3 декабря 2016 14:33
USD 64,15   EUR 68,47
07 декабря 2009 2954

Из плеяды асов Великой Отечественной

Из плеяды асов Великой Отечественной
Николай Ефимович Лавицкий – один из результативных лётчиков-истребителей Великой Отечественной войны. Летал на самолётах И-153, Як-1,
на американских "Аэрокобрах" Р-39. За время войны выполнил 250 боевых вылетов, провёл более 100 воздушных боёв, уничтожил 22 (по другим источникам – 28) самолёта противника лично и два – в группе.


Н.Е. Лавицкий родился 7 декабря 1919 года в деревне Слобода Шиловичского сельсовета Духовщинского района Смоленской области. Отец его, Ефим Егорович и мать, Анастасия Фёдоровна, крестьяне, воспитали сына трудолюбивым, честным. С ранних лет привили ему любовь к родной земле и природе. Учителем Николая в шиловичской средней школе был Вениамин Петрович Грищенко, двое сыновей которого были лётчиками. И оба они погибли во время войны в Испании. Все деревенские мальчишки хотели быть лётчиками, как братья Грищенко. Николай Лавицкий по окончании школы твёрдо решил стать лётчиком. Видя такое стремление сына к небу, отец с матерью решили отправить его к тётке в Москву. В столице Николай работал продавцом и одновременно учился в аэроклубе. Затем был направлен в Борисоглебскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1939 году.
Боевое крещение младший лейтенант Лавицкий получил осенью 1941 года в одесском небе. А в декабре того же года Николай одержал свою первую победу в воздушном бою. В районе Феодосии он на своей "Чайке" (устаревший к этому времени биплан И-153) сбил современный немецкий истребитель Ме-109Ф. А к первой военной весне (1942 г.) Николай Лавицкий был уже одним из лучших лётчиков полка.
Как-то в апреле 42-го (Николай уже летал на Як-1), увлёкшись воздушным боем, он на последних каплях горючего сел на другом аэродроме. Это не редкий случай на войне. Пока техники заправляли самолёт, Николай познакомился с местными лётчиками. С радостью встретился с земляком-смолянином Павлом Берестневым, с которым они были знакомы ещё с прошлого года. Кстати, Берестнев чуть позже станет Героем Советского Союза. А тогда – с КП взлетела красная ракета. Не согласовав ни с кем из командования (не было времени), Лавицкий присоединился к взлетевшей группе. Вскоре завертелся воздушный бой с вражескими бомбардировщиками, прикрытыми истребителями. Наблюдавший этот бой со своего КП командир авиакорпуса генерал Е.М.Белецкий, тоже уроженец Смоленщины (знай наших!), не мог понять, откуда в боевых порядках краснозвёздных истребителей появился "лишний" самолёт? А действия незнакомца вызывали восхищение – дерзостью атак, грамотным маневром, метким огнём! Группа наших истребителей в этом бою одержала крупную победу, весомый вклад в которую внёс Николай Лавицкий. В мае 1942 года полк, где служил наш земляк, защищал небо Севастополя. В этих боях Николай Ефимович сбил четыре вражеских самолёта.
Настоящая известность к Лавицкому пришла во время боёв на Кубани, в составе 100-го гвардейского полка. Тогда на Кубани было сосредоточено 1400 самолётов противника. Больше двух месяцев длились ожесточённые бои за господство в воздухе. Враг потерял 1100 самолётов, из них более 800 – в воздушных боях. В результате воздушной битвы наша авиация достигла превосходства в воздухе. Наши лётчики стали хозяевами неба. Необычайно велик был успех сотого авиаполка в битве над Кубанью. За два месяца боёв лётчики полка сбили 118 фашистских самолётов! Лавицкий – в числе лучших лётчиков. Не смотря на громкую славу, Лавицкий ничем не отличался от других лётчиков. Разве, что количеством боевых наград, к которым 24 августа 1943 года прибавилась Золотая Звезда Героя. По воспоминаниям сослуживцев Николай Ефимович воевал мужественно и грамотно, смело. Женат он был на красавице. Их семейные отношения не были безоблачными, и в конце концов в 1943 году наступил разрыв. Командир эскадрильи Лавицкий в боях стал ещё рискованнее, даже бесшабашнее. Он был одним из любимых лётчиков командира дивизии И. Дзусова. После назначения Дзусова командиром авиакорпуса, Лавицкий стал заместителем командира 9-ой гвардейской авиадивизии по воздушно-стрелковой службе.
Гвардии капитан Лавицкий погиб в марте 1944 года. В то время он возглавил группу лётчиков, которая должна была перегнать из Закавказья на фронт новые самолёты. 10 марта самолёты взлетели и взяли курс на запад. Ровно гудели моторы новеньких машин. И вдруг больше чутьём , а не по приборам Николай ощутил неисправность мотора. Аварийная ситуация развивалась стремительно. Упала тяга, самолёт терял скорость, высоту. В кабину пошёл дым. Внизу Гудермес. Впереди станция и эшелоны с бензином. Лётчик отвернул самолёт от железнодорожных составов, выровнял его, но самолёт тут же без скорости упал на вспаханное поле. Николай пытался вылезти из горящей машины, но не успел – самолёт взорвался. Гвардии капитану Лавицкому было 24 года.
После войны однополчане перезахоронили останки Николая Лавицкого в Мариуполе. На берегу Азовского моря, в парке, воздвигнут памятник бесстрашному лётчику.
На Смоленщине, в селе Шиловичи именем Лавицкого названа средняя школа.

Александр ШКОЛЬНИКОВ

Опубликовано в "СГ" 8 декабря 2009 г. №119(565)
Новости по теме
Воспитанник Смоленского аэроклуба
23 декабря 2009 1434
В конце 30-х годов прошлого века у Смоленского аэроклуба была договорённость с Одесской военно-авиационной школой лётчиков имени Полины Осипенко: лучшие выпускники Смоленского аэроклуба вне конкурса, без экзаменов зачислялись курсантами Одесской военно-авиационной школы. Все эти лётчики принимали участие в Великой Отечественной войне. Многие стали Героями Советского Союза. Одним из них был Фёдор Мазурин.
02 августа 2011 1713
Нечасто в военном воздухе вспыхивали схватки по взаимной договорённости противников. Великая Отечественная война шла не на жизнь, а на смерть. И не было в ней места рыцарским турнирам. Но всё же иногда происходили случаи, аналогичные показанному в фильме «В бой идут одни старики», когда советские асы вызывали лётчиков люфтваффе на поединок. Несколько таких воздушных боёв состоялось в декабре 1943 года, после освобождения Смоленщины от фашистских оккупантов. Об этом нам рассказал ветеран авиации, полковник в отставке Михаил КАЛНЫШЕВ, проживающий ныне в Смоленске. Ему в своё время об этом поведал участник войны, лётчик 162-го истребительного авиационного полка 309-й Смоленской Краснознамённой истребительной авиационной дивизии Фёдор Чернявский (почётное наименование «Смоленская» дивизия получила за активное участие в освобождении Смоленской области).
Истребители Лавочкина
07 мая 2010 4694
Наш земляк, уроженец Смоленщины Семён Лавочкин был выдающимся авиаконструктором. Не будем сейчас говорить обо всех его авиационных и космических разработках. Поговорим только о поршневых истребителях военной поры. Они участвовали в Великой Отечественной войне с первого дня.
Из плеяды героев
31 июля 2009 1773
В этом году исполнилось бы 90 лет нашему земляку - Герою Советского Союза И.Ф. Якубову. Илья Фомич родился в деревне Новоселье Монастырщинского района Смоленской области в 1919 году. После окончания неполной средней школы учился в Смоленском техникуме связи. Одновременно занимался в местном аэроклубе. Впоследствии работал в аэроклубе лётчиком-инструктором. В тридцатые годы, перед войной, лучших лётчиков Смоленского аэроклуба направляли в Одесскую военную авиационную школу. Так Илья Фомич оказался в городе на берегу Чёрного моря. После окончания школы он остался там инструктором.
Последний полёт капитана Гастелло
26 июня 2009 5047
26 июня 1941 года, ровно 68 лет назад, совершил свой легендарный подвиг Николай Гастелло. На Смоленщине много забытых и заброшенных аэродромов и посадочных площадок. Но этот аэродром особенный. В Советском Союзе не было человека, который не слышал бы о подвиге Николая Гастелло. Но мало кто, даже из смолян, знает, что в свой последний полёт капитан Гастелло взлетел с аэродрома Боровское. Сейчас этот аэродром забыт даже военными лётчиками. Расположен он был в нескольких километрах от аэродрома Шаталово, недалеко от Починка.
Мастер штурмовых ударов
16 ноября 2009 2411
Из наградного листа: "…2.08.1944 г. тов. Викторов, ведущий шестёрки Ил-2, атаковал железнодорожные эшелоны на ст. Шталлупенен. Ведя воздушный бой с истребителями противника, огнём из пушки, РСами, бомбами группа зажгла два эшелона, взорвала склад с боеприпасами, сбила в воздухе 1 ФВ-190 и без потерь вернулась на аэродром… Удостоен звания "Герой Советского Союза".
"));