8 декабря 2016 05:05
USD 63,91   EUR 68,5
27 января 2010 2385

Наши лётчики в небе Китая

Наши лётчики в небе Китая
Василий Поскрёбышев не был в действующей армии, но, поскольку был призван в армию в 1944 году, считается участником и ветераном Великой Отечественной войны. Волею судьбы и военного командования в последние годы войны он сначала учился снайперскому делу, потом стал специалистом по авиационному вооружению. Закономерно, что вся его дальнейшая жизнь была отдана армии. Как высококлассный специалист-оружейник, он в своё время был командирован в Китай, где обучал китайских коллег своим воинским премудростям.

Слово В.Я. Поскрёбышеву:
- В конце октября 1950 года наш полк железнодорожным эшелоном пересёк государственную границу с КНР и прибыл на аэродром Харбин. Аэродром располагался в 13 километрах от города.
Как помнится, здесь было несколько взлётно-посадочных полос длиной до трёх километров каждая. На аэродроме имелось одно большое трёхэтажное кирпичное здание. Наши лётчики жили на втором этаже. На третьем было большое помещение клуба. Прямо напротив входной двери - два больших портрета И.В. Сталина и Мао Цзэдуна. В этом клубе проходили все торжественные мероприятия в дни советских и китайских праздников.
Вскоре нас переодели в китайскую военную форму. На третий день в столовой во время завтрака мы были удивлены – в обеденном зале нас обслуживали молодые русские девушки-официантки, как мы узнали потом - из местного населения. Питание было очень хорошим.
Каждый день после ужина до конца января 1951 года, когда мы получили самолёты, лётчик Владимир Глинкин проводил в клубе уроки танцев. Учились танцевать вальсы, фокстроты. На этих уроках, как мне помнится, с удовольствием присутствовали девушки-официантки. Как мы узнали позднее, эти девушки были дочерьми и внучками русских сотрудников, оставшихся в Китае после нашей Октябрьской революции и Гражданской войны и обслуживавших КВЖД (Китайско-Восточная железная дорога), и работников торгово-промышленной частной компании "И.Я. Чурин и К". Эта компания до революции и до конца Гражданской войны в России владела всей торговлей и лёгкой промышленностью Дальнего Востока и Забайкалья. Все девушки хорошо, очень чисто говорили по-русски, но как-то по-старому, по-дореволюционному, что ли. В середине января девушек не стало, их заменили китайские солдаты. После прихода КПК к власти в Китае коммунисты эту компанию ("И.Я. Чурин и К") не национализировали – она снабжала китайскую армию продовольствием и обмундированием.
В конце января 1951 года на аэродроме совершили посадку первые самолёты Ла-9, которые перегнали из Советского Союза. Затем в течение нескольких дней посадку совершили остальные: всего на аэродроме было принято 27 Ла-9 и 6 УЛа-9 (учебно-боевые).
К концу февраля 1951 года все лётчики нашей эскадрильи восстановили навыки в технике пилотирования. В памяти остались имена лётчиков: Козляков, Непейвода, Зудин, Дремин, Круглов, Калюжный, Глинкин. Они начали обучать китайских лётчиков. Кроме того, наши лётчики в составе пары стали нести боевое дежурство в светлое время суток.
В начале лета (1951 г.) мы перебазировались на аэродром Цицикар (Маньчжурская провинция). Это был степной аэродром в безлесной степи, продуваемой всеми ветрами, и поэтому там всегда стояла лётная погода. В этот период начались очень активные полёты, особенно китай¬ских лётчиков. Многие из них выполнили самостоятельные вылеты, продолжали совершенствоваться в технике пилотирования. Было несколько случаев поломок самолётов китайскими лётчиками. Наши летали без происшествий.
В марте к нам прибыли военно¬служащие китайской армии, которых мы должны были обучить обслуживанию самолётов. В группу авиавооружения были направлены пять человек и один переводчик. Имена их всех я до сих пор помню хорошо. Это Пен Шу Юнь (старший группы), Сун Ши Вый, Ян Юн Чхе, Тан Ти Сян, Мын Го Хай и переводчик У Кай Ю, которого мы звали просто Коля. Двое первых были сравнительно высокие крепкие парни, они старательно изучали всё, что мы им показывали. Мне очень помогало то, что переводчик У Кай Ю очень быстро схватывал нашу авиационную специфику и передавал своим товарищам.
Китайцы очень старались. Они быстро научились снимать пушки с самолёта, разбирать их и собирать, устанавливать их обратно на самолёт, проверять и регулировать.
Наши лётчики летали мало. На аэродроме Цицикар они выполнили не более двух вылетов и по одному вылету на стрельбу по воздушной мишени. Основная их задача была обучать китайских лётчиков.
В сентябре или октябре 1951 года мы перебазировались обратно на аэродром Харбин. Полётов было в эскадрильях мало, в основном мы готовились к несению боевого дежурства. Ночных полётов не было вовсе. В это же время мы подготовили самолёты и передали их китай¬ским техникам, в их полк.
В конце октября мы снова оделись в свою военную форму и 25 октября пересекли государственную границу. А в начале ноября 1951 года эшелон прибыл на станцию Смоленск. С этого времени для 401-го полка началась новая страница – освоение реактивных самолётов на аэродроме Смоленск-Северный.
Василий Яковлевич Поскрёбышев родился 19 января 1927 года в д. Рысево Кировской области. В 1942 году окончил семь классов неполной средней школы.
В ноябре 1944 года был призван в Красную Армию и направлен в Перм¬скую область в 44-й учебно-стрелковый полк. Там был зачислен курсантом снайперской роты. В марте 1945 года Василий Яковлевич был направлен в Троицкую авиационную школу механиков (г. Троицк Челябинской области).
С августа 1946 года В.Я. Поскрёбышев проходил службу в 401-м истребительном авиационном полку, который с 1951 до 1991 года базировался в Смоленске, на аэродроме Смоленск-Северный. После правительственной командировки в Китайскую Народную Республику в 1950-1951 годах вся остальная служба Василия Яковлевича проходила в этом полку. В 1979 году прапорщик В.Я. Поскрёбышев уволился в запас, имея за плечами 35 лет безупречной службы в Вооруженных силах СССР.
В настоящее время Василий Яковлевич живёт в Смоленске, на Покровке, недалеко от последнего места своей службы.

Александр ШКОЛЬНИКОВ

Опубликовано в "СГ" 28 января 2010 г. №8(583)
Новости по теме
В Смоленске состоялось авиационное шоу в честь полка имени Валентины Гризодубовой
30 мая 2012 2911
В минувшую субботу на аэродроме \"Смоленск – Северный\" состоялся авиационно-спортивный праздник, посвящённый 70-й годовщине образования 103-го гвардейского Красносельского военно-транспортного авиационного полка имени Героя Советского Союза В.С. Гризодубовой.300 ветеранов полка прибыли на праздник из Москвы, Твери, Пскова, Смоленска. В 2009 году этот прославленный полк перестал существовать. Действующие «ИЛ-76» перелетели в другие регионы, а на аэродроме \"Смоленск – Северный\" осталось 13 списанных бортов, пять из которых уже, как говорят лётчики, пошли на распил, а восемь стоят на кладбище самолётов - зрелище, которое болью отдаётся в сердце...
В небе над городом-героем
15 мая 2009 5307
В эти майские дни исполняется 65 лет со дня формирования 401-го истребительного авиационного полка. Полк в течение сорока лет базировался на аэродроме \"Смоленск-Северный\", а это значит, что он вошел в историю города-героя.
Воспитанник Смоленского аэроклуба
23 декабря 2009 1441
В конце 30-х годов прошлого века у Смоленского аэроклуба была договорённость с Одесской военно-авиационной школой лётчиков имени Полины Осипенко: лучшие выпускники Смоленского аэроклуба вне конкурса, без экзаменов зачислялись курсантами Одесской военно-авиационной школы. Все эти лётчики принимали участие в Великой Отечественной войне. Многие стали Героями Советского Союза. Одним из них был Фёдор Мазурин.
Из плеяды асов Великой Отечественной
07 декабря 2009 2965
Николай Ефимович Лавицкий – один из результативных лётчиков-истребителей Великой Отечественной войны. Летал на самолётах И-153, Як-1, на американских "Аэрокобрах" Р-39. За время войны выполнил 250 боевых вылетов, провёл более 100 воздушных боёв, уничтожил 22 (по другим источникам – 28) самолёта противника лично и два – в группе.
На страже воздушных рубежей
20 января 2010 4961
22 января – исторически считается днём образования авиации противовоздушной обороны (ПВО). В этот день в 1942 году был издан приказ наркома обороны И.В. Сталина о формировании 6-го истребительного авиационного корпуса, явившегося родоначальником авиации ПВО. Авиакорпус был создан для защиты неба Москвы и Подмосковья от налётов фашистских бомбардировщиков.
Из плеяды героев
31 июля 2009 1777
В этом году исполнилось бы 90 лет нашему земляку - Герою Советского Союза И.Ф. Якубову. Илья Фомич родился в деревне Новоселье Монастырщинского района Смоленской области в 1919 году. После окончания неполной средней школы учился в Смоленском техникуме связи. Одновременно занимался в местном аэроклубе. Впоследствии работал в аэроклубе лётчиком-инструктором. В тридцатые годы, перед войной, лучших лётчиков Смоленского аэроклуба направляли в Одесскую военную авиационную школу. Так Илья Фомич оказался в городе на берегу Чёрного моря. После окончания школы он остался там инструктором.
"));