Статьи

Как вырастить вундеркинда

19 июня 2014 года в 12:43
В этом году в Смоленской области трое выпускников набрали 100 баллов на ЕГЭ по математике. Это Артем Яковлев, Анастасия Никитина и Альберт Нагапетян. Все трое – учащиеся школы-интерната имени Кирилла и Мефодия. С их учителем математики, а заодно и классным руководителем, Сергеем Ермоловским выясняем, как можно вырастить вундеркиндов-стобалльников.

- Какой год вы готовите детей к сдаче единого госэкзамена?

- Уже второй выпуск моих учеников сдал экзамен по математике. В этом году я выпустил один класс. С детьми мы занимаемся на протяжении четырех лет с момента их поступления в школу-интернат. Мы изучаем математику. Вообще, математика и ЕГЭ по математике – очень разные вещи. Если детей готовить только к ЕГЭ по математике, то сам предмет знать они не будут.

- Чем же отличается ЕГЭ по математике от самой дисциплины?

- Я всегда сравниваю ЕГЭ с туннелем в такой обширной науке, как математика. Экзамен проверяет далеко не все разделы на должном уровне. По сути, если ты натаскиваешь ребенка к сдаче экзамена, готовишь именно к ЕГЭ, то и упор делаешь только на те разделы, которые там представлены. Фактически учителя натаскивают детей. Ты решаешь с учеником задания определенного вида до тех пор, пока он не поймет, как их решать самостоятельно. Подготовка к ЕГЭ, по сути, часто сводится именно к натаскиванию, например, когда надо научить ребенка решать экзамен на 60 баллов. Чтобы добиться чего-то большего, необходимо учить детей именно математике, потому что в последних заданиях части С нужны глубокие знания дисциплины.

- Выработалась ли у вас за два выпуска собственная программа подготовки учеников к экзамену?

- Программа эта совершенствуется постоянно, сохраняются только какие-то основные аспекты. Я постоянно беру наиболее актуальные материалы. Изучив огромное количество сайтов для подготовки к экзамену, выбрал порядка пяти основных и беру из них информацию, которая там постоянно обновляется. В специальных книгах и методичках задания в большинстве своем устаревшие, потому что год от года задания меняются, появляется какая-то новая специфика, своя изюминка, но не всегда за этим следят авторы книг. Например, когда мы готовились к ЕГЭ в этом году, писали пробные варианты экзамена различных регионов: Санкт-Петербурга, Самары, Брянска, Иркутска. Однако во многом успех или неудача зависит от самого ребенка: если ребенок не настроен учиться, вряд ли с ним можно добиться высокого результата. Ни репетиторы, ни учителя, ни суперсайты здесь не помогут.

- Кто сдал ЕГЭ лучше: выпускники прошлого года или нынешние одиннадцатиклассники?

- Сравнивать тот и этот год не совсем корректно по двум причинам. Во-первых, это абсолютно разная организация единого госэкзамена. В прошлом году задания каким-то образом попали в сеть и были в общем доступе. Редкий ученик, наверное, их не видел. В этом году, наоборот, была строжайшая секретность. Во-вторых, в том году у меня был класс другого профиля. Мы изучали математику на менее углубленном уровне. Скорее всего, поэтому в этом году результаты выше. Так, например, в прошлом году средний балл в классе был 72-73, в этом – 75,8.

- Когда надо начинать подготовку к госэкзамену?

- Это зависит от того, чего вы хотите добиться. Кому-то ЕГЭ надо просто сдать. Например, тем, кому математика не нужна для поступления в вуз. Некоторым необходим средний уровень – 60-80 баллов. Третьей группе нужны высокие результаты. Если говорить о тех, кому надо просто сдать, им, по сути, подготовиться можно за месяца два. Во втором случае требуется минимум год. Ну а тем, кто хочет высоких результатов, надо, на мой взгляд, начинать готовиться с начала десятого класса, а еще лучше уже с восьмого планомерно изучать математику.

Как вырастить вундеркинда


- Сколько времени ваши ученики уделяли на подготовку?

- По-разному. От потраченного времени и зависят результаты. Последние несколько месяцев мы каждую неделю решали по одному варианту дома, в классе и отдельные задания. На подготовку в день у них уходило часа 2-3 минимум.

- Рассмотрим довольно типичную ситуацию. Среднестатистический школьник в начале одиннадцатого класса взялся за ум и решил сдать ЕГЭ баллов так на 80. Сколько времени ему надо заниматься, пускай, с репетитором, чтобы добиться желаемого?

- Он будет все требования репетитора выполнять? По моим оценкам, только треть школьников, которые ходят к репетитору, выполняют все его требования. Если он из их числа, двух занятий в неделю будет достаточно, особенно если к каждому занятию он будет упорно готовиться три часа и если у него есть огромное желание сдать экзамен успешно.

- Можно добиться высоких баллов без репетитора?

- Да, конечно. Сейчас в Интернете все больше ресурсов, посвященных подготовке к ЕГЭ. Экзамен по математике состоит из частей В и С. Часть В формируется преимущественно из открытого банка задач, который размещен на сайте www.mathege.ru в открытом доступе. Авторы проекта www.reshuege.ru прорешали все задания этого банка и разместили на своем сайте подробные способы решений. Для подготовки к части С есть различные пособия и видеоуроки. Думаю, можно готовиться самостоятельно, иногда прибегая к консультациям учителя.

- У кого все-таки больше возможностей сдать ЕГЭ хорошо: у ученика, который занимался с репетитором, или у того, кто готовился самостоятельно?

- У нас сейчас репетиторство возводится в культ. Бытует мнение, что без репетитора ничего не сдать, никуда не поступить. Это неправда. Почему? По личным наблюдениям, зачастую попадаются дети, которые не то что что-то не знают – они не хотят знать. Причем их уровень знаний может быть и низким, и высоким. Тогда получается, что репетитор работает вхолостую, потому что прогресс будет минимальным. Другое дело – когда ребенок сам хочет заниматься. Одна из моих учениц начинала примерно с 20-30 баллов, упорно работала, выполняла все мои рекомендации и в итоге набрала около 73 баллов.

- Есть ли польза от пробных экзаменов?

- Я сторонник «пробников», всем рекомендую туда ходить. Во-первых, ребенок может почувствовать саму атмосферу экзамена, понять, каково это просидеть 4 часа наедине с заданиями, посмотреть, сколько он решит, а также научиться правильно заполнять бланки. Во-вторых, платные пробные ЕГЭ проверяют посторонние люди – это нейтральная экспертиза, которая может показать реальный уровень знаний. В-третьих, опыт показывает, что «пробники» дети пишут очень плохо. Например, мои ребята-стобалльники пробный экзамен написали гораздо ниже. Это подстегивает ребят учиться, появляется стимул. Видна усиленная работа, правда, у некоторых она продолжается в течение недели, но у многих сохраняется до конца.

- И все-таки как вырастить умников-стобалльников?

- Моя формула состоит из нескольких аспектов. Заниматься. Это очевидно: надо заниматься с детьми на достаточно высоком уровне, всегда работать на опережение, на уровень чуть выше среднего в классе. Учить их математике, а не только готовить их к ЕГЭ. Самому знать математику: учитель должен хорошо знать свой предмет и очень сильно хотеть, чтобы его ученики сдали на высокие баллы. И верить в них до последнего

- Много времени у учителя уходит на подготовку к занятиям?

- Очень много. Каждое задание сначала надо решить самому, чтобы знать, как его лучше объяснить детям. На одно задание может уходить от одной минуты до двух часов. В среднем на это трачу час-два в день.

- Все-таки в школе-интернате учатся довольно сильные дети с хорошим запасом знаний. В другой школе ваши методы могли бы дать такой сильный результат?

- Мне дети сегодня написали в социальных сетях: «Сергей Александрович, вы лучший учитель». На что я им ответил: «Дети, если бы у меня не было лучших учеников, я бы вряд ли смог стать хорошим учителем». Методы, конечно, работать будут, потому что они универсальны. Другое дело – что мы будем получать на выходе. Уверен, что с абсолютно любым ребенком, как бы он не старался, нельзя получить высокие результаты. Однако один из моих учеников, которые получили «сотню», начинал с «троек» по математике.

Фото: Виктории АРТЕМЕНКОВОЙ
Абоненты рекомендуют Tele2
В центре Смоленска все-таки появится памятник Победе

Другие новости по теме