Образование

Людмила Голубева: «У каждого из наших детей есть скрытые возможности, которые нужно развить и реализовать»

1 сентября 2015 года в 00:11
День знаний – праздник, который касается каждого. Даже, если пока нет своих детей или они уже вышли из школьного возраста, все равно сердце вздрогнет, когда утром увидишь нарядных школьников, спешащих с цветами к «первому звонку». Но в Смоленске есть совершенно особенная школа – Смоленская специальная коррекционная школа-интернат на Соболева. О школе и ее учениках мы беседуем с директором Людмилой Игоревной Голубевой и членом попечительского совета школы-интерната Светланой Александровной Смолиной:

Людмила Голубева: «У каждого из наших детей есть скрытые возможности, которые нужно развить и реализовать»

На Снимке директор школы Л.И. Голубева на День знаний объявляет о начале нового учебного года



Л.И.- Особенность нашей школы в том, что здесь учатся не обычные дети, а те, кто имеет ограниченные возможности здоровья. 1 сентября мы примем на учёбу 248 детей. В «нулевочку» придут 8 обучающихся, и порядка 30 - перейдет из муниципальных школ.
На сегодняшний день в Смоленске, к сожалению, ни одна школа не может полноценно вступить в инклюзию, то есть включить таких детей, как у нас, в свою образовательную среду. Но согласно федеральному закону об образовании все дети должны учиться. Наш коллектив - это не только учителя-предметники, но и дефектологи, логопеды, олигофренопедагоги. И наша задача сводится не столько к образовательному процессу, сколько к социализации и адаптации наших детей.


- То есть у вас в школе проходят параллельно два процесса. Если в обычной школе идет только процесс обучения, то у вас еще и процесс социализации…

Л.И. - Оба эти процесса никак не разделяются. Мы нацелены, наряду с процессом обучения общеобразовательным предметам, развивать в детях, в первую очередь, жизненные компетенции. Главное, чтобы ребенок приобрел навыки практико-ориентированной деятельности. То, что он в дальнейшем сможет использовать в своей жизни и то, что будет являться для многих отправной точкой для дальнейшей профессиональной карьеры.

- Людмила Игоревна, вопрос может прозвучать нетактично, но все же. Вы сказали о профессиональной карьере. Насколько это реально для выпускников Вашей школы?

Л.И. - Все это вполне реально. Не нужно представлять этих детей полностью исключенными из жизни. И мы не рассматриваем учебу как самоцель. Трудовая подготовка – это основной предмет учебного плана. У нас количество часов нарастает в процессе обучения с 6 часов в 5-ом классе до 16 – в десятом. То есть, основную часть учебного плана занимает трудовая подготовка. При итоговой аттестации наши ученики сдают только 1 экзамен – по труду, который состоит из двух частей: ребенок показывает свои практические навыки владения определенной специальностью и теоретические знания по это специальности.

- А результат? Ведь сейчас и здоровым людям не так просто найти работу…

Л.И. - Разумеется, мы прекрасно отдаем себе отчет в возможностях наших детей. И при трудовой подготовке этот момент учитываем. По нашему запросу городской Центр занятости предоставляет нам информацию о востребованных профессиях, которые не требуют квалифицированных профессиональных навыков. В основном это социальная сфера – младший обслуживающий персонал в бюджетных учреждениях.

Но в то же время наши дети, кому позволяет здоровье, могут продолжить учебу и получить вполне квалифицированные специальности. У нас заключены два договора с училищами: СОГБОУ СПО «Техникум отраслевых технологий» Касплянский филиал и монтажным техникумом города Смоленска. В первом готовят по весьма широкому перечню в основном специалистов сельскохозяйственных профессий, во втором – штукатуров и маляров.

И, как правило, после окончания школы наши дети все трудоустраиваются. За исключением тех, кто по состоянию здоровья обучался на дому.

- В названии школы присутствует слово «интернат». Это значит, что дети не имеют семьи, потому постоянно проживают в школе?

С.А. - Нет. В школе дети все «домашние». Просто некоторая часть учеников проживает на значительном расстоянии от школы. У нас ведь дети не только из Смоленска, но и из Смоленского района. И вот последние, в основном ученики младших классов, 5 дней в неделю проживают в интернате, а на выходные родители их забирают по домам. В интернате можно разместить 26 ребят, хотя потребность, конечно, гораздо больше. Но поскольку школа-интернат занимает не типовое здание, а приспособленное, то нет возможности создать условия для интернатного пребывания большего количества детей.

- Но ведь школа располагает двумя зданиями – одно на Соболева, где мы с Вами беседуем, и одно на Большой Краснофлотской. Такой, если можно сказать, раскиданности требует специфика учебного процесса?

С.А. - Так сложилось исторически. Сначала было одно здание, здесь на Соболева. Потом по мере увеличения количества обучающихся потребовалось второе здание, и появился корпус на Большой Краснофлотской. Но, конечно, это не самый лучший вариант для жизни наших детей, потому что с этим связано очень много трудностей: с перевозкой детей и продуктов питания. Только в здании на Соболева есть пищеблок, а всех детей, поскольку они практически весь день находятся в школе, обеспечивают питанием. Мы, учителя и родители, неоднократно поднимали вопрос о переселении школы в одно, типовое здание, но всегда мешали, так сказать, объективные экономические трудности. Здания, может быть, и находились, но средства для приведения их в определенное состояние (здесь и пандусы, и специально оборудованные туалеты и многое другое) найти на данный момент, как нам объясняют, не представляется возможным.

- Процесс социализации связан, как говорится, с выходом «в свет». Ваши дети посещают театр, музеи, выставки. Когда дети приходят на такие мероприятия, организаторы не морщатся, не говорят – кого Вы нам тут привели?

С.А. - К сожалению, проблема толерантности в нашем обществе существует. Но мы не сталкивались с пренебрежением и презрением. Напротив, наших детей очень любят. Они уже достаточно подготовлены: для чего пришли в театр, озадачены проблемой, что в спектакле нужно увидеть или услышать. И еще они думают о том, насколько окружающим будут комфортно рядом с ними. Здесь все совмещается – воспитание, социализация, образование, мероприятие не должно быть проведено ради «галочки». Ребенок, посетив спектакль, выставку, музей или библиотеку, должен получить обязательно какой-то практический урок, усвоить какие-то определенные понятия и дальше приобретенный опыт постараться использовать в жизни. Мы заранее предупреждаем детей: после нашего посещения должно остаться приятное впечатление, чтобы нас еще раз пригласили, и мы бы имели возможность регулярно общаться с интересными людьми и чему-то от них учиться.

Л.И. - Наши дети имеют весьма положительные отличительные качества: они исполнительны, ответственны, не приучены хитрить, ловчить, изворачиваться. Они никогда не будут обманывать людей, что развивают в них педагоги.

Но мы не стремимся их идеализировать. Мы принимаем их такими, какие они есть. Мы, педагоги, потихоньку, по чуть-чуть стараемся раскрыть в них то, что природа в них заложила. Многие из них хорошо поют, хорошо рисуют. У каждого есть скрытые возможности, которые мы должны развить и помочь самореализовать.

Конечно, многое зависит от того, насколько родители будут сопричастны и активно участвовать в жизни школы и ребёнка. Нельзя весь процесс обучения и социализации переложить на педагогов и ожидать результата. Только совместные усилия дадут положительную динамику, которая будет устойчивой и долгосрочной, а ребенок станет достойным членом нашего общества.

Людмила Голубева: «У каждого из наших детей есть скрытые возможности, которые нужно развить и реализовать»


Людмила Голубева: «У каждого из наших детей есть скрытые возможности, которые нужно развить и реализовать»


Людмила Голубева: «У каждого из наших детей есть скрытые возможности, которые нужно развить и реализовать»


Фото: Алексей ГУСИНСКИЙ
В Смоленской области для школ закупили больше миллиона учебников
Как в Смоленске провести День знаний

Другие новости по теме