленске три спектакля кряду
04 апреля 2014 979
Театр «Альбатрос» по-детски кричит об экологических проблемах «чёрного континента»…
«Смоленский ковчег-2012». Итоги
17 апреля 2012 3953
Приза за лучшую мужскую роль второго плана удостоен Сергей Дубровский (Мичуринский драматический театр) за роль Люсьена в спектакле «Нас обвенчает прилив».Приза за лучшую женскую роль второго плана удостоена заслуженная артистка России Татьяна Никитина (Костромской драматический театр им. А.Н. Островского) за роль Кабанихи в спектакле «Гроза».Приза за лучшую женскую роль первого плана удостоена Шарлотта Гримфьорд Седерблад, сыгравшая Мари Кингсли в одноимённом спектакле театра «Альбатрос» из Швеции.Приза лучшую мужскую роль удостоен заслуженный артист Республики Беларусь Виктор Чепелев, сыгравший графа Альмавиву в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (Гомельский драматический театр)...
11 апреля 2012 2373
Это вызвано ажиотажным интересом к некоторым постановкам, которые будут показаны на малой сцене Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова. Скоре всего, газетчики не увидят спектакли шведского театра \"Альбатрос\" - \"драмы для взрослых\" \"Мари Кингсли\" и \"Конго\". По предварительной информации, в храм шведской Мельпомены допустят только телевизионщиков
Сюрпризы «Смоленского ковчега»
02 апреля 2014 1585
Не претендуя на всеохватность, мы хотим привлечь ваше внимание к некоторым особенностям грядущего фестиваля...
Все призы и награды «Смоленского ковчега»
10 апреля 2014 1284
Мы подводим итоги только что завершившегося IV международного театрального фестиваля…
"));