Статьи

Восемь тысяч квадратных метров смоленской истории

13 марта 2013 года в 12:34
В Смоленске открылось новое здание Государственного архива области. Архив существует с 1919 года.

В нём хранится больше миллиона архивных дел, в том числе метрические книги, ревизские сказки, коллекции документов о землевладении, местном управлении, карты губернии, планы городов начиная с XVII века, а также современные документальные источники по истории Смоленского края. До недавнего времени эти документы находились в шести приспособленных зданиях, где не соблюдались условия, необходимые для их хранения. Новое здание площадью восемь тысяч квадратных метров, появившееся на улице Нахимова, 29б, решило эти проблемы. На данный момент здание сдано и в ближайшее время будет передано в оперативное управление Госархива.

– Нина Григорьевна, расскажите подробнее о новом здании архива. Какие у него особенности?

– За основу здания был взят проект партархива 60-х годов. В процессе строительства выявились недостатки, но они были исправлены. В частности, все трубы горячего и холодного водоснабжения были вынесены в коридоры, чтобы в случае коммунальной аварии вода не повредила документы.

В здании расположено 20 хранилищ, а в пристройке – рабочие кабинеты и читальный зал на 35 мест. Мы ввели систему диспетчеризации, аналоги которой есть только в федеральных архивах. Вся информация о состоянии микроклимата и безопасности выведена на один пульт. Кроме того, здание оборудовано системой видеонаблюдения. Камеры установлены не только в читальном зале, но и по периметру здания.

– Какие ещё новшества вы ввели, переехав в новое здание?

– Хранилища оборудованы финскими стеллажами на рельсах. Их установка позволила нам сэкономить место. По правилам, между стеллажами должны быть проходы не менее 75 сантиметров. А теперь стеллажи стоят вплотную, и при необходимости их можно подвинуть, просто покрутив за ручку.

– Сколько документов сейчас хранится в архиве?

– Больше 1,2 миллиона, и ещё порядка 160 тысяч дел находятся в филиале. По нашим подсчётам, мы должны вписаться в это здание. И у нас ещё останутся свободные площади для дальнейшего приёма документов.

– Какие документы пользуются наибольшей популярностью у смолян?

– Сейчас всем интересны документы XVIII–XIX веков. Также изучают дела банков, губернаторов Смоленской области, различных служб. В год к нам приходят по 200–300 исследователей – для написания кандидатских, докторских работ. Кроме того, мы сами работаем с документами. За последние пять лет у нас вышло семь книг.

– С какими запросами к вам чаще всего обращаются?

– Запросов социально-правового характера – для оформления пенсий, льгот или подтверждения родственных отношений – около 12 тысяч в год. Приходят запросы из Пенсионного фонда, лично от граждан, из прокуратуры, судов, инспекции по охране труда. Чаще всего запрашивают информацию о размере зарплаты, стаже, учёбе, о нахождении в детских домах, об угоне граждан на работы в Германию, о репрессиях 20–30-х годов и о подтверждении родства. Кстати, запросы обрабатываются в течение месяца, бесплатно. Мы выдаём также тематические и генеалогические справки. В последние годы наблюдается всплеск интереса к поиску родственников. Из наиболее интересных случаев – мы делали справку Владимиру Рыбину (лидеру группы «Дюна»), Елене Прокловой, искали предков Эдуарда Хиля.

– В каком состоянии сейчас находятся документы, которые хранились в костёле? Насколько они были повреждены?

– В костёле подтекала крыша. Реставрировать документы, конечно, нужно. Но в целом их состояние нормальное. У нас есть лаборатория по реставрации. И, кроме того, мы планируем отправить наших сотрудников на дополнительное обучение.
Что касается сохранности, у нас существует другая серьёзная проблема. Документы, находившиеся в костёле, не были защищены от света. В результате все наши шифры выцвели. Их нужно восстанавливать, а эта работа займёт много времени. Кроме того, все эти документы не пронумерованы. По правилам, мы не имеем права их выдавать. А состояние метрических книг оставляет желать лучшего. И выдавать мы их также не можем. Тем более что их осталось мало. До войны у нас было 55,5 тысячи метрических книг, но пожары пощадили лишь десятую их часть.

– Планируете ли вы оцифровывать свой фонд? И можно ли будет ознакомиться с ним в глобальной сети?

– С прошлого года мы начали сканировать документы. Это новое направление в работе архива. Мы действительно планируем сканировать дела. В дальнейшем, возможно, будем выкладывать и в интернет. Пока отсканировано 24 дела – в первую очередь уникальные документы. В том числе 11 метрических книг, где прослеживается родословная Юрия Гагарина. Они, кстати, внесены в реестр уникальных документов России. Также мы составляем базы данных – например, на угнанных в Германию, на детей-сирот. Для облегчения работы по поиску данных существуют специальные программы. Но стоят они больше пяти миллионов рублей.

– Насколько серьёзной проблемой является то, что часть ликвидированных организаций не сдаёт документацию?

– Не предоставляя документы в архив, такие организации наносят ущерб в первую очередь людям, которые на них трудились. Они лишаются части пенсии, потому что не могут подтвердить, где и кем работали. И такие случаи, увы, нередки. У архива нет возможности контролировать все ликвидированные организации. Но если руководитель думает о своих подчинённых, то, конечно, он должен подготовить и сдать соответствующие документы.

– А в каком состоянии сейчас находится Государственный архив новейшей истории, расположенный на улице Ленина?

– Там условия для хранения есть, хорошая система воздуховодов, аппаратура позволяет поддерживать необходимый режим температуры и влажности. Недавно фасад здания облицевали плиткой, заменили окна, внутри сделали косметический ремонт. Остался один нюанс – крыша. Она всё время течёт.

– В каких условиях находятся районные архивы?

– В каждом районе свой архив. Сложность в том, что во многих из них работает всего по одному человеку. Да и условия хранения оставляют желать лучшего. В основном районные архивы располагаются в подвалах или небольших комнатах. У них у всех одна проблема – нехватка площадей для приёма документов.

– Во сколько области обходится содержание архивов?

– По одной из программ на 2009–2013 годы на два архива (госархив области и архив новейшей истории) было выделено 262 миллиона рублей, из них 224 из областного бюджета – включая строительство здания. В прошлом году нам выделили около миллиона, на этот год – 530 тысяч.

В архиве появилось обеспыливающее оборудование, три специальных сканера. До конца 2013 года мы планируем приобрести жалюзи на окна, компьютеры. Нам выделили 1,4 миллиона на покупку микроавтобуса для перевозки документов и почти 2 миллиона на специальные коробки для хранения дел.

Фото: Юлия ВЕСЕЛОВА, Дмитрий ПРУДНИКОВ

Восемь тысяч квадратных метров смоленской истории
В Смоленской области задержали интернет-аферистов
Лаборатория доказательств

Другие новости по теме