3 декабря 2016 22:40
USD 64,15   EUR 68,47
20 января 2010 4948

На страже воздушных рубежей

На страже воздушных рубежей
22 января – исторически считается днём образования авиации противовоздушной обороны (ПВО). В этот день в 1942 году был издан приказ наркома обороны И.В. Сталина о формировании 6-го истребительного авиационного корпуса, явившегося родоначальником авиации ПВО. Авиакорпус был создан для защиты неба Москвы и Подмосковья от налётов фашистских бомбардировщиков.

В справочниках и энциклопедиях говорится: "Авиация ПВО страны – один из основных и наиболее манёвренных родов войск ПВО страны. Состоит из истребительной авиации и авиации вспомогательного назначения. Истребительная авиация предназначена для уничтожения средств воздушного нападения противника, в том числе вероятного (самолётов, крылатых ракет и т.п.) на дальних и ближних подступах к прикрываемым войскам, районам и объектам".
Очень часто путают авиацию ПВО и авиацию Военно-воздушных сил (ВВС). И здесь, и там – авиация. Но авиация бывает разная. Есть ещё авиация Военно-морского флота и другие виды авиации. Все они различаются прежде всего по предназначению и задачам. Задачи войск ПВО, которые включают в свой состав, кроме авиации, зенитно-ракетные войска (ударная сила) и радиотехнические войска ("глаза и уши"), – прикрытие с воздуха важнейших объектов. Например, в своё время истребительный авиационный полк ПВО, базирующийся на аэродроме Мариновка близ Волгограда, прикрывал Волго-Донской канал. А полки аэродромов Кричев (Белоруссия), Смоленск и Андреаполь (Тверская область) закрывали небо на западных рубежах столицы нашей Родины. (Парадокс, но все они сегодня расформированы.)
Всегда авиация ПВО имела на вооружении самые современные самолёты-истребители с мощным вооружением. В войну это МиГ-3, Як-7, Як-9, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7. После войны – реактивные и сверхзвуковые МиГ-17, МиГ-19, Су-9, Су-15, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-31, Су-27.
Во время Великой Отечественной войны авиация ПВО прикрывала с воздуха важнейшие политические и промышленные центры страны: Москву, Ленинград, Горький, Куйбышев, Свердловск, Баку и другие. А также порты: Одессу, Севастополь, Новороссийск, Батуми, Архангельск, Мурманск. И даже когда фронт откатился на запад, авиация ПВО оставалась прикрывать промышленные объекты. Например, 401-й истребительный авиаполк, участвовавший в обороне Ленинграда, после снятия блокады и продвижения фронта к границам фашистской Германии остался в составе зоны ПВО северной столицы.
В авиации ПВО летали многие известные лётчики военного времени. Так, в составе Московской зоны ПВО дрался с фашистами наш земляк, уроженец города Ярцево, Герой Советского Союза капитан Константин Титенков. За четыре месяца 1941 года Константин Николаевич уничтожил более десятка вражеских самолётов. Это был один из самых высоких результатов в истребительной авиации того времени. К.Н. Титенков погиб в октябре 1941 года. Позже, в послевоенное время, с 1978 по 1987 год другой наш известный земляк из деревни Мощиново Монастырщинского района, дважды Герой Советского Союза, главный маршал авиации Александр Иванович Колдунов был главнокомандующим войсками ПВО страны.
После войны истребительная авиация ПВО продолжала выполнять боевые задачи в мирное время. Лётчики ПВО несли постоянное боевое дежурство на аэродромах, особенно находящихся в приграничной зоне. Часто дежурные истребители поднимались в воздух для перехвата воздушных нарушителей государственной границы. А таких случаев было немало. И всегда лётчики выполняли боевую задачу: не допускали пролёта самолёта-нарушителя, принуждая его к посадке либо уничтожая в воздухе. Исключение составил единственный, пожалуй, случай с американским самолётом У-2, пилотируемым лётчиком Ф. Пауэрсом, в мае 1960 года. Мы не имели тогда таких высотных самолётов. Нарушитель летел на высоте более двадцати километров. Но всё равно он был сбит зенитной ракетой.
Более 40 лет, с 1951 по 1991 годы, базировался на аэродроме Смоленск-Северный 401-й истребительный авиационный полк. Всё это время он прикрывал с воздуха город-герой Смоленск и охранял западные подступы к Москве. Полк входил в состав авиации Московского округа ПВО. Задачи полк выполнял ответственные, и значение ему придавалось огромное. Лётчики сюда направлялись, как правило, высококлассные, и самолёты – самые современные. Например, в 1976 году 401-й ИАП первым во всей авиации ПВО страны получил новейшие самолёты-истребители МиГ-23 и одним из первых в 1989 году – самолёты Су-27. Полк длительное время числился резервом главнокомандующего войсками ПВО. Это было очень высокое доверие.
Хочется отметить, что в этом полку лётчиком авиации ПВО начинал свою авиационную службу космонавт №3, дважды Герой Советского Союза, почётный гражданин города-героя Смоленска Андриян Григорьевич Николаев. Из Смоленска он в 1960 году уехал в первый отряд космонавтов.
В середине 90-х годов истребительная авиация ПВО вошла в состав частей и соединений Военно-воздушных сил. Как самостоятельный род войск истребительная авиация ПВО перестала существовать.
А история отечественной авиации, к сожалению, в последнее время вообще стала забываться.
В нынешнем 2010 году исполняется 100 лет с момента зарождения авиации в России. Именно в июне 1910 года в России поднялись в воздух первые самолёты, построенные по русским разработкам русскими конструкторами и пилотируемые русскими лётчиками. В Гатчине под Петербургом взлетел самолёт Я. Гаккеля, в Киеве – самолёты И. Сикорского и А. Кудашева. Смоленск тоже не стоял в стороне. Авиация на Смоленщине была всегда: с момента её зарождения в России и до печальных событий по расформированию последних боевых полков в Смоленске и Шаталове.
Первый российский лётчик и первый космонавт планеты – тоже смоляне: Михаил Никифорович Ефимов из деревни Аполье Смоленской губернии и Юрий Алексеевич Гагарин.
Тем обиднее, что в Смоленске до сих пор нет музея авиации и космонавтики. А впереди юбилейные даты: 100-летие российской авиации – июнь 2010 года, 50-летие полёта Гагарина, Год российской космонавтики – 2011 год, 1150-летие города Смоленска – 2013 год. Давайте создадим музей, товарищи руководители города-героя!

Александр ШКОЛЬНИКОВ, подполковник запаса, ветеран авиации ПВО

Опубликовано в "СГ" 21 января 2010 г. №5(580)
Новости по теме
13 августа 2010 1470
Традиционно в третье воскресенье августа в стране отмечается День авиации. Смоленщина не стояла в стороне от авиационной истории.
В небе над городом-героем
15 мая 2009 5295
В эти майские дни исполняется 65 лет со дня формирования 401-го истребительного авиационного полка. Полк в течение сорока лет базировался на аэродроме \"Смоленск-Северный\", а это значит, что он вошел в историю города-героя.
Трассы над Смоленском
05 февраля 2010 5875
9 февраля 1923 года Советом труда и обороны РСФСР было принято решение об образовании Совета по гражданской авиации. И именно в этот день на самолёте АНТ-1 конструкции Туполева был совершён первый в стране регулярный авиарейс с пассажирами из Москвы в Нижний Новгород. Этот день стал официальной датой основания советской гражданской авиации.
Верните наш самолёт!
15 июля 2013 1827
Славная память о космонавте номер 3 и смоленских лётчиках вывезена тайком за пределы Смоленской области
Смоленщина – земля авиаторов и космонавтов
12 апреля 2011 6085
История распорядилась так, что Смоленщина дала России первого лётчика – Михаила Никифоровича Ефимова, а миру – первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Не случайно и не на пустом месте взошла звезда нашего земляка, первопроходца космоса. Во все времена с момента зарождения воздухоплавания авиация существовала на Смоленщине во всех своих видах: гражданская и военная, спортивная и специальная. Представлена авиационной промышленностью, пилотажными группами и мастерами самолётного и парашютного спорта...
Истребители Лавочкина
07 мая 2010 4694
Наш земляк, уроженец Смоленщины Семён Лавочкин был выдающимся авиаконструктором. Не будем сейчас говорить обо всех его авиационных и космических разработках. Поговорим только о поршневых истребителях военной поры. Они участвовали в Великой Отечественной войне с первого дня.
"));