4 декабря 2016 17:11
USD 64,15   EUR 68,47
27 апреля 2012 2099

От рождения звезды до рождения Галактики

От рождения звезды до рождения Галактики

Руслан Диваков – пожалуй, самый известный хореограф Смоленска, руководитель «Школы современного танца» – рассказал в интервью корреспонденту «СГ» о том, как ему удалось достичь профессиональных высот самому и помочь сделать это своим воспитанникам.
Руслан родился в Смоленске в 1967 году. Учился в школе №31. До восьмого класса успел позаниматься лёгкой атлетикой, прыжками в высоту, лыжами, стрельбой, теннисом и много чем ещё.


– Почему из всех увлечений выбрал танец?

– Это получилось практически случайно. Как-то мы с приятелем решили записаться в очередную секцию, но на стадионе «Спартак» её не оказалось. Шли обратно по улице им. Дзержинского. На двери танцзала «Молодость» увидели объявление о том, что ведётся набор в школу массового обучения бальному танцу: вальсу, латине, танго. Недолго думая, записались в секцию. Вот так я впервые зашёл в танцевальный класс – ради смеха! – и не вышел до сих пор, хотя прошло уже тридцать лет.

От рождения звезды до рождения Галактики


Любовь к танцу мне привили первые преподаватели – Татьяна и Сергей Безуглые. Они преподают бальные танцы до сих пор, у них своя танцевальная школа. Кстати, именно их ученики примерно моего возраста сейчас и работают преподавателями в Смоленске. С Татьяной и Сергеем мы встречаемся не слишком часто, но сохранили добрые отношения, несмотря на то, что я занимаюсь другой хореографией.

– Все остальные увлечения забросил сразу или постепенно?

– Нельзя сказать, что до увлечения танцами я занимался чем-то очень долго. Там год, там два… Увлекался всем, вплоть до клуба собаководов.

– А бальные танцы увлекли надолго?

– На десять лет. Я ушёл в армию, вернулся и продолжил танцевать. Наш коллектив назывался «Ритм».
Как-то раз в Смоленск приехал Валерий Леонтьев со своим коллективом. Получилось так, что его танцоры познакомились с нашими преподавателями. Тогда коллектив стал понемногу заниматься эстрадной хореографией. Мы даже смогли поработать с постановщиком, который ставил танцы коллективу Леонтьева. Так понемногу во мне стала зарождаться любовь к современному танцу.

В бальных танцах два человека, партнёрша и партнёр, связаны в одно целое. Но не всегда получается так, что оба хотят посвятить танцу всю свою жизнь. Моя партнёрша решила закончить танцевальную карьеру. Тогда я просто не знал, куда деваться. Так и родилась идея заняться другой хореографией. Уже тогда я решил, что буду руководителем танцевального коллектива, хотя для этого на тот момент у меня ничего не было.

– Наверное, главное, что должно быть в начале пути, – это хорошее образование?

– Совершенно верно. Знакомые дали мне координаты человека, у которого можно многому научиться. Я поехал «покорять Москву». Со мной согласился заниматься известный в то время преподаватель джаза и модерна Николай Огрызков. У него была первая в России школа современного танца. Студия находилась в престижном районе – недалеко от Старого Арбата. Николай был фанатом своего дела, был знаком со многими знаменитостями, они даже захаживали к нему на чай.

Когда пришёл на первое занятие, я думал, что умею хоть что-то. Оказалось, что не умею ничего. Попал в класс к продвинутым танцорам. Не скрою, не обошлось без тихих слёз в раздевалке, когда меня никто не видел. Кстати, по тем временам уроки стоили дорого: 15-20 долларов за одно занятие. К сожалению, два года назад Николай Огрызков умер…

Потом я занимался у хореографов, которые были преподавателями Николая Огрызкова. Моими учителями стали Рик Одумс и Джеральдин Армстронг из Франции, Милтон Майерс из США. Они до сих пор приезжают в Москву, и я стараюсь посещать их мастер-классы.

– А в свободное от занятий время чем занимался?

– Скорее, наоборот: занимался обучением в свободное от работы время. На тот момент я уже начал создавать свой шоу-балет и параллельно преподавал танцы. Вечером мы выступали в ресторане, после ресторана ехал на мастер-класс и возвращался домой уже следующей ночью. Такие разъезды продолжались довольно долго. В поезде было невозможно спать: болели ноги, ныло всё тело. Зато я получил бесценные навыки, которые служат мне до сих пор.

– Как развивал свой шоу-балет?

– Мы сшили не слишком дорогие костюмы, отрепетировали танцевальную программу и сняли своё первое видео. Потом я обошёл с этими видеокассетами половину агентств Москвы. Однажды даже пришлось ночевать у незнакомых людей, которые меня приютили. Первые «настоящие» деньги мы заработали, когда отправились на полгода в Японию. Дальше всё закрутилось, стало легче. Мне тогда ещё и тридцати не было.

– А когда появилась сама школа?

– Мы не стали определять дату рождения школы. Скажу одно: работает она уже очень давно. Сначала занимались в основном со студентами. Приходилось проводить занятия в неприспособленных помещениях. Я учился сам и одновременно учился преподавать. Просто занимался танцами и учил этому других, как и сейчас, но тогда возможностей было меньше.

– Странно, ведь некоторые считают, что школа танцев – прибыльный бизнес…

– Это не так. Если школа и приносит какие-то деньги, большинство из них идёт на аренду помещений и дальнейшее развитие. Только за последнее время мы сумели открыть три специализированных танцевальных зала. До этого снимали зал в шейпинг-клубе, а это дорого и неудобно. Я не бизнесмен и не гонюсь за прибылью. Я просто занимаюсь любимым делом.

– Но своё имя школе всё же дал… Что это – тщеславие?

– Ни в коем случае! Просто со временем работать совсем без названия стало нелогично. Почему бы и не назвать школу именно так?

– Три танцевальных центра вмещают всех, кто желает учиться танцу?

– Пока вмещают. Дело в том, что мы не гонимся за количеством. Стараемся работать в основном с детьми: из них можно что-то слепить, выучить и вырастить танцоров. Сейчас у нас полтора десятка преподавателей и почти три сотни учеников.

– А как же взрослые? Неужели для них всё потеряно?

– Почему же, работаем и с ними. Некоторые так увлекаются! Обнаруживают талант, сами становятся преподавателями школы. Но для этого нужно заниматься минимум пять лет. Преподавателями становятся единицы, а вот научить двигаться под музыку можно практически любого.

– В каком возрасте лучше начинать заниматься танцами?

– Чем раньше, тем лучше. Правда, лучше подождать до пяти лет. В этом возрасте ребёнок уже может сосредоточиться, появляется целеустремлённость. Кстати, танцы помогают развивать эти качества.

– А что делать талантливым детям, родители которых не могут платить за обучение? Они к вам никогда не попадут?

– Теперь такой шанс есть. В этом году мы открыли специальную группу. Проводили отбор, по итогам которого взяли полтора десятка деток. Занимаемся с ними совершенно бесплатно, но есть условие: работаем ежедневно с понедельника по пятницу. По всем направлениям.

– Почему некоторые дети бросают танцы?

– Потому что со временем понимают, что это большой труд. Сначала насмотрятся телевизора и решат, что танцы – это и модно, и легко. А на практике выходит, что нужно и растяжкой заниматься, и технику изучать, и головой думать. Да и физическая нагрузка не всем под силу.

– Какие танцевальные направления сейчас пользуются наибольшим интересом у смолян?

– В основном так называемая уличная хореография: клубные танцы, хип-хоп, ар-эн-би, брэйк-данс, хаус. Популярны джаз, модерн, афроджаз, те же восточные или бальные танцы. Девушки с удовольствием идут заниматься в группу гоу-гоу. Это направление для тех, кто хочет научиться стильно и модно двигаться под клубную музыку. Есть ещё стрип-пластика: это несложно и очень красиво.

– А для маленьких детей нужна особая программа занятий?

– Конечно! С ними нужно заниматься пластикой, ритмикой, делать упражнения на музыкальность и координацию движений.

– За это время сложился какой-нибудь танцевальный коллектив?

– Даже несколько. Детский коллектив «Галактика» как раз и ездит на конкурсы. Есть группа клубного танца, ребята взяли себе название «Степ бай степ» («Шаг за шагом»). Ещё один коллектив из ребят постарше исполняет современные танцы.

– Хорошо, допустим, дети годами прилежно занимаются. Но ведь каждому интересно выступать, чтобы все увидели, чему он научился?

– Мы это прекрасно понимаем. Поэтому уже несколько лет проводим по два крупных мероприятия в год. В феврале это «Зимнее шоу», в программу которого попадают лучшие номера воспитанников, также танцуют преподаватели и наши гости. В мае мы проводим отчётные концерты, на которых выступают только наши ученики. Наши воспитанники часто ездят на конкурсы и фестивали. Только один раз они не заняли призового места, а обычно приезжают с дипломами. Участвуем во многих городских мероприятиях.

– Каким будет нынешний отчётный концерт и когда он пройдёт?

– Программа будет называться «Рождение Галактики. Эпизод пятый. Живи, люби, танцуй». Из названия понятно, что это наш пятый по счёту серьёзный отчётный концерт. Он пройдёт 29 мая в КЦ «Губернский». Выступят все воспитанники школы: не только дети, но и группы, занимающиеся, скажем, стрип-пластикой или гоу-гоу. В этом году впервые выступит группа по хобби-классу. Это взрослые люди, в основном родители наших воспитанников.

– Пора подвести итог. Каждый ли человек может танцевать?

– Абсолютно каждый, причём в любом возрасте. Нужно только желание, труд и ничего больше.

– А что вообще танец даёт человеку?

– Вечную молодость, ведь танец – это прежде всего движение. Каждый человек похож на аккумулятор: чем больше он двигается, тем больше энергии вырабатывает. Танец – это ещё и заряд положительных эмоций, особенно когда всё хорошо получается. А ещё он отлично поддерживает физическую форму. Не зря говорят, что танец – это жизнь.

Елена НЕДБАЙЛОВА

Опубликовано в "СГ" 28 апреля 2012 г. №46 (924)
Новости по теме
Участник шоу «Танцы» Андрей Драгунов провёл мастер-класс для смолян
14 сентября 2016 277
Учениками необычного танцора стали люди с ограниченными возможностями...
Хореограф Ольга Лучина: К детям нужно привыкнуть!
07 июля 2010 4609
На отчётном концерте студии эстрадного танца «Фаворит» эту девушку отметили особо, и родители выступавших детей задарили её букетами цветов! Почему, хочется спросить? Как молодая девушка стала педагогом-репетитором танцевального коллектива? Как Ольга Лучина учит детей?
Дивное шоу Руслана Дивакова
21 февраля 2011 3777
В минувшее воскресенье, 13 февраля, в Доме офицеров прошёл традиционный танцевальный концерт «Новое Зимнее шоу».В концерте принимали участие все воспитанники Центра современной хореографии школы танца Руслана Дивакова, а также детские коллективы «Галактика» и «Стэп бай стэп», шоу-балет Руслана Дивакова, смоленская певица Тамро и московский танцевально-театральный коллектив «Студос».Зал Дома офицеров, рассчитанный на 900 мест, был заполнен. Причём это не только родители выступающих танцоров, но и обычные зрители, купившие билеты в кассе...
В Смоленске прошел фестиваль восточного танца
03 декабря 2010 3391
К восточным танцам невозможно оставаться равнодушным, они красивы и зажигательны! Смолянам, которые в эти первые морозы пришли посмотреть III открытый фестиваль-конкурс восточного танца BELLIDANCE-2010, повезло. На таком мероприятии не замёрзнешь от аплодисментов и криков «браво!».
Лаборатория движения Романа Савченко
14 декабря 2010 1562
Каждому развивающемуся, ищущему человеку необходим творческий рост. В нашем случае речь пойдет о танце. Тут вам и классический балет, и молодёжные рейвы. А есть ещё современный танец, о котором толком никому ничего непонятно. Что это такое и где его можно увидеть? В 2006 году Роман Савченко поставил перед собой задачу показать современный танец во всей красе, тем самым способствуя его развитию. Так появилось Metro Dance.
Есть ли жизнь без танцев?
07 июля 2010 4464
…Кто-то уверенно скажет, что есть. Но, безусловно, найдутся люди, для которых жизнь без танцев - это просто существование.
"));