6 декабря 2016 18:57
USD 63,87   EUR 68,69
30 декабря 2009 5689

Интернет: оптика - в дом

30 декабря в Смоленском филиале ОАО «ЦентрТелеком» состоялось торжественное подведение итогов конкурса на лучшую журналистскую работу по освещению деятельности предприятия. Конкурс был приурочен к 150-летию смоленской электросвязи. Главный приз – нетбук – вручён члену Союза журналистов России Сергею Амелину за статью, размещённую на Интернет-портале «Смоленский форум». Тема публикации – переход с технологии ADSL на опто-волоконную связь.Нам особенно приятен этот успех, потому что Сергей Александрович долгое время проработал корреспондентом «Смоленской газеты». Поздравляем победителя!
Вашему вниманию предлагается статья-лауреат:

ИНТЕРВЬЮ С ДИРЕКТОРОМ СМОЛЕНСКОГО ФИЛИАЛА ОАО «ЦЕНТРТЕЛЕКОМ» АНДРЕЕМ БАЛЬЧУНАСОМ

- Андрей Витаутович, что вы считаете наиболее важным, из того, что сделано в филиале за последние годы?
- Если посмотреть процесс развития услуг связи за последние несколько лет, то по нашим традиционным услугам (традиционная телефония) потихоньку и не особо заметно для потребителей идет интенсивный процесс модернизации сети. В конце прошлого года мы практически завершили подключение районных центров области оптико-волоконным кабелем. Это - достаточно серьезная модернизация внутриобластной сети. И проходила она весьма высокими темпами. Первый оптико-волоконный кабель у нас был проложен в сторону Москвы и соединил со Смоленском Ярцево, Сафоново, Вязьму и Гагарин. Он был введен в эксплуатацию в конце 2004 года. А за следующие 4 года нам удалось соединить оптико-волоконными линиями связи все остальные райцентры области.
Второй немаловажный момент – идет работа по повышению надежности функционирования сети – подключение районов по разнесенным кабелям, по разным направлениям. Иначе при повреждении оптоволоконного кабеля (а это случается) район остается без связи. Чтобы уйти от этих проблем, нужно сделать так, чтобы до района доходил не один кабель, а, как минимум, два. Вероятность того, что оба одновременно выйдут из строя – существенно ниже. Может, это не сильно заметно для наших потребителей, но серьезно сказывается на нашей работе. Тоже самое касается и связи Смоленска с внешним миром.
В прошлом году нами созданы две кольцевых структур, которая охватила примерно 60% районов области. На завершающей стадии находится создание канала в сторону Брянска для резервирования внешней магистральной линии связи. Кабель уже проложен, оборудование установлено, осталось только реализовать систему пропуска трафика у наших коллег в Брянской области. Завершение работ планируется на ближайшие нескольких месяцев. После этого мы станем единственным оператором в Смоленской области, имеющим полную систему резервирования внешнего трафика (и телефонии, и Интернет-трафика). Наиболее трудоемкая часть работы уже сделана (прокладка кабеля), осталась настройка оборудования.
Это должно значительно повысить надежность предоставления услуг связи. В настоящее время повреждение единственного идущего на Москву кабеля приводит к значительным проблемам и временной приостановке предоставления наших услуг. И это, увы, не редкость, причем чаще всего повреждения кабеля происходит не у нас, а в Московской области, где ведется интенсивное строительство.
По этому поводу в наш адрес часто звучали нарекания, причем, вполне справедливые. И мы принимаем меры для исправления ситуации. Вся эта огромная работа почти незаметна для наших абонентов, поскольку не дает им новых услуг, а лишь обеспечивает надежность их предоставления. Но надежность – это одно из составляющих качества услуги и мы надеемся, что наши клиенты все-таки оценят улучшение качества и надежности связи.
- Какие направления дальнейшего развития филиала вы считаете приоритетным?
- Свое дальнейшее развитие мы связываем в первую очередь с оказанием современных услуг широкополосного доступа к данным. Все наши проекты по строительству магистральных линий связи, линий связи до районных центров – все укладывается в эту схему.
На данный момент на рынке оказания Интернет-услуг в Смоленской области картина следующая: все альтернативные операторы по вполне понятной (и экономически обоснованной) причине пытаются вести свою деятельность там, где это им наиболее выгодно. А выгодно это там, где большая концентрация потенциальных клиентов. Т.е. чем крупнее город, тем себестоимость строительства сети в расчете на одного абонента меньше. Соответственно, все альтернативные операторы начинают появляться сначала в самых крупных населенных пунктах области и в первую очередь, в областном центре, в Смоленске. Вторым по привлекательности является г. Десногорск, затем Ярцево, Сафоново, Вязьма. Критерием привлекательности является наличие максимального числа потенциальных пользователей, готовых заплатить за этот вид услуги. В результате конкурентная среда на рынке появляется именно в этих городах. Это приводит к тому, что диспропорция возможностей доступа к современным Интернет-услугам в городах и в сельской местности со временем только увеличивается. В городах появляются несколько провайдеров, которые начинают конкурировать между собой. В результате снижаются цены, растет качество связи, расширяется спектр предоставляемых услуг. Ведь эти компании борются за клиентов.
А в сельской местности этого не происходит. С точки зрения социальной справедливости – это неправильно. С точки зрения рыночной экономики – вполне естественно. Тем не менее, Центртелеком из-за доставшейся нам инфраструктуры связи очень часто называют монополистом и обвиняют в необоснованном завышении цен, приводя в пример Москву и другие регионы. Однако никто не обращает внимание на то, что именно мы (и часто только мы) пытаемся обеспечить оказание услуг по доступу в Интернет не только в областном центре и крупных городах, но и во всех районных центрах и сельских населенных пунктах. Очевидно, что чем дальше расположен населенный пункт, чем сложнее до него добраться, тем себестоимость оказания услуг оказывается выше. Это касается не только услуг связи, а вообще всех услуг: энергетиков, транспортников, торговли и т.п. Удельные затраты на одного клиента в небольшом отдаленно расположенном населенном пункте существенно растут. Плюс к тому, в таких населенных пунктах, как правило, еще и платежеспособности низкая. Это приводит к тому, что с такими населенными пунктами очень невыгодно работать. Но мы, как существенный оператор, обязаны там свои услуги связи предоставлять и там. А альтернативные операторы, которых никто не обязывает это делать, работает только там, где выгодно. И там, где себестоимость оказания услуг высока, они не появятся, и никакой рыночной конкуренции там не будет (по крайней мере – в обозримом будущем). И получается парадокс: там, где насыщенность услуг и так велика, идет усиление конкуренции, а там, где дефицит услуг – конкуренции нет и не предвидится.
Учитывая все это, мы строительство своей сети ведем так, чтобы обеспечить интернетом максимальное число населенных пунктов. Если взять тот же широкополосный доступ, то в настоящее время услуга «Домолинк» предоставляется во всех районных центрах области. Ни один другой оператор сделать это в ближайшем времени не в состоянии. Ведь для того, чтобы оказывать такую услугу, мало расставить оборудование по районам. Необходимо еще обеспечить каналы связи с областным центром. Плюс обеспечить их надежность (создать систему резервирования). У нас строительство таких оптоволоконных каналов заняло 4 года. Вряд ли кто еще в состоянии осуществить такой масштабный и затратный проект. Поэтому одним из направлений нашей деятельности является сведение к минимуму диспропорции по доступности и спектру услуг связи, оказываемой в областном центре и отдаленных населенных пунктах.
Ведь в чем прелесть сети Интернет: если ты имеешь к нему доступ, то в плане доступа к информационным ресурсам житель далекой деревеньки ничем не отличается от жителя мегаполиса. Это во многом и объясняет популярность интернета: его пользователь даже в глубинке перестает себя чувствовать оторванным от остального мира и может общаться и получать информацию также, как и все остальные.
Следующий шаг развития – это развертывание сетей FTTx «оптика в дом». Начнем мы, естественно, с областного центра. По этой технологии мы планируем подключить в Смоленске порядка 10 тыс. абонентов уже к концу 2009 года. В течение года мы планируем построить такого объема сеть, которая позволит подводить абоненту теоретически почти неограниченный объем трафика. Какие услуги будут при этом предоставляться — это отдельный разговор.
Договор на поставку оборудования и строительство сети внутри районов города, а также подводку оптоволоконного кабеля к домам мною уже подписан. Реализация его начнется в конце первого квартала. С учетом существующих в настоящий момент проблем, связанных с кризисом (не у нас, как у оператора, а вообще) возможны корректировки как по срокам, так и по объемам. В целом, как я уже сказал, планируется развернуть сеть на 10 тыс. абонентов. Однако она будет строиться не сразу, а в несколько этапов. И сроки реализации этих этапов будут зависеть от многих факторов и в первую очередь от того, насколько новая сеть будет востребована потребителями. Если выяснится, что тот объем, услуг, который они потребляют, используя уже имеющийся способ доступа в Интернет, их удовлетворяет и потребность в расширении сети окажется минимальной, то мы свои планы будем корректировать. Понятно, что строить «в пустоту» никто не будет. Сеть будет строиться там, есть потребность у абонентов, чтобы обеспечить им больший объем пропуска трафика, там, где абоненту выгоднее перейти на новую технологию. В конечном итоге абонента не должна особо интересовать технология, при помощи которой провайдер обеспечивает ему доступ в интернет. Для абонента важны только потребительские характеристики – как быстро его приложения будут работать, насколько просто ему подключиться к сети скорость, какова будет стоимость, и, в определенной степени, какова надежность. В технические тонкости большая часть абонентов вдаваться не хотят. И, в принципе, это правильно, кроме качества и стоимости услуги подробности должны интересовать только специалистов, а не рядовых потребителей.
ADSL – это лишь одна их технологий доступа в Интернет. Она получила большое распространение только потому, что она хорошо вписывается в уже имеющуюся инфраструктуру телефонной сети. У нее оказалось очень хорошее сочетание между минимальной сложностью подключения абонента и ценой. ADSL позволило используя уже имеющуюся инфраструктуру обеспечить более-менее приемлемое качество доступа в Интернет. И, думаю, весьма существенную часть абонентов эта технология вполне устраивает.
А когда мы будем доводить до клиентов оптику, то может выясниться, что клиентов уже устраивает то, что есть на данный момент и платить больше за больший объем услуг и возможностей они не захотят. Эта проблема касается не только нас, но и любых других операторов, которые будут внедрять новые технологии.
- Строящиеся сети фактически будут конкурировать с уже имеющейся сетью ADSL. На данный момент сеть ADSL как я понимаю, используется далеко не на пределе своих возможностей, по крайней мере, по пропускной способности. К примеру, те же лимитные тарифы в Смоленске сильно ограничены по скорости. Что это: задел на будущее? Ведь на первый взгляд, создавать новую инфраструктуру до конца не использовав возможности старой, нерационально.
- Строительство новой сети обусловлено несколькими факторами. Действительно, технология ADSL 2+ предусматривает потенциальную возможность увеличения скорости на абонентском участке до 25 Мбит/с. Но это - теоретически, на короткой линии с минимальными потерями. В реальности из-за качества сетей такая скорость как правило не достигается. Это первое. Второе: взаимное влияние линий.
Когда «Домолинк» только начинал работу, ограничения на скорость не было. И тут же начались претензии абонентов: скорость была большая, а потом, вдруг, упала до минимума. Стали разбираться и выяснилось, что когда абонентов много и линии к абонентам идут по одному кабелю, начинается заметное влияние линий друг на друга. Эффективно бороться с этим можно только разнося линии, использующие ADSL, по разным кабелям. Но когда число абонентов достаточно велико, это сделать уже невозможно. Поэтому было принято решение создавать ряд тарифных планов с разным предельным ограничением скорости, чтобы минимизировать влияние линий абонентов друг на друга.
Использование оптических линий связи эти ограничения снимает. Хотя, по моим ощущениям, 512 кБит/с для домашнего использования вполне достаточно. Понимаю, что кому-то наверняка надо и больше, но нам, как оператору, который имеет уже достаточно большой объем клиентской базы, легче ориентироваться в ситуации, определить, есть ли необходимость расширения полосы. Думаю, при существующем спектре услуг, примерно 60-70% пользователей существующие скорости уже удовлетворяют. Но как только появятся новые услуги (например, IP-TV или другие услуги, связанные с передачей видеоконтента), ситуация может измениться. Уже сейчас ресурсы, которые позволяют обмениваться домашним видео, являются весьма популярными. А когда качаешь видео на скорости 256 кБит/с, то это занимает слишком много времени и клиентам явно захочется чего-то большего. Без расширения полосы эти услуги фактически окажутся невостребованными.
Что касается Смоленска, то надо объективно смотреть на жизнь, финансовые возможности у нас все-таки ниже, чем в столице. Поэтому насколько современные видеоуслуги окажутся востребованными у нас – вопрос пока весьма спорный.

- А сеть ADSL будет развиваться?
-Да. Подход у нас такой: по мере создания и расширения оптической сети, мы будет переводить на нее абонентов Смоленска. Высвободившееся в результате этого переключения оборудование мы будем переносить в районные центры.
Чем уникальны мы, как оператор. Во-первых, у нас есть развитая инфраструктура по всей области, которая позволяет в меньшей степени, чем остальным, задумываться над тем, сможем мы обеспечить свои услуги по всей области или нет. Правда, это касается в большей степени не пользователей-физических лиц, а организации (например, банков и других коммерческих организаций, имеющих филиалы по области, государственных структур, муниципальных организаций). Существует достаточно большое число организаций, которые имеют очень разветвленную структуру по всей области. Для них передача информации между структурными подразделениями очень важна. И обеспечить это кроме нас пока никто не может.
Часто в «Смоленском форуме» пишут, что мы являемся монополистом, что мы приватизировали оборудование, канализацию, построенную еще в советские времена и т.п. Отчасти, это справедливо. Однако, то, что мы получили тогда, лишь создало определенную базу. Но этой базе уже, как минимум, 20 лет. И если бы мы лишь использовали то, что нам досталось, то ни о каком развитии не было бы и речи. Я уже приводил пример, что 4 года назад совсем не было таких возможностей, которые появились сейчас. Вся современная инфраструктура построена именно за последние 4 года. И никакого отношения это оборудование к старой базе 70-х годов уже практически не имеет. Естественно, мы используем часть старой инфраструктуры. Но это только небольшая часть, а в основном все делается заново.
Бесспорно, у нас есть определенные конкурентные преимущества. И глупо было бы ими не пользоваться. Но это не означает, что мы обязаны делиться этими преимуществами с другими забесплатно. К тому же доставшаяся нам в наследство инфраструктура - это палка о двух концах. В Смоленске и крупных городах области она дает преимущества, а в небольших населенных пунктах – создает проблемы. Во-первых, большая инфраструктура требует постоянного ухода. Во-вторых, новое оборудование не требует таких больших площадей, как в 70-е годы. Соответственно, существенные площади оказываются невостребованными, а за них платятся налоги и коммунальные платежи. Например, сейчас в Вяземском районе в Семлево и в Туманово у нас есть две станции. В результате реконструкции мы все оборудование заменили на современное, вынесли в отдельный контейнер и полностью освободили эти помещения. А теперь возник вопрос: что делать с ними делать? То же самое со многими другими нашими помещениями, высвобождающимися в процессе замены оборудования на современное. Мы готовы сдать его в аренду. Но в районах арендаторов особо не найдешь. И таких случаев достаточно много.
Используя большую доставшуюся нам инфраструктуры, мы же должны ее и поддерживать. А она для современных условий не всегда рациональна. Иногда экономически выгоднее нее отказаться. Однако, мы вынуждены ее поддерживать, обеспечивать услуги связи в самых отдаленных уголках области.
Когда я слышу про монополизм, иногда поражаюсь. Чуть отведешь от Смоленска, магазинов в населенном пункте 1-2. И цены заметно выше, чем в Смоленске. Они монополисты? По сути – да. Но этот «монополизм» вызван объективными условиями. И это касается практически всех услуг в отдаленных населенных пунктах. Они оказываются практически монопольно или не оказываются вообще. Вопрос обеспечения услугами отделенных небольших населенных пунктов это, скорее, государственный вопрос. Коммерческие структуры этим заниматься не будут. Вопрос о том, Насколько реально поддерживать в нормальном состоянии инфраструктуру, обеспечивающую населенный пункты, в которых проживает по несколько человек, становится все более острым.
Когда мы подсчитывали затраты по обеспечению связью некоторых отдаленных населенных пунктов, то получалось, что купить всем жителям этого населенного пункта жилье в крупном селе и перевезти их туда дешевле, чем проложить до них линию связи и поддерживать ее работоспособность. Государству пора всерьез задуматься над ситуацией. А то получается, к примеру, что в мы должны обеспечивать связь для того, чтобы жители могли вызвать экстренные службы. Связь мы проложили. И вызвать, «Скорую помощь», они, к примеру, теоретически могут. Да только зимой эта «Скорая помощь» да них просто не доедет – дороги нет. Т.е. государственные деньги на обеспечение связи затрачены, а результат не достигнут. Нужны какие-то государственные меры, возможно целесообразнее укрупнять населенные пункты и обеспечивать переезд туда жителей из отдаленных мест. А то при существующей ситуации это будет все более и более нерационально. Затраты на приведение в порядок и содержание дорог, линий связи, электросетей и т.п. окажутся несоизмеримо выше расходов на переезд.
- Возвращаясь к вопросу о сетях «оптика в дом». Как будет технически осуществляться подключение к новым сетям?
- Технология «оптика в дом» подразумевает доведение оптической линии связи до многоквартирного дома. Там ставится хаб (разветвитесь), к которому абоненты подключаются обычной витой парой. Существующих абонентов мы будем переключать на льготных условиях. Но как это будет происходить по пунктам – рассказать пока не готов.
Хочу отметить, что у этой технологии есть не только плюсы, но и минусы. Чем хороша существующая телефонная сеть? Она имеет автономное питание. Т.е. телефон будет работать даже в том случае, если дом обесточен. По крайней мере, аварийную службу вызвать можно. Когда прокладывается «оптика в дом», с одной стороны, это позволяет обеспечить не только широкополосный доступ в Интернет, но и обычную телефонную связь. И нам бы это было выгодно, мы смогли бы отказаться от использования старых медных кабелей. Но энергонезависимость телефонной связи при этом теряется. Как только отключается электричество, перестает работать оконечное оборудование в доме и связь прерывается. Для Интернет-связи это не так важно, так как все равно у пользователя (за редким исключением) при отключении не будут работать компьютеры и в Интернет они не смогут выйти все равно. А вот для телефона это весьма критично хотя бы с точки зрения вызова аварийных служб.
По опыту других городов одной из проблем является зависание хабов при скачках напряжения в сети. А в домах старой постройки это случается достаточно часто. Мы ищем пути решения этой проблемы и рассматриваем несколько возможных вариантов. Но все это ведет к удорожанию сети. Поэтому проблемы обеспечение надежной работы сети FTTX не столько технические, сколько организационно-технические – как найти вариант, технически и коммерчески приемлемый для абонентов. При создании новой сети немного успокаивает то, что мы не первая область, которая эту процедуру будет проходить. В ЦФО уже 4 области начали такую модернизацию раньше нас. На их базе и будут отрабатываться возможные варианты решения выявляющихся проблем. А по их опыту мы уже будем строить свои планы. Учитываться будут многие факторы: экономическая целесообразность, удобство для абонента, процент клиентов, отказывающихся от перехода на новые технологии и т.п. Пока я не готов прокомментировать, как мы это будем в конечном итоге делать.
- Прокомментируйте тогда еще одну претензию, встречающуюся в сообщениях на «Смоленском форуме»: высокие тарифы. Ведь они в Смоленске одни из самых высоких в ЦФО.
- Согласен, у нас одни из самых высоких тарифов. Однако если вспомнить тарифы годичной– двухгодичной давности, то разница уже достаточно существенна.
На «Смоленском форуме» уже звучало предложение обратиться в ФАС по поводу завышения тарифов. Кстати, считаю, что это весьма цивилизованный способ разобраться в ситуации. Но с точки зрения нас, как оператора, объяснение будет достаточно простым: если взять динамику изменения тарифов за последние годы, то несложно проверить, что идет их постоянное снижение. Причем – в разы.
В данный момент тарифы у нас выше, чем у соседей. Но и то – не у всех. Всегда найдется пример, когда у кого-то дешевле, у кого-то дороже. Но разница-то там не в разы, а в пределах здравого смысла. И никто не говорит, что они не будут уменьшаться, наверняка будут. Почему-то все были уверены, что тарифы уменьшатся с 1 января, хотя этому не было никаких оснований. На текущий момент объяснение очень прагматичное и очень простое – сейчас количество пользователей, желающих подключиться по существующим тарифным планам, оказалось больше, чем мы рассчитывали. И если снизить тарифы – это привлечет еще абонентов и может сложиться ситуация, что мы не сможем их подключить, имеющееся оборудование не позволит. Как только у нас будет поставлено дополнительное оборудование (в пределах квартала), будут предложены новые тарифы.
Если исходить из критериев социальной справедливости, то тарифы в ЦФО должны быть одинаковыми. Но у нас тоже есть свои резоны (технические, экономические, конкурентные), почему это не так. Кстати, когда говорят о тарифах почему-то речь идет только о Домолинке. И упускается из виду, что в конце прошлого года уже было снижение тарифов и достаточно серьезное, почти в два раза, но касалось оно только юридических лиц.
И если обратиться ФАС, то я покажу все свои тарифные планы и все их изменения за последние годы. Думаю, результат будет вполне очевиден – мы, ведь, не повышаем тарифы, а снижаем их. И что будет требовать ФАС? Снижать тарифы быстрее? А на каком основании? Антимонопольное законодательство не может заставить оператора работать в ущерб себе. Если он будет признан существенным оператором (оператором, занимающим существенную долю рынка), то такой оператор обязан показать свои затраты и обосновать тарифы, что нам, в общем-то, не представляет труда. В нынешних условиях рентабельность этих услуг ничего сверхъестественного не представляет – на уровне 20%. Понятно, что это хорошая рентабельность, но ни о каких сверхприбылях речь не идет. Когда говорят, что основная проблема в том, что нет альтернативы, это верно лишь отчасти. Как верно и обратное - альтернативы нет, поскольку ее создание сопряжено с массой проблем. И проблемы эти в основном лежат в экономической плоскости. Не случайно у всех альтернативных операторов большие трудности с выходом на рынок. Причем, такая ситуация не только в Смоленске, но и ряде других регионов. А объяснение текущей ситуации лежит на поверхности. На основании имеющейся у нас абонентской базы мы можем примерно прикинуть доходность одного абонента и рассчитать срок окупаемости проекта у тех, кто-то захочет стать альтернативным оператором. Так вот, по нашим расчетам срок окупаемости составляет 7-10 лет, если альтернативный оператор предложит цены на 20% ниже наших. Если сделают еще дешевле – срок окупаемости еще больше увеличится. А инвесторов обычно такие сроки окупаемости не устраивают. А в условиях нынешнего кризиса – в особенности. Отсюда вывод: альтернатива – это, конечно, хорошо. Но если ее пока не предложили, это означает лишь одно: реально предложить эту услугу в Смоленске лучше и дешевле оказывать пока невозможно, экономика не позволяет.
- Так каковы все-таки перспективы тарифов на Интернет в Смоленске?
- Если вспомнить тарифы 2006-го года, то они в разы отличались от существующих. И года полтора назад на «Смоленском форуме» поднимался вопрос: а много ли найдется желающих переключиться на «Домолинк», чтобы за 1000 руб. в месяц пользоваться безлимитным интернетом хотя бы на минимальной скорости. И тогда мнение было однозначно – это было бы очень привлекательно. Сейчас столько стоит соединение на скорости 256 кБит/с. А к концу квартала тарифы еще снизятся. И все равно - недовольство. С одной стороны, это нормально – потребности растут, появляется рынок сбыта для скоростного интернета. И желание получить больше, чем есть сейчас – это нормальное человеческое желание. Но нельзя это желание доводить до абсурда. Надо понимать, что есть реальности жизни, которые существуют не только у абонентов, но и у оператора. Если у нас количество пользователей таково, что они закрывают планы подключения даже с некоторым превышением, то зачем снижать тарифы? И наше поведение вполне понятно – это нормальная рыночная экономика.
Как только дополнительное оборудование будет установлено и подключено, для того, чтобы привлечь новых клиентов тарифные планы будут меняться.
Пару лет назад реальной альтернативой нашим услугам на рынке Смоленска был спутниковый интернет. Но когда мы составляли тарифные планы, сделали их такими, то та категория пользователей, которая сидела на спутниках, перешла к нам. И сейчас в Смоленске со спутником для Интернета я смысла заморачиваться вообще не вижу.
Поэтому, когда говорят, что у нас слишком высокие тарифы, возникает вопрос: «А с чем сравнивать?». С другим городом? Это некорректно. Со спутниковым интернетом? Так у нас дешевле. Если обращаться в ФАС, то ему можно показать наши тарифы и альтернативные, но доступные именно в нашем городе. Я уверен, что и другие операторы, появляющиеся в Смоленске, тоже будет плясать от существующих тарифов, немного снизив их. Или же предложат сравнительно дешевые низкоскоростные тарифы (максимум, 512 кБит). Однако и у нас есть потенциал снижения тарифов по этим позициям. Так что тарифная сетка вновь выровняется».

p/s Как вы уже знаете, выравнивание тарифов произойдет с 1 марта. Так что, обещание, данное месяц назад успешно выполняется.
И еще информация к размышлению. В Москве тарифы на Интернет уже в ближайшее время, наоборот, вырастут. К примеру, СТРИМ-НЕО 25 с 1 марта 2009 года возрастает с 663руб, до 740 руб., СТРИМ-ЛАЙТ 2 - с 79 5руб. до 890 руб. и т.п. (см. http://www.stream.ru/news/09021300/).

Сергей АМЕЛИН

Новости по теме
Смоляне в два раза дольше сидят в интернете
16 июня 2014 728
Интернет-трафик на одного абонента в сети Tele2 Смоленск удвоился…
22 января 2010 1953
с 1 февраля 2010 года изменяются тарифы на услуги местной связи и с 31 января 2010 года – на услуги внутризоновой телефонной связи для физических и юридических лиц, проживающих на территории Центрального федерального округа. Тарифы при абонентской системе оплаты с учётом платы за предоставление в постоянное пользование абонентской линии для абонентов-физических лиц ОАО \"ЦентрТелеком\" увеличатся в среднем на 7,3%, для абонентов-юридических лиц – на 6,6%. Тарифы при повременной системе оплаты в среднем увеличатся на 12% для физических и юридических лиц.
«Tele2 Смоленск» модернизирует сеть
25 октября 2013 1587
На 78% базовых станций «Tele2 Смоленск» оборудование заменено на технологически совершенное Nokia, что позволило значительно улучшить качество сигнала...
Tele2 запускает первую в России сеть LTE-450 под брендом Skylink
30 мая 2016 418
Запуск этой уникальной технологии передачи данных будет способствовать устранению цифрового неравенства в стране...
Tele2 Смоленск подводит итоги запуска сети 3G
14 мая 2015 727
За первые две недели работы скоростного интернета Tele2 интернет-трафик в сети оператора вырос в 2,5 раза…
Tele2 запустила сети 4G в трех регионах
02 сентября 2016 328
До конца 2016 года оператор планирует запустить LTE-сети еще в двух регионах страны…
"));