История

Великий из великих: граф Лев Толстой

25 декабря 2009 года в 12:03
Грядущий год пройдёт в нашей стране под эгидой 100-летия кончины Льва Николаевича Толстого.
Сменяются поколения, жизнь идёт, всё чаще книги заменяет всезнающий Интернет, и вот уже нынешняя молодёжь знает о Льве Толстом только то, что это он, кажется, написал "Войну и мир". А между тем это была выдающаяся личность, могучий талант, национальная гордость России.
Граф Лев Николаевич Толстой – прозаик, публицист, драматург, мыслитель, великий русский писатель – родился в аристократической графской семье 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии.

Лев Николаевич принадлежал к богатому и знатному роду, ведущему свое генеалогическое древо от Ярослава Мудрого и занявшему видное положение во времена Петра Великого. Его прадеду, Петру Андреевичу Толстому, выпала печальная роль в судьбе царевича Алексея. Отец писателя, Николай Ильич Толстой, дабы не оказаться в долговой яме из-за карточных долгов и поправить свои финансовые дела, женился на некрасивой и немолодой княжне Марии Волконской, которая была старше его на семь лет. В романе "Война и мир" княжну Марию Лев Николаевич впоследствии наделит чертами своей матери. Мать умерла, когда Льву было два года, и его воспитанием занимались родные тётки.
В 15-летнем возрасте Толстой вслед за братом Дмитрием поступил в Казанский университет, один из лучших в то время. Там профессорствовал на математическом факультете знаменитый Лобачевский, а на восточном – Ковалевский. Из-за конфликта с преподавателями российской истории и немецкого языка Лев Толстой имел неуспеваемость по результатам года и должен был заново пройти программу первого курса. Во избежание полного повторения он перешёл на юридический факультет, где его проблемы с оценками по российской истории и немецкому продолжались. На юридическом факультете Лев Толстой пробыл менее двух лет.
Осенью 1847 года Толстой бросает университет. Спустя два года уезжает в Петербург сдавать экзамен на кандидата прав, но учёба вновь ему надоедает, и он возвращается в деревню.

На Кавказе
В 1851 году приезжает старший брат Николай, который уговаривает Толстого ехать вместе с ним на Кавказ. Крупный карточный проигрыш ускорил принятие решения, и Толстой уезжает на юг без опредёленной цели. Ожидая необходимые бумаги, он пять месяцев прожил в Пятигорске, в избе у простого казака Епишки, ставшего впоследствии прототипом Ерошки в повести "Казаки". Проживая на Кавказе в казачьих станицах Червлённая и Старогладовская по берегу реки Терек (ныне это территория Чеченской республики), Толстой оказался под сильным впечатлением от уклада жизни, быта, нравов терских казаков на Кавказе. Все свои воспоминания он перенёс в повесть "Казаки", над которой работал с перерывами несколько лет.
О кавказском периоде его жизни рассказывает повесть "Хаджи-Мурат". Хаджи-Мурат – реальное лицо, наиб (с арабского - заместитель) Шамиля, руководителя сопротивления кавказских горцев царской колонизации в кавказской войне 1817-1864 годов. События повести начинаются в 1851 году. Хаджи-Мурат перешёл на сторону русских, потому что не мог смириться с требованием Шамиля о полном ему подчинении. Но долго пробыть у русских, несмотря на оказанное ему доверие, он не смог и, убегая, жестоко расправился с казаками-конвоирами. Самого Хаджи-Мурата Толстой никогда не видел, хотя в то время находился там, но всегда живо им интересовался. "Хаджи-Мурат – моё личное увлечение", - говорил он и до конца жизни не терял к нему интереса. Когда летом 1905 года Л.Н. Толстому прислали портрет Хаджи-Мурата, тиснённый по дереву, он сказал: "Таким я его себе и представлял".
За недолгую жизнь на Кавказе писатель сохранил у казаков добрую память о себе. В 2008 году по поручению президента Чеченской республики Рамзана Кадырова в станице Старогладовской, где проживал Лев Николаевич, реконструировали его музей-избу. Когда-то во дворе этого дома рос могучий дуб, в тени которого любил отдыхать писатель.
Станица Старогладовская – не единственное место в Чечне, где трепетно хранят память о пребывании Льва Толстого. Своё название село Толстой-Юрт Грозненского района получило, благодаря дружбе будущего классика и чеченца Садо Мисербиева. Молодой офицер царской армии и житель селения Старый-Юрт были кунаками (лицо, связанное обязательствами взаимного гостеприимства). Однажды Садо узнал, что Толстой попал в беду: проиграл в карты огромную сумму однополчанину Кноррингу. Неуплата долга грозила бесчестьем, что для офицера считалось хуже смерти. Не найдя другого выхода, Толстой намеревался продать родовое имение Ясная Поляна. Но этого делать не пришлось. Спас ситуацию Садо Мисербиев, который отыграл весь карточный долг Толстого. Своей радостью по этому поводу писатель тут же в письме поделился с родными, а селение Старый-Юрт стали называть Толстой-Юрт.
На Кавказе Лев Толстой пробыл 2 года 7 месяцев, выезжал в Кизляр, Тифлис (ныне Тбилиси), Владикавказ, участвовал во многих боевых стычках и вылазках и неоднократно подвергался смертельной опасности. Толстой имел право на получение Георгиевского креста, но, к его неудовольствию, ему его не дали.
Когда в конце 1853 года вспыхнула Крымская война, Толстой перевёлся в Дунайскую армию. За оборону Сева¬стополя он был награждён орденом святой Анны и медалью "За защиту Севастополя". Все свои впечатления об ужасах и поражениях крымской войны Лев Толстой запечатлел в "Севастопольских рассказах", которые с большим интересом были прочитаны всей Россией. Вызвали они интерес и у императора Николая I, и он велел беречь даровитого офицера. "Севастопольские рассказы" создали Толстому славу главной надежды нового литературного поколения.

Брак на века
Толстой возвратился в Петербург, где его ожидали успех и распростёртые объятия в великосветских салонах и литературных кругах, но новая жизнь ему быстро прискучила. В начале 1857 года он без сожаления оставил Петербург и отправился за границу. Через четыре года Толстой снова вернулся в Ясную Поляну и занялся обустройством местной школы. По тем временам это была необычная школа. Ученики сидели, где хотели, свободно обменивались своими впечатлениями с педагогами, телесные наказания были отменены.
Толстому было уже 34 года: вроде четвёртый десяток разменял, пора жениться. Прежде, в конце 1850 года, он познакомился с дочерьми московского доктора Берса. Сердце его покорила младшая дочь Софья. Старшая дочь доктора имела на его счёт свои планы. Лев Николаевич был завидный жених: родовит, богат и уже знаменитый писатель. По традиции тех лет жених должен был сделать предложение старшей дочери, но Толстой выбрал младшую – Софью.
После трёх лет любовных страданий и сомнений, что из-за большой разницы в возрасте Софья может уйти к молодому мужчине (а от матери он унаследовал застенчивость и, по его мнению, некрасивую внешность), Толстой всё-таки сделал предложение руки и сердца. 23 сентября 1862 года он женился на 17-летней Софье Андреевне Берс при полной любви с её стороны.
Несмотря на молодость, жена оказалась рачительной хозяйкой и хорошей матерью. У них родились 13 детей. Супруга стала помощницей писателю в его работе, по многу раз переписывая его романы, порой добавляя целые фразы и предложения. Светская жизнь мало интересовала Софью Андреевну, и почти безвыездно она жила в Ясной Поляне.
У Толстого началась пора творческого расцвета. Он создаёт самый большой многотомный роман "Война и мир", по эпическому повествованию, количеству действующих лиц от солдат до императоров, исторически достоверных событий и фактов роман не имеет себе равных не только в русской, но и в мировой литературе. Роман "Анна Каренина" принёс ему не меньшую славу.

В тени алтарей
В 1882 году проходила московская перепись населения, знаменита она тем, что в ней принимал участие великий писатель. Лев Николаевич писал: "Я предлагал воспользоваться переписью для того, чтобы узнать нищету в Москве, помочь ей делом и деньгами и сделать так, чтобы бедных не было в Москве".
Толстой считал, что для общества интерес и значение переписи в том, что она даёт ему зеркало, в которое хочешь не хочешь посмотрится всё общество и каждый из нас. Он выбрал себе один из самых сложных и трудных участков - Проточный переулок, где находилась ночлежка. Среди московской голытьбы это мрачное двухэтажное здание носило название "Ржанова крепость". Получив распоряжение Думы, Толстой за несколько дней до переписи начал обходить участок по плану, который ему дали. Действительно, грязная ночлежка, заполненная опустившимися на самое дно нищими, отчаявшимися людьми, послужила для Толстого зеркалом, отразившим страшную бедность народа.
С 1891 года и до конца его дней начинается самый мучительный период жизни Толстого, связанный с религиозными сомнениями и исканиями. Он стал вести беседы со священниками и монахами, ходил к старцам в Оптину пустынь, интересовался староверами. В этом же году в Женеве Толстой издал своё "Исследование догматического богословия", в котором подверг критике "Православно-догматическое богословие" митрополита Макария (Булгакова). Толстой стал изучать древнегреческий и древееврейский языки (в изучении последнего ему помогал московский раввин Шломо Минор), чтобы в подлиннике познать первоисточники христианства.
Постепенно Толстой отказывается от прихотей и удобств богатой жизни, много занимается физическим трудом, одевается в простейшую одежду, становится вегетарианцем, отдаёт семье всё своё состояние, отказывается от прав литературной собственности. На этой почве беспримерно чистого порыва и стремления к нравственному усовершенствованию создаётся третий период литературной деятельности Толстого, отличительной чертой которого является отрицание всех установившихся форм государственной, общественной и религиозной жизни. Лев Николаевич был верующим человеком, однако его вера имела мало общего с официальным православием. Он критически относился к духовенству, разоблачая обман и насилие над душами верующих. В церковных кругах созревала идея предать Толстого анафеме или заточить его в монастырь. В феврале 1901 года синод (высший церковный орган) окончательно склонился к мысли о публичном осуждении Толстого и об объявлении его находящимся вне церкви.

Отлучение
24 февраля в "Церковных ведомостях" было опубликовано "Определение святейшего синода о графе Льве Толстом", в котором говорилось, что русский по происхождению и воспитанию граф дерзко восстал на Господа и Христа и в своей литературной деятельности использует свой талант, данный ему от Бога, на распространение в народе учений, противных Христу и церкви, и на истребление в умах и сердцах людей православной веры. "Определение синода" явилось отлучением Льва Толстого от церкви и публичным преданием его анафеме. Рассказ А. Куприна "Анафема" рассказывает об этом событии.
Опубликованный в газетах ответ Льва Толстого синоду получил широкую известность. "Что я отрёкся от церкви, называющей себя православной, совершенно справедливо. Я отрёкся от неё не потому, что восстал на Господа, а потому что желал служить ему. Я отвергаю непонятную мне святую троицу и не имеющую смысла басню о падении первого человека, кощунственную теорию о Боге, родившемся от девы. Не признаю ничего существующим, кроме Бога. Я отвергаю все таинства: крещение младенцев, совершение таинства брака над людьми. Я считаю все обряды низменным грубым колдовством. Ведь это ужасно!"
Лев Толстой явился родоначальником движения толстовства, одним из основополагающих тезисов которого является "непротивление злу силой". Эта позиция, по мнению Толстого, и есть стержень учения Христа. В 2001 году правнук писателя и мыслителя Владимир Толстой, управляющий музеем-усадьбой в Ясной Поляне, направил письмо Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой пересмотреть решение об отлучении от церкви его знаменитого предка. Патриарх заявил, что это невозможно.

Исход
Желая помочь бедным, граф Л.Н. Толстой предлагает своей семье отдать крестьянам усадьбу, самим переселиться в их избы, всем своим детям заняться тяжёлым крестьянским трудом, отказаться от всех личных богатств. Только крепкая хозяйская рука Софьи Андреевны позволила не развалить усадьбу и избежать нищеты. Сам Толстой, стараясь быть ближе к народу, носил холщовые рубахи, ходил босиком, пахал землю, косил сено.
Мучаясь своей принадлежностью к высшему обществу, возможностью жить лучше, чем крестьяне, Толстой в октябре 1910 года, в возрасте 82 лет, выполняет своё намерение жить соответственно своим взглядам. Он тайно покидает Ясную Поляну, отрёкшись от "круга богатых и учёных". Своё последнее путешествие он начинает на станции Козлова Засека. По дороге заболевает воспалением лёгких и вынужден сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область), где 20 ноября 1910 года и умирает.
Льва Николаевича Толстого похоронили в Ясной Поляне, на краю обрыва в лесу, где в детстве он вместе с братом Николаем искал "зелёную палочку", хранившую секрет, как сделать всех людей счастливыми. На его могиле, со слов вдовы, было совершено отпевание. Нашёлся смелый священник, который совершил этот обряд, так как сам Лев Николаевич ещё при жизни против него не возражал. Могила Льва Николаевича – скромный земляной холм, на котором до сих пор нет креста.

Бессмертие
Толстой любим не только в России, но и за рубежом. Исследователи его творчества, которые работают в музее-усадьбе Ясная Поляна, говорят о том, как дорог им Толстой. В Токио создано японское толстовское общество. Его глава Кусио Хитоми, президент совета директоров женского университета, открывает большую экспозицию, посвящённую Толстому, а студентки его университета тем временем серьёзно изучают творчество Толстого, вплоть до его рукописей. Или возьмём Индию, где очень любят Толстого, и не только потому, что он переписывался с Махатмой Ганди. Индийцы особенно неравнодушны к роману "Анна Каренина", считают его "самым семейным".
Несколько лет назад сотрудники Государственного музея Толстого были приглашены в Коста-Рику (Латинская Америка) на открытие бюста писателя. Его произведения появились в стране в конце XIX века. Толстого там полюбили, а в 1910 году, когда он умер, местные газеты писали о нём как о "великом из великих", сравнивая даже с Иисусом Христом. Позднее один из президентов страны, Хосе Фигерес, назвал своё имение так же, как называется родовое поместье выдающегося писателя, – Ясная Поляна. А в 1976 году на планете Меркурий именем Толстого назвали один из крупных кратеров, его диаметр равен 390 км.
Миллионы людей, в том числе и зарубежных гостей, посещают Ясную Поляну. Мировой кинематограф бессчётное количество раз экранизировал его произведения. Его книги переведены почти на все языки мира, издаются миллионными тиражами. В ноябре 2010 года благодарные потомки и почитатели его таланта всего мира отметят 100-летие со дня смерти Л.Н. Толстого.
Заслугами смолян славна Россия
Когда умирает завод

Другие новости по теме