Культура

Виталий Барковский пообещал сполна проявиться в новом спектакле

19 июня 2012 года в 08:29
Стильный режиссёр Виталий Барковский посвятил свою новую работу проблеме распада современного общества

Сергей МУХАНОВ

Новая постановка Смоленского государственного драматического театра им. Грибоедова вызывает множество разговоров ещё до премьеры. Скажете, так и должно быть? Разумеется. Говорят, «Нас поцелует рассвет» по пьесе Виталия Острова – это очень жёсткая работа. Почему бы не поговорить о готовящемся спектакле с его постановщиком? Наш собеседник – главный режиссёр грибоедовского театра заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский:

- Необходимость такой постановки определяется степенью распространённости той беды, которая наблюдается и прогрессирует повсеместно: наркомания. Эта одна из язв, которые деформируют пространство нашего призрачного завтра, казалось бы, счастливого. Таких язв много, но прежде всего в их основе пренебрежительное отношение к себе, к тому, что Бог дал тебе некую возможность, а ты всячески – из-за лени, из-за наплевательского, совершенно безнравственного отношения к себе – начинаешь уничтожать то живое начало, которое было тебе дано свыше.
Здесь идёт разговор о социальном организме, который полностью поражён болезнью, начиная с властей данного условного города N.
- Почему спектакль имеет подзаголовок «танец потерянных душ»?
- Герои уже не кричат, не шумят, не раздражаются – они находятся в состоянии благостного созерцания, осознанного потребления конца жизни, конца света. Этот танец сегодня является частью общественного сознания. К нему привыкли, мы уже шаблонно воспринимаем эту беду. Наркомания сегодня набила такую же оскомину, как и борьба с коррупцией, например.
- Танец – это категория из мира искусства. Тем, что вы вводите такой подзаголовок, вы эстетизируете происходящее?
- Грех, сладострастье, соблазн иногда превращаются в общественную норму. Момент метафоры, обобщения этих процессов здесь есть, и через театр мы приводим это в определённую форму, поэтому эстетическая сторона здесь определённо присутствует. Увы, работающая структура по убийству людей уже никого не смущает, а ведь прежде убийство казалось чем-то запредельным…Но приносимое горе не проходит бесследно. Всё равно будет отмщение!..
- Почему стоит посмотреть этот спектакль?
- Хотя бы затем, чтобы посмотреть, какими театральными средствами можно дать импульс для страшного впечатления; дать попытку войти в сознание другого человека, чтобы зритель увидел, насколько это страшно – потерять жизнь, которую тебе дал Бог. Родителям стоит посмотреть этот спектакль, чтобы быть более внимательными к своим детям. Отец семейства вечно бывал в командировках, его жена актриса всегда мечтала сыграть нечто большое и кроме театра, банкетов и толпы поклонников ничего больше не видела. И они оставили внуков на бабушку и дедушку, которых забрали из деревни…
- Кто из актёров занят в премьере?
- Народная артистка России Людмила Сичкарёва, заслуженный артист России Сергей Тюмин, Геннадий Черкашин, Олег Кузьмищев, Анатолий Бибекин, Инна Флегантова, Ольга Фёдорова, Вера Дуплий, Валерий Брыксин – и вся молодёжь театра, просто вся: никто не гуляет без дела.
- В чём заключается особенность актёрской игры в этом спектакле?
- В достаточно условной форме существования на сцене, при этом нужно быть предельно наполненным биографиями героев. Практически сделать чужую жизнь своей и существовать в условной манере – очень сложно для артиста!
- Насколько логично завершать сезон премьерой? Готовясь к новому спектаклю, актёры существуют в особой реальности, совершают усилия над собой, стремятся понять ваш замысел, войти в ткань пьесы и создать её, эту ткань… Потом премьера и – бац: антракт до осени, второй показ – только в октябре! Осенью актёры соберутся и начнут припоминать, что там было в мае…
- Когда большие музыканты доходят до совершенства, то им совершенно без разницы, когда исполнять произведение. Если вещь сделана по-настоящему, то хоть ночью разбуди – человек с удовольствием сыграет. Это относится и к актёрам. Например, «Этюды любви» не были доведены до такой степени совершенства, как этот спектакль, но их никто не сможет испортить. Даже если актёры захотят – наоборот, будет получаться ещё лучше. Потому что подобное желание будет срабатывать как горячее, живое начало – в противоположность безразличию. Если мне удастся довести премьеру до автоматизма, до схемы, до формулы, то у них всё будет получаться. Вы увидите, так это или нет. Я считаю, что это будет в Смоленске первый спектакль, где проявится в полной мере моя формула постижения пространства. Здесь – страсть, кровь, пот, неразрешимые вопросы, это – тупики и трагедии. Мы все – часть целого, нерушимого процесса распада!
- Вы – ученик выдающегося режиссёра Анатолия Эфроса, присутствовали на шестистах репетициях мастера. Скажите, он на них тоже добивался некой «формулы», «схемы»?
- Нет, у него всё делали актёры, он только направлял. Поэтому у актёров иногда даже складывалось впечатление, будто он не знает, что делать. А он был настоящий интеллигент, был очень тактичен и осторожен со всеми, в том числе – с людьми, которых он создал и которые его сдавали. Он добивался своего через психологию, его спектакли были как исследования. Его интересовало меняющееся сознание в связи с меняющимся временем, меняющиеся отношения между людьми, меняющиеся ценности. Работать в Москве и не видеть ценность, не понимать Эфроса, его предназначения как личности, как духовника – это страшное дело, это грех!
К 70-летию Пола Маккартни
Людмила Касаткина. Помнить имя своё

Другие новости по теме