История

Защитник Заполярья матрос Лысухин

25 января 2010 года в 15:33
На прошлой неделе Губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев вручил юбилейные медали "65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." первой группе ветеранов войны. В списке награждённых было имя Анатолия Фёдоровича ЛЫСУХИНА.

Анатолий Фёдорович родом с Вологодчины, из деревни Починок Кирилловского района, из тех самых красивых северных мест, где находится знаменитый Кирилло-Белозёрский монастырь.
Родился он в 1926 году в многодетной крестьянской семье. У отца с матерью было восемь детей. Дружная была семья. Как рассказывал Анатолий Фёдорович, нечасто, но съезжались дети со своими семьями в родительский дом. Собиралось человек пятьдесят. Вся деревня гуляла… Но это было позже, в 60-70-е годы.
А в 1943 году окончил Анатолий девять классов, и в 17 лет призвали его осенью на Северный флот. Почему на флот? Бог ростом и статью не обидел Анатолия Фёдоровича. А на флот во все времена почему-то брали высоких парней. В общем, в группе в восемь человек из одной деревни попал Анатолий в Североморск, в учебное подразделение, где в течение месяца проходили призывники курс молодого бойца. Вот тут случилось у Анатолия Фёдоровича первое знакомство с войной.
Колонна молодых матросов шла на стрельбище. Внезапно со стороны моря выскочила четвёрка немецких "Фокке-Вульф-190". На малой высоте сбросили на колонну матросов кассетные бомбы. Анатолий среагировал быстро. Не дожидаясь команды, упал на землю за ближайший камень. А кто замешкался – посекло осколками. Четверых рябят убило, в том числе земляка Анатолия, многих ранило. И Лысухина зацепил небольшой осколок, по касательной, в ногу.
Подлечившегося Анатолия назначили мотористом на торпедный катер. Но ходил в походы мало. Через несколько месяцев грамотного матроса (девять классов по тем временам – хорошее образование) назначили дальномерщиком на береговую батарею. Здесь с помощью мощного дальномера Лысухин определял расстояние до кораблей противника, а батарея 210-миллиметровых орудий вела огонь стокилограммовыми снарядами по нападавшим фашистским кораблям. Чем точнее определит дальномерщик дистанцию до противника, тем точнее будет огонь батареи. А дистанция ведения огня немаленькая – до 40 километров. Дальномерщик точность до метров выдаёт. Однажды с помощью точного доклада дальномерщика Лысухина было потоплено вражеское судно.
По истечении года службы на Северном флоте, осенью сорок четвёртого, по флоту вышел приказ – отобрать группу молодых матросов в морское авиационное училище. Анатолий Лысухин подал рапорт.
Анатолий Фёдорович до сих пор говорит "Мурманск" с ударением на второй слог. Всю жизнь, говорит, тянуло к морю, и службу морскую до сих пор вспоминает с удовольствием. Портрет его в форме морского лётчика занимает в квартире среди других самое почётное место.
Так в конце 1944 года началась для Лысухина другая служба – в морской авиации. Началась учёба в военно-морском авиационном училище. Начинал летать на учебном По-2.
Лётные училища после войны стали сокращать, переформировывать. Учились в 3-м ВМАУ (на штурмовиках Ил-2, Ил-10), потом – Ейское истребительное (тоже морское), на Ла-5, Ла-7. В период учёбы запомнилась Анатолию Фёдоровичу полугодовая практика на крейсере "Молотов" на Черноморском флоте. В её ходе авиационные курсанты из Ейского училища осваивали морскую службу. Училище Анатолий Фёдорович окончил с отличием в 1949 году на самолёте Ла-9. И был назначен в авиацию Тихоокеанского флота, на Дальний Восток. Там служба морского лётчика Лысухина продолжалась до конца 50-х годов. С поршневых истребителей переучились на реактивные. Кстати, в 1952 году в лётную книжку Анатолия Фёдоровича записали пять боевых вылетов. Повадились американские "Сейбры" (F-86) с авиабазы на острове Хоккайдо нарушать нашу воздушную границу. Пришлось нашим морским лётчикам доказывать, кто в совет¬ском небе хозяин. До воздушных боёв дело не дошло, но нарушать границу американцы перестали.
Потом высокое морское командование посчитало, что истребительная авиация на флоте не нужна, и истребителя Лысухина вместе с другими перевели в авиацию ПВО на Дальнем Востоке.
В 1959 году Анатолия Фёдоровича перевели в Москов¬ский округ ПВО, в 401-й авиаполк, базирующийся на аэродроме Смоленск-Северный. Здесь посчастливилось капитану Лысухину стать командиром звена будущего космонавта Андрияна Николаева. Из Смоленска Анатолий Фёдорович провожал Николаева в отряд космонавтов. Здесь же, в Смоленске, встречались они, когда в нечастые свои приезды космонавт №3 навещал однополчан в военном городке.
Гражданская жизнь у Лысухина началась с авиационного завода, который был тут же неподалёку, на Покровке. Потом был Московский авиационный институт, учиться в котором Анатолий Фёдорович не побоялся в свои уже не юношеские годы и который закончил с отличием в 50 лет. Потом была долгая работа в Министерстве авиационной промышленности. Но это уже, как говорится, совсем другая история.
По итогам службы в Великую Отечественную войну Анатолий Фёдорович награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Заполярья", "За победу над Германией" и другими.
Летом нынешнего года Анатолию Фёдоровичу Лысухину исполняется 84 года. Несмотря на возраст, он бодр, сохранил чувство юмора.
Поклон вам, Анатолий Фёдорович, и крепкого здоровья!
Из племени летописцев
Наши лётчики в небе Китая

Другие новости по теме