10 декабря 2016 23:24
USD 63,3   EUR 67,21
13 августа 2013 995

Нелепость жалобщиков, или Рок-четвертак

Нелепость жалобщиков, или Рок-четвертак

Умытый летними дождями, подкрался юбилей, о котором пока что не пишут в газетах и в честь которого даже не шлют телеграмм. Фильму «Рок» Алексея Учителя исполнилось 25 лет.

Проект «Рок» стал событием в той череде культурных взрывов и хлопков, что сотрясали девственный организм проснувшейся страны. О нём сразу много спорили, его и на экраны не спешили выпускать, поскольку растиражировать – значит, легализовать героев документальной ленты, фрагменты которой, впрочем, уже обнародовала на всю страну программа «Взгляд».

Пожалуй, главное и тогда, и сейчас – это песни. Из конъюнктурных соображений режиссёр Алексей Учитель запечатлел великие песни, которые и поныне остаются чистыми алмазами в угольных копях «русского рока». Это «Серебро Господа моего» и «Поколение дворников и сторожей». Вот – достижения человеческого духа, проявленные силами самодеятельных артистов (впрочем, вся настоящая рок-музыка – это самодеятельность).

Заодно камера запечатлела инфантильность и нарциссизм тогдашней молодёжной тусовки (вообще, она всегда такая, в силу молодости). Из своих мелких личных обид они готовы разрушить мир, который вокруг и который не они создавали. Из желания носить брюки дудочкой и дурацкую причёску Олег Гаркуша не задумываясь отказался от всех корней. Написал хорошую книгу о том, как тяжело ему жилось в СССР. Кто он теперь? Стареющий клоун при группе его имени, что десятилетиями не может написать и одной новой песни… А где, в какой Германии этот брутальный Антон Адосинский, отнявший столько экранного времени? И режиссёр Учитель снимает теперь безумные фильмы про гонки на паровозах в сталинских лагерях…

Увы, тональность всех разговоров в «Роке» – это тональность жалобы, обиды. Между тем всё обстояло не так уж плохо: о таком количестве поклонников нынешние рок-звёзды могут только мечтать… Да и лучшие свои песни, на мой взгляд, Борис Гребенщиков написал при тоталитаризме, а не в стране победившей демократии.

А главное – за кадром, впереди. Это – молчание большинства этих героев, когда пришла подлинная несправедливость и кровь. Молчание по гораздо более существенным поводам.

Этот фильм сегодня видится как предупреждение о том, что создавать гораздо сложнее, чем разрушать. А что жить в разорённой квартире ох как несладко – должны понимать и так. Ломая установившийся порядок, необходимо брать на себя ответственность за перемены. Кто из героев фильма оказался способен её взять? Вероятно, Юрий Шевчук, который не отмалчивался в девяностые. Это уже немало.

Поскольку мы живём в неспокойном обществе, где снова, как и четверть века назад, волнуется интеллигенция, сама история позволяет провести некую параллель. Вправе ли был совестливый художник в 1987 году сказать «нет» режиму? Вправе. Было бы странно, да и многие никогда бы не простили, если бы выбор героев фильма «Рок» четверть века назад был другим. А сейчас – вправе ли они требовать перемен, зная какой анархией, обнищанием и потрясениями они обернутся? Думаю, не вправе. Но решать им. И всем нам.

Сергей МУХАНОВ

Новости по теме
«Скромное обаяние буржуазии»: сегодня ночью
05 августа 2011 5711
Пожалуй, самый современный фильм классика мирового кинематографа Луиса Бунюэля. Пересказать его невозможно, поскольку шарм этой картины заключается во многих вещах сразу. Наверное, главное – это ощущение тревоги, рока, нависшего над главными героями. Сюжет невозможно предугадать. За каждым новым поворотом героев ждёт нечто неординарное, а может, тривиальное. Трагическое или смешное. Повествование нелинейно, как сама жизнь, но в нём заключена особая изысканность. Вполне возможно, что, снабжённая буржуазными рекламными роликами и многочисленными телевизионными анонсами «Пятого канала», картина станет ещё более экстравагантной и сюрреалистичной...
«Сумасшедшее сердце»: брось ты её, эту работу!..
04 апреля 2010 1229
США, 2009 год, режиссёр Скотт Купер, в гл. ролях Джеф Бриджес, Мэгги Джилленхал, Колин Фаррелл.«Сумасшедшее сердце» – фильм стильно-тягучий, у него особенный темп. В нём замечательно отражена созерцательность мира спивающегося человека, его полное бессилие: для него всё встаёт на свои места только когда он пропустит пару стаканчиков. Точка возврата давно пройдена, и это очевидно всем, кроме бестолковой молодой женщины, связывающейся не с теми парнями. Вот эту роль я бы, кстати, отметил. Я бы не сказал, что Джеф Бриджес так уж сильно играет в «Сумасшедшем сердце» – ожидал гораздо большего. Странно, что он всё-таки получил за эту роль «Оскара».
«Край»: конкурент "Предстояния"
31 октября 2010 1250
Это – не правдивая история, это очередная притча на фоне Великой Отечественной. Логику здесь искать не нужно, иначе исчезнет обаяние «а ля рюс». Стилистически фильм очень близок «Предстоянию» Никиты Михалкова. Есть буквальные совпадения, например, желание показывать голую задницу неприятелю. Есть и крайности: немцы трудолюбивей, культурнее и порядочнее всех без исключения русских героев картины...
«Баллада о доблестном рыцаре Айвенго»: посмертный фильм Владимира Высоцкого
22 июля 2010 6337
В 1975 году режиссёру Сергею Тарасову не удалось отстоять песни Владимира Высоцкого в своей новой картине «Стрелы Робин Гуда». В результате из готового кинофильма удалили шесть прекрасных баллад, заменив их музыкой Раймонда Паулса и песнями на стихи совсем другого человека.В начале восьмидесятых, уже после смерти Высоцкого, режиссёр Тарасов предпринял новую попытку разместить гениальные песни в своём фильме: он снял «Балладу о доблестном рыцаре Айвенго». То ли мёртвый поэт казался безопасным, то ли поклонников Высоцкого стало заметно больше среди членов худсовета, но фильм вышел – с четырьмя балладами из записанных шести. Причём из «Баллады о Любви» были удалены последние, самые пронзительные, самые прекрасные две строфы. Тем не менее, и это был успех: миллионы зрителей смогли услышать своего великого поэта...
«Пацаны»: фильм высочайшей человеческой пробы
09 декабря 2010 6080
Фильм снят на обнажённом нерве. Через два года после «Пацанов» Динара Кулдашевна умрёт от инфаркта на съёмках очередной картины – она спешила жить и работать. Ей было всего 42. Не уберегли ни создателя, ни традиций…
«В августе 44-го…»: замечательная тень великой книги
27 июня 2011 4754
Пожалуй, лучший фильм о войне последних двадцати лет. Снят по книге, которую автор, Владимир Богомолов, категорически защищал от экранизаций. Ему не удалось запретить «В августе 44-го…» через суд, но он потребовал снять своё имя и упоминание книги из титров. «Момент истины» в принципе очень сложно экранизировать, поскольку никакого экранного времени не хватит вскрыть все пласты многомерного повествования, всю мотивацию героев (одна только сцена на поляне заняла 43 минуты экранного времени из 105). «Неберущаяся» проза, как и у Пелевина, но насколько это разные авторы и разное содержание книг!..

митя написал

13 августа 2013 16:52

"впрочем, вся настоящая рок-музыка – это самодеятельность" - такое впечатление, что статью писал настоящий закаленный совок.

А Гаркуше, кстати, уже ничего доказывать не надо. Он и так - культовая личность. Кстати, и последняя "Юла" "АукцЫона", пожалуй, одна из ярчайших пластинок последнего времени на российской сцене.

Gazeta написал

13 августа 2013 23:21

Насчёт самодеятельности. Элвис Пресли не имел музыкального образования. "Битлз" не знали нотной грамоты и были самоучками. "Квин" также не имели музыкального образования... Можно перечислять долго.
Гаркуше, действительно, ничего доказывать не надо. Его музыкальный вклад минимален, а в фильме он выступает как ключевая фигура "Аукцыона". Убедитесь сами.

Гость написал

19 августа 2013 09:22

"Из желания носить брюки дудочкой и дурацкую причёску Олег Гаркуша не задумываясь отказался от всех корней. Написал хорошую книгу о том, как тяжело ему жилось в СССР. Кто он теперь? Стареющий клоун при группе его имени, что десятилетиями не может написать и одной новой песни… "

Какая удивительная концентрация непрофессионализма в четырех строчках. Всего за пол часа работы с Яндексом очень легко узнать, что:
во-первых, у Олега Гаркуши нет группы его имени,
во-вторых, Олег Гаркуша за всю жизнь написал то ли две, то ли три песни, а так песни пишут другие люди на его стихи,
в-третьих, последний раз альбом с песнями на его стихи вышел из студии, как правильно заметили выше, в 2011 году,
в-четвертых, в 2012 году Гаркуша презентовал очередную книгу своих стихов,
в-пятых, в Питере уже который год проходит рок-фестиваль "Гаркундель", который организует лично Гаркуша и куда он лично отбирает перспективные молодые команды, продвигая таким образом новую музыку, так что не только с творческой, но и с общественной деятельностью у него тоже все в порядке.

Автор только по Гаркуше элементарно поленился поисковики попинать, ограничившись риторическим вопросом "и где он теперь", или обо всех других героях так же "компетентно" рассуждает?
Есть подозрение, что поклонники "Аквариума" тоже сильно развеселятся, узнав, что лучшие свои песни Борис Гребенщиков написал до 1991 года.

Сергей Муханов написал

23 августа 2013 13:32

Здравствуйте, Гость!
Спасибо за письмо.
Был бы очень рад узнать мнение поклонников Гребенщикова о песнях кумира. Что-то они молчат.
Насчёт Гаркуши.
На вопрос «где теперь Гаркуша» следует нелицеприятный ответ «гораздо дальше от публики, чем был на момент съёмок фильма». Таково моё мнение. Вы можете с ним не согласиться.
Странно, что приходится объяснять это отдельно: «АукцЫон» – группа Олега Гаркуши. У всех других музыкантов, в первую очередь – у Фёдорова и Рубанова, есть свои собственные проекты, и они участвуют в «А» скорее по инерции и из уважения к создателю группы.
Если вы предъявляете мне дату выхода последнего альбома "АукцЫона", то потрудитесь также «погуглить» дату выхода предпоследнего. Заодно – и предыдущего. Мой вывод, с которым вы можете, опять же, не согласиться: группа находится в летаргическом сне. «АукцЫон» – это что-то вроде Eagles: группа собирается, выступает, потом расстаётся. Надолго. При «кровавом режиме», который не давал пить кофе в «Сайгоне», творчество было куда стабильней.
Очень хорошо, что Олег Гаркуша продвигает команды. Очень плохо, что соглашательская и тухлая «рок-музыка», которую завсегдатаи коммерческих FM-станций поют на корпоративах, совершенно утратила свои корни. Надеюсь, Олег не пестует такие группы.
И в заключение. Олег Гаркуша – очень достойный и хороший человек. Кто знает, может, его жизнь сложилась бы гораздо счастливее, если бы сохранился прежний строй. Бесспорно, бесчеловечный (нынешний – такой же), но вынуждавший музыкантов писать совершено гениальные песни. Какие – см. в тексте.
"));