10 декабря 2016 02:15
USD 63,3   EUR 67,21
19 мая 2009 7110

Сокол-17

Сокол-17
Первым в СССР этого высокого звания за боевые заслуги был удостоен наш земляк-смолянин летчик Борис Александрович Туржанский, получивший Героя за подвиги во время войны в Испании (1936-1939 гг.)
В эти майские победные дни, а именно 17 мая этого года, нашему знаменитому земляку исполнилось бы 90 лет. Обладатель необыкновенной биографии, Владимир Дмитриевич во время войны воевал на истребителе, был в плену, воевал в партизанах, опять сражался в небе.
Владимир Лавриненков родился в д. Птахино Починковского района Смоленской области. После учебы в Смоленском аэроклубе, в музее которого есть экспозиция, посвященная герою, Владимир Дмитриевич был направлен в Чугуевское военное авиационное училище. Окончив учёбу незадолго до войны, в январе 1941 года будущий ас начал службу инструктором в Черниговской военной авиационной школе пилотов в звании сержанта. Там и встретил Великую Отечественную войну.
Свои первые боевые вылеты он совершил на самолете «И-15бис», биплане с пулеметным вооружением. Тяжелы были воздушные бои с более современными немецкими истребителями. В одном из боев с группой «Ме-109» самолёт Лавриненкова был настолько разбит, что летчик чудом приземлился на одно оставшееся колесо. Свою первую победу над немецким истребителем «Ме-109» наш земляк одержал в воздушном бою под Ельцом весной 42-го, воюя уже на более современном «Як-1» в составе 763-го истребительного авиационного полка.
Стремительно росло боевое мастерство летчика-истребителя Лавриненкова. В августе 1942 года на его боевом счету было уже четыре сбитых самолёта противника. Он воевал на различных фронтах, но настоящая известность пришла к нему во время боев под Сталинградом в 1942 году. К этому времени боевую пару Н. Тильченко – В. Лав-риненков перевели в 4-й истребительный авиационный полк, воевавший на самолетах «Як-7б». За три месяца боев в составе 4-го иап Лавриненков стал ведущим пары, одержал три воздушных победы.
В конце октября 42-го несколько летчиков 4-го иап (Амет-Хан Султан, Борисов и Лавриненков) были переведены в 9-й гвардейский полк, которым командовал прекрасный командир и великолепный летчик Лев Львович Шестаков. Это был знаменитый и, наверное, самый известный в советской авиации истребительный авиационный полк. Войну полк Шестакова встретил под Одессой. Вел ожесточенные воздушные бои с имеющими опыт боев в Европе асами люфтваффе. Вместе с Красной Армией, меняя аэродромы, полк отходил на восток. Под Сталинградом начал воевать в этом полку и Лавриненков. Вместе с ним, бок о бок воевали известные в то время летчики: Амет-Хан Султан, Алелюхин, Ковачевич и другие. По окончании войны полк насчитывал 26 Героев Советского Союза, некоторые из них – дважды. В конце войны командир полка Л.Л. Шестаков погиб, и полк заканчивал войну под командованием Лавриненкова. После войны полк входил в состав авиации ПВО. В 70-80-е годы 9-й гвардейский Одесский ордена Красного Знамени истребительный авиационный полк базировался в Андижане, в Ферганской долине Узбекистана, и летал тогда на реактивных истребителях-пере-хватчиках «Су-15». Но это было много позже…
Во время войны рядом с мужчинами в небе сражались и женщины-летчицы. В 9-м гвардейском летало женское звено: Беляева, Буданова, Литвяк, Кузнецова. Наиболее известны из них Лилия Литвяк и Катя Буданова. Кстати, Екатерина Буданова родом со Смоленщины, из д. Коноплянка Тумановского района. Однажды, в одном из боевых вылетов в декабре 1942 года старшина Лавриненков летел в паре с Будановой. В этом вылете он подбил «Хейнкель» (Хе-111). Но очередь стрелка бомбардировщика сорвала часть обшивки с крыла его самолета. «Тяни домой, командир, я прикрою», - раздался в эфире девичий возглас. И до самой посадки Катя заботливо охраняла хвост аварийного самолета своего ведущего. В июле 1943 года Екатерина Буданова погибла в воздушном бою. В октябре 1993 года ей было присвоено высокое звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Всего за период боев под Сталинградом Лавриненков сбил лично четырнадцать и в группе девять самолетов противника и был в числе самых результативных летчиков-истребителей советской авиации. Его имя стало ещё более известно после серии статей в «Красной звезде», которые он написал по просьбе маршала авиации А.А. Новикова, тогдашнего главкома ВВС. Владимир Дмитриевич был лично известен и командующему фронтом генералу Ф. Толбухину, который наградил его именными золотыми часами за великолепно проведенный воздушный бой над передним краем. На глазах сотен наших бойцов советский ас сбил подряд два немецких бомбардировщика «Ю-88».
Известность Лавриненкова очень помогла ему в трагических событиях 1943 года. К этому времени он уже сбил 16 вражеских самолетов (и 11 в группе) и носил Золотую Звезду Героя Советского Союза. Летал он в это время на «Аэрокобре», хорошо вооруженном американском истребителе. В одном из боев он сбил фашистский самолет-разведчик «ФВ-189» («раму»). Наш летчик подошел к неприятелю настолько близко, что столкнулся с его обломками и был вынужден покинуть свой самолет на парашюте. Приземлился недалеко от вражеского аэродрома, где и был опознан немцами (немецкие летчики его хорошо знали). Поэтому и не расстреляли сразу, а решили отправить в Германию. Сбежав ночью на ходу из поезда, Владимир Дмитриевич потом около трех месяцев воевал в партизанском отряде. Вернувшись из-за линии фронта, Лавриненков не избежал встречи с особистами. Вот тут-то его и выручила личная известность. Ведь не секрет, что многие вернувшиеся из плена, в том числе и летчики, попадали в лагеря. Примеров тому множество. Не избежал лагерей летчик Девятаев, угнавший с секретного фашистского аэродрома бомбардировщик «Ю-88», потом, правда, в 1965-м, реабилитированный и получивший за свой подвиг Героя Советского Союза. Да и многие другие попадали в жернова репрессивных органов. Но речь сейчас не о них. Командир полка Шестаков и другие командиры, вплоть до главкома ВВС Новикова, вернули в строй летчика Лавриненкова. Получил Владимир Дмитриевич короткий от-пуск и навестил своих родных в деревне Птахино на Смоленщине, которая к этому времени была уже освобождена от захватчиков.
Вскоре после возвращения в полк Лавриненков сбил очередного «стервятника», подтвердив тем самым свою репутацию летчика-аса. В апреле 1944-го в Крыму уже гвардии майор Лавриненков сбил еще четыре вражеских истребителя. А 1 июля 1944 года был награжден второй медалью Золотая Звезда.
После гибели командира 9-го гвардейского полка Л.Л. Шестакова командиром полка был назначен В.Д. Лавриненков. Полк воевал тогда на самолетах «Ла-7», лучших истребителях Лавочкина. Самолеты нашего земляка авиаконструктора С.А. Лавочкина были, пожалуй, самыми массовыми истребителями Великой Отечественной войны. С этого момента и до конца войны 9-й гвардейской иап воевал под командованием дважды Героя Советского Союза В.Д. Лавриненкова. Полк участвовал в воздушных схватках в небе Прибалтики, Восточной Пруссии, прикрывал наземные войска в ходе Берлинской операции.
Летчик-истребитель В.Д. Лав-риненков за время Великой Отечественной войны участвовал в 448 боевых вылетах, провел 134 воздушных боя, в которых сбил лично 35 и 11 в группе самолетов противника.
Заканчивая рассказ о нашем земляке, хочется подчеркнуть, насколько он был известен и популярен у нас, настолько его боялись и ненавидели наши противники. Уже в послевоенные годы, по словам историка авиации Н. Бодрихина, западные «искатели истины» приводят примеры ярости и кровожадности всех русских, в том числе и Лавриненкова. Якобы подбив «Мессершмитт» и увидев, как немецкий летчик, сев на вынужденную, пытается скрыться, Лавриненков сел рядом и, настигнув противника, задушил его. В свое время, узнав об этой «подробности», Владимир Дмитриевич усмехнулся: «Хорошо, хоть не съел…» (Н. Бодрихин. Советские асы.).
И еще одна подробность. Лавриненков почти всю войну летал на самолетах с бортовым номером «17». И позывной у него был «Сокол-17». Когда его спрашивали об этом, он отвечал, что родился 17 мая и число «17» считал для себя счастливым.
После войны пол-ковник В.Д. Лавриненков командовал авиационной дивизией, учился в академии им. М.В. Фрунзе (вместе с трижды Героем А.И. Покрышкиным), летал на реактивных самолетах. В 1954 году окончил военную академию Генштаба. Служил в войсках ПВО. В 1977 году генерал-полковник В.Д. Лавриненков был назначен заместителем начальника штаба Гражданской обороны Украинской ССР. Умер Владимир Дмитриевич 14 января 1988 года.
На родине героя, в Починке, установлен бюст знаменитого летчика. Там же, в средней школе №2, открыт музей В.Д. Лавриненкова.
Александр ШКОЛЬНИКОВ


Новости по теме
В небе над городом-героем
15 мая 2009 5313
В эти майские дни исполняется 65 лет со дня формирования 401-го истребительного авиационного полка. Полк в течение сорока лет базировался на аэродроме \"Смоленск-Северный\", а это значит, что он вошел в историю города-героя.
02 августа 2011 1719
Нечасто в военном воздухе вспыхивали схватки по взаимной договорённости противников. Великая Отечественная война шла не на жизнь, а на смерть. И не было в ней места рыцарским турнирам. Но всё же иногда происходили случаи, аналогичные показанному в фильме «В бой идут одни старики», когда советские асы вызывали лётчиков люфтваффе на поединок. Несколько таких воздушных боёв состоялось в декабре 1943 года, после освобождения Смоленщины от фашистских оккупантов. Об этом нам рассказал ветеран авиации, полковник в отставке Михаил КАЛНЫШЕВ, проживающий ныне в Смоленске. Ему в своё время об этом поведал участник войны, лётчик 162-го истребительного авиационного полка 309-й Смоленской Краснознамённой истребительной авиационной дивизии Фёдор Чернявский (почётное наименование «Смоленская» дивизия получила за активное участие в освобождении Смоленской области).
Истребители Лавочкина
07 мая 2010 4704
Наш земляк, уроженец Смоленщины Семён Лавочкин был выдающимся авиаконструктором. Не будем сейчас говорить обо всех его авиационных и космических разработках. Поговорим только о поршневых истребителях военной поры. Они участвовали в Великой Отечественной войне с первого дня.
Из плеяды асов Великой Отечественной
07 декабря 2009 2966
Николай Ефимович Лавицкий – один из результативных лётчиков-истребителей Великой Отечественной войны. Летал на самолётах И-153, Як-1, на американских "Аэрокобрах" Р-39. За время войны выполнил 250 боевых вылетов, провёл более 100 воздушных боёв, уничтожил 22 (по другим источникам – 28) самолёта противника лично и два – в группе.
"В небесах мы летали одних"…
08 мая 2009 2317
За войну летчиками полка выполнено 5240 боевых вылетов, проведено 869 воздушных боев, сбито 273 самолета противника, уничтожено и повреждено 132 грузовых и 24 легковых машин, 22 паровоза, атаковано 27 поездов, 3 завода, танки, траншеи, войска, депо и др. Подвергнуто штурмовке 5 аэродромов и потоплено 2 катера.
13 августа 2010 1478
Традиционно в третье воскресенье августа в стране отмечается День авиации. Смоленщина не стояла в стороне от авиационной истории.
"));