8 декабря 2016 03:09
USD 63,91   EUR 68,5
19 июня 2012 1305

Виталий Барковский пообещал сполна проявиться в новом спектакле

Виталий Барковский пообещал сполна проявиться в новом спектакле

Стильный режиссёр Виталий Барковский посвятил свою новую работу проблеме распада современного общества

Сергей МУХАНОВ

Новая постановка Смоленского государственного драматического театра им. Грибоедова вызывает множество разговоров ещё до премьеры. Скажете, так и должно быть? Разумеется. Говорят, «Нас поцелует рассвет» по пьесе Виталия Острова – это очень жёсткая работа. Почему бы не поговорить о готовящемся спектакле с его постановщиком? Наш собеседник – главный режиссёр грибоедовского театра заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский:

- Необходимость такой постановки определяется степенью распространённости той беды, которая наблюдается и прогрессирует повсеместно: наркомания. Эта одна из язв, которые деформируют пространство нашего призрачного завтра, казалось бы, счастливого. Таких язв много, но прежде всего в их основе пренебрежительное отношение к себе, к тому, что Бог дал тебе некую возможность, а ты всячески – из-за лени, из-за наплевательского, совершенно безнравственного отношения к себе – начинаешь уничтожать то живое начало, которое было тебе дано свыше.
Здесь идёт разговор о социальном организме, который полностью поражён болезнью, начиная с властей данного условного города N.
- Почему спектакль имеет подзаголовок «танец потерянных душ»?
- Герои уже не кричат, не шумят, не раздражаются – они находятся в состоянии благостного созерцания, осознанного потребления конца жизни, конца света. Этот танец сегодня является частью общественного сознания. К нему привыкли, мы уже шаблонно воспринимаем эту беду. Наркомания сегодня набила такую же оскомину, как и борьба с коррупцией, например.
- Танец – это категория из мира искусства. Тем, что вы вводите такой подзаголовок, вы эстетизируете происходящее?
- Грех, сладострастье, соблазн иногда превращаются в общественную норму. Момент метафоры, обобщения этих процессов здесь есть, и через театр мы приводим это в определённую форму, поэтому эстетическая сторона здесь определённо присутствует. Увы, работающая структура по убийству людей уже никого не смущает, а ведь прежде убийство казалось чем-то запредельным…Но приносимое горе не проходит бесследно. Всё равно будет отмщение!..
- Почему стоит посмотреть этот спектакль?
- Хотя бы затем, чтобы посмотреть, какими театральными средствами можно дать импульс для страшного впечатления; дать попытку войти в сознание другого человека, чтобы зритель увидел, насколько это страшно – потерять жизнь, которую тебе дал Бог. Родителям стоит посмотреть этот спектакль, чтобы быть более внимательными к своим детям. Отец семейства вечно бывал в командировках, его жена актриса всегда мечтала сыграть нечто большое и кроме театра, банкетов и толпы поклонников ничего больше не видела. И они оставили внуков на бабушку и дедушку, которых забрали из деревни…
- Кто из актёров занят в премьере?
- Народная артистка России Людмила Сичкарёва, заслуженный артист России Сергей Тюмин, Геннадий Черкашин, Олег Кузьмищев, Анатолий Бибекин, Инна Флегантова, Ольга Фёдорова, Вера Дуплий, Валерий Брыксин – и вся молодёжь театра, просто вся: никто не гуляет без дела.
- В чём заключается особенность актёрской игры в этом спектакле?
- В достаточно условной форме существования на сцене, при этом нужно быть предельно наполненным биографиями героев. Практически сделать чужую жизнь своей и существовать в условной манере – очень сложно для артиста!
- Насколько логично завершать сезон премьерой? Готовясь к новому спектаклю, актёры существуют в особой реальности, совершают усилия над собой, стремятся понять ваш замысел, войти в ткань пьесы и создать её, эту ткань… Потом премьера и – бац: антракт до осени, второй показ – только в октябре! Осенью актёры соберутся и начнут припоминать, что там было в мае…
- Когда большие музыканты доходят до совершенства, то им совершенно без разницы, когда исполнять произведение. Если вещь сделана по-настоящему, то хоть ночью разбуди – человек с удовольствием сыграет. Это относится и к актёрам. Например, «Этюды любви» не были доведены до такой степени совершенства, как этот спектакль, но их никто не сможет испортить. Даже если актёры захотят – наоборот, будет получаться ещё лучше. Потому что подобное желание будет срабатывать как горячее, живое начало – в противоположность безразличию. Если мне удастся довести премьеру до автоматизма, до схемы, до формулы, то у них всё будет получаться. Вы увидите, так это или нет. Я считаю, что это будет в Смоленске первый спектакль, где проявится в полной мере моя формула постижения пространства. Здесь – страсть, кровь, пот, неразрешимые вопросы, это – тупики и трагедии. Мы все – часть целого, нерушимого процесса распада!
- Вы – ученик выдающегося режиссёра Анатолия Эфроса, присутствовали на шестистах репетициях мастера. Скажите, он на них тоже добивался некой «формулы», «схемы»?
- Нет, у него всё делали актёры, он только направлял. Поэтому у актёров иногда даже складывалось впечатление, будто он не знает, что делать. А он был настоящий интеллигент, был очень тактичен и осторожен со всеми, в том числе – с людьми, которых он создал и которые его сдавали. Он добивался своего через психологию, его спектакли были как исследования. Его интересовало меняющееся сознание в связи с меняющимся временем, меняющиеся отношения между людьми, меняющиеся ценности. Работать в Москве и не видеть ценность, не понимать Эфроса, его предназначения как личности, как духовника – это страшное дело, это грех!

Сергей МУХАНОВ, фото - Дмитрий ПРУДНИКОВ

Опубликовано в "СГ" 19 июня 2012 г. №65 (943)
Новости по теме
20 сентября 2011 3296
Совсем скоро Смоленский государственный драматический театр имени А.С. Грибоедова откроет новый 232-й сезон. Начнётся он 7 октября премьерой комедии по пьесе А.Н. Островского «Правда хорошо, а счастье – лучше». О том, с чем театр входит в новый сезон, что изменилось в актёрском составе и что ждёт зрителя уже в этом году, рассказал его главный режиссёр, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий БАРКОВСКИЙ.
Режиссёр Виталий Барковский рассказал о польских гастролях
31 октября 2012 1476
Как мы уже сообщали, в середине октября состоялись гастроли Смоленского государственного драматического театра имени Грибоедова в польском городе Лодзь, на сцене Нового театра имени Деймека. Смоляне привезли два спектакля – «Правда – хорошо, а счастье – лучше» Островского (режиссёр – Виталий Барковский) и «Королева красоты» (режиссёр – Олег Кузьмищев). О том, как принимала смоленский театр польская публика, рассказывает главный режиссёр театра заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий БАРКОВСКИЙ
Виталий БАРКОВСКИЙ. Если откликнулась твоя душа...
13 декабря 2011 1840
Как поётся в одной популярной песенке: «Новый год настаёт, он у самого порога…». В канун этого радостного праздника мы все начинаем немного верить в волшебство и ждать свершения чуда.Наших мальчишек и девчонок ожидает прекрасный подарок – в Смоленском государственном драматическом театре имени А.С. Грибоедова 23 декабря состоится премьера музыкальной сказки «Кот в сапогах». О предстоящей премьере этой волшебной сказки корреспонденту «СГ» рассказал режиссёр-постановщик спектакля, главный режиссёр театра, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий БАРКОВСКИЙ.
Восьмая премьера Виталия Барковского
30 ноября 2012 1998
Главный режиссёр Смоленского драматического театра имени Грибоедова - о своей новой работе и о том, как ему живётся в нашем городе
«Верная жена» способна улучшить нравы
20 марта 2012 4084
27 марта, в Международный день театра, Смоленский государственный драматический театр имени А.С. Грибоедова порадует зрителей премьерой. Смоляне увидят любовную историю по мотивам пьесы Сомерсета Моэма «Верная жена». Постановку осуществляет заслуженный артист Республики Беларусь Виктор Чепелев, уже поставивший на сцене нашего театра «Слишком женатого таксиста» Рэя Куни. Отметим, что Виктор Чепелев сейчас является директором и художественным руководителем Гомельского областного драматического театра.Почему выбор театра пал на эту пьесу, «СГ» рассказал главный режиссёр Смоленского драматического заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий БАРКОВСКИЙ (на снимке)
«Дирижёр» против тьмы
16 ноября 2014 922
20 ноября Смоленский государственный драматический театр имени Грибоедова покажет премьеру – спектакль Виталия Барковского «Дирижёр» по пьесе Леона Агулянского...
"));