Культура

Уважайте своих артистов!

11 мая 2012 года в 15:24
Когда мы опубликовали фотоотчёт о фестивале «Смоленский проект», к нам на сайт пришёл замечательный отклик. Его автор поднял проблему, которую мы поначалу недооценили:

- Спасибо за репортаж о фестивале, участницей которого являюсь уже на протяжении 14 лет. Срок немалый. Но каждый раз после выступления не обнаруживаю себя ни в репортажах смоленского телевидения, ни в прессе. О нас забывают: зачем вообще говорить о солистах периферии?! Конечно, лучше написать о Ларисе Афанасенковой, которая уехала в своё время из Смоленска, а теперь приезжает в качестве гостьи, и приятнее говорить о Диме Павлове как о госте, который тоже приехал из Москвы, хотя попал в Москву из той же из провинции. Я не берусь обсуждать профессиональные качества того или иного исполнителя – они, бесспорно, высоки! Но что получается: если я не уехала в своё время в Москву, а всю жизнь отдала сцене города Сафоново, я не достойна того, чтобы хоть раз за всё время хоть где-то промелькнула моя фамилия? Но ведь мы выступали на этом проекте, и не один раз, воздайте, пожалуйста, должное тем солистам, которые готовятся к фестивалю, волнуются, тратятся, покупая наряды за свой счёт, и выступают абсолютно бесплатно. Уважайте своих, пусть самодеятельных, но на уровне – артистов. Спасибо.
Лауреат всесоюзных, всероссийских, международных конкурсов, обладатель специального приза СИЗИФ международного джазового фестиваля «Смоленский проект», а так же дипломант этого же фестиваля Надежда Чуенкова.


Надежда называет участников фестиваля, чьи имена, действительно, упоминались в отчётах с концертов. Их представляли как московских музыкантов, как гостевых звёзд джазовой сцены, хотя не секрет, что они – дети смоленской земли, не так уж давно её покинувшие.

Уважайте своих артистов!
Мы встретились с Надеждой, и она замечательно обрисовала проблему на примере недавней победы своей землячки Елизаветы ГОЛОВАНОВОЙ, ставшей «Мисс Россия – 2012»:
- Чтобы тебя любили, чтобы тебя уважали, нужно уехать в Москву, а потом приехать домой с выступлением. Тогда ты – звезда! Если же ты любишь родную провинцию, если ты ей по-человечески верен, отдал ей всю жизнь, то уважения земляков это ну никак не заслуживает!
Перед Елизаветой рано или поздно встанет тот же выбор, что когда-то стоял передо мной: семья или карьера? И если она выберет семью, останется в Сафонове, то в дальнейшем столкнётся с равнодушием и неуважением. Если она выберет карьеру, то она, безусловно, уедет из Сафонова, и тогда многие наши земляки будут смотреть на неё разинув рот, снизу вверх. Получается, для того, чтобы тебя уважали, нужно уехать с малой родины? Получается, мы прямо подталкиваем молодёжь к тому, чтобы она уезжала в столицу? Почему мы не ценим таланты, живущие по соседству?!

Действительно, а почему?

Надежда Чуенкова с гордостью демонстрирует вырезки из старых смоленских газет, посвящённые её отцу, известному музыканту, баянисту-виртуозу, работавшему с самодеятельными артистами в Кардымове и Сафонове. Александр Емельянович объездил с агитбригадой всю область, писал песни. Вероятно, он – единственный баянист на Смоленщине, который был награждён медалью «За трудовую доблесть»:

…Агитбригада Кардымовского дома культуры выехала в район для культурного обслуживания колхозников, занятых на полевых работах. Агитбригада уже побывала в сельхозартелях «Свой труд» Мольковского сельсовета, «Памяти Кирова» и имени Будённого Бережнянского сельсовета, совхозе «Каменский» и в других колхозах, где выступила с концертами. В программе концертов – русские народные песни и песни советских композиторов, шуточные пляски.
Особенно хорошо принимают зрители песни «Приди», написанную на слова заведующего Кардымовской избой-читальней тов. Прохорова художественным руководителем Дома культуры тов. Чуенковым и «29 поросят», посвящённую лучшей свинарке района тов. Сидоренковой. Знакомясь с жищзнью колхоза, бригада собирает наиболее интересные факты, которые используются потом в концерте. Кроме этого, члены агитбригады помогают выпускать боевые листки,«молнии» и «окна сатиры».

М. Луков, инструктор Кардымовского Дома культуры,
газета «Рабочий путь», 27 мая 1956 года


Надежда затронула очень важную проблему, без решения которой очень сложно построить нормальное общество – проблему самоуважения. У нас дефицит не то что воздаяния по заслугам – речь о простом уважительном отношении к себе, своим корням, людям, живущим по соседству, тем более – к мастерам своего дела.
Короткая историческая память – это забвение не только целого строя, но и людей, собственных предков, которые тогда жили. Найдёте ли вы где-нибудь сейчас в прессе рассказ о ярком человеке, талантливо и достойно прожившем жизнь, посвятившем её родной Смоленщине, родной стране? То-то и оно… Впрочем, это претензии не к читателям.
Надежда подняла ещё одну проблему – поощрения за труд. Поощрения не только материального, но и морального. Если занятие самодеятельным творчеством – дело социально значимое, то, наверное, общество (государство) должно как-то поощрять, отмечать лидеров, застрельщиков в этом деле?
Тут, увы, советский опыт гораздо значительнее ныне действующих отношений. В советское время не только широко приветствовалось и развивалось самодеятельное движение, но были предусмотрены почётные звания и знаки отличия.
Сейчас артист самодеятельности тоже может получить звание «заслуженный работник культуры», но слышали ли вы о таком поощрении? Мы – нет. Либо у нас в области нет заслуженных людей в самодеятельности, либо наши чиновники, работающие в сфере культуры, не очень расторопны.
Самодеятельность – это не «непрофессионализм», каковой многим слышится в этом слове, самодеятельность – это прежде всего рост над собой, нежелание мириться с серыми буднями, с унылой однообразной действительностью, попытка украсить её своим творчеством.
Тому, кто относится к самодеятельности с пренебрежением, не худо вспомнить, что на протяжении последних десятилетий (!) никто не сделал так много для создания положительного образа Смоленщины на всероссийском уровне, как команда КВН «Триод и Диод» – ребята, по сути занимающиеся самодеятельным творчеством.

Уважайте своих артистов!
Мы предложили Надежде Чуенковой дать совет с высоты творческого и человеческого опыта:
- Если бы меня спросили, как сейчас быть молодым талантливым людям, ребятам и девчонкам, я бы сказала: не откладывайте ничего на потом. Знаете, я была очень скромной – и в пять лет, когда отец учил меня петь, и в 20, и в 45. Я ждала, что может быть кто-то заметит меня, как в той сказке о Золушке... Так вот: не надо ждать! Пробивайтесь сами!


Надежда ЧУЕНКОВА: на большой сцене с 1965 года. На протяжении 35 лет бессменная солистка народного коллектива Эстрадного оркестра под управлением заслуженного работника культуры России В.М. Овчинникова, участница всесоюзных телепередач «Споёмте, друзья!», «Добро пожаловать!». Удостоена нагрудного знака ВЦСПС «За достижения в самодеятельном искусстве» (1983 год).
В гости к книге
Добро пожаловать на 55-й Международный музыкальный фестиваль имени Глинки!

Другие новости по теме