3 декабря 2016 12:40
USD 64,15   EUR 68,47
26 февраля 2010 10268

Первый Герой Советского Союза

Первый Герой Советского Союза
В разное время более 260 смолян были удостоены высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза. В основном за подвиги на полях сражений Великой Отечественной войны. Были среди них пехотицы, танкисты, артиллеристы. Более шестидесяти из них – лётчики, в том числе лётчики А.И. Колдунов и В.Д. Лавриненков удостоены этого звания дважды.

Но был в списке героев-смолян человек, получивший Звезду Героя ещё до Великой Отечественной войны. Что примечательно, он был первым гражданином СССР, удостоенным этого звания за боевые подвиги. Все предыдущие получили звание Героя за спасение челюскинцев (Ляпидевский, Леванев¬ский, Молоков и другие лётчики), за сверхдальние перелёты (Чкалов, Байдуков, Беляков) и за другие достижения в мирной обстановке. Кроме того, Борис Александрович Туржанский, а именно о нём пойдёт речь, был первым из смолян, удостоенных звания Героя Совет¬ского Союза. Это было в 1936 году. А Золотую Звезду под номером 12 Борис Александрович получил в 1939 году, когда состоялось первое вручение этих знаков отличия.
Смоленск
Борис Туржанский родился в Смоленске 26 февраля 1900 года. Он был вторым ребёнком в семье после старшего брата Александра. Отец их, Александр Александрович, служил начальником Смоленского почтово-телеграфного округа. Мать, Евгения Павловна, была известной в своё время писательницей. Её перу принадлежали публицистические статьи, очерки, рассказы и сказки, которые печатались как в Смоленске, так и в Москве. Зачастую она подписывалась псевдонимом "Турже-Туржанская". В 1910-1911 годах она издавала в Смоленске детский иллюстрированный журнал "Родная Русь".
Вначале Борис учился в 1-м Смоленском реальном училище, затем был переведён в Смоленскую гимназию. Уже с детства у мальчика проявились художественные наклонности. Он выпиливал лобзиком, лепил из глины и неплохо рисовал.
С раннего возраста оба брата увлеклись авиацией: много читали, мастерили воздушных змеев, конструировали различные модели. А когда в общественном саду "Эрмитаж" был выставлен для всеобщего обозрения моноплан "Блерио", братья Туржанские стали постоянными посетителями выставки. В 1911 году им довелось увидеть полёт настоящего самолёта. Тогда авиатор Александр Васильев впервые взлетел в небо Смоленска с местного ипподрома.
Москва
Во время Первой мировой войны семья Туржанских переехала в Москву, где Борис поступил в училище живописи и ваяния. И в столице обоих братьев не покидала мечта об авиации. В 1918 году они добровольно вступили в Красную Армию и были зачислены телефонистами в авиационный отряд, стоявший в Гнёздово, неподалёку от Смоленска. Менее чем через год Борис был переведён в Управление авиации 9-й армии.
Вновь братья встретились в декабре 1920 года, когда оба поступили в Егорьевскую теоретическую авиационную школу. После её окончания осенью 1921 года и Борис, и Александр были зачислены в Зарайскую школу красных военных лётчиков под Москвой. Затем пути братьев разошлись: Александр был назначен в Минск лётчиком истребительной эскадрильи, а Борис – в Севастополь, инструктором Качинской лётной авиашколы. Вскоре он стал одним из лучших инструкторов этой старейшей в стране авиационной школы.
Забегая вперёд, скажем, что Александр впоследствии станет основоположником тактики штурмовой авиации, командиром первой эскадрильи штурмовиков и по праву будет назван отцом штурмовой авиации. Он станет командиром штурмовой авиабригады. В 1937-1938 годах он командует бомбардировочным авиакорпусом. Перед Великой Отечественной войной и в её начале генерал-майор Александр Туржанский возглавляет Качинскую авиашколу, а с 1942 года преподаёт в Военной академии командного и штурманского состава ВВС. С 1955 года выходит в отставку. А.А. Туржанский умер в 1982 году.
А Борис Туржанский в 1929 году окончил курсы усовершенствования командного состава. Был командиром авиаотряда. В 1931-1933 годах командовал 7-й истребительной эскадрильей имени Ф.Э. Дзержинского, которая в Смоленске в 1932 году выиграла межокружные авиационные состязания по воздушному бою и высшему пилотажу, за что был награждён почётной грамотой ЦИК СССР.
В 1935 году Бориса Александровича командируют на курсы при Военно-воздушной академии.
Испания
Летом 1936 года в Испании вспыхнула гражданская война. В числе добровольцев на защиту Испанской республики отправился и Борис Туржанский. Первое время одиннадцать наших лётчиков летали на устаревших иностранных самолётах. В середине ноября они получили советские бипланы И-15. С ноября 1936-го по февраль 1937-го республиканской эскадрильей истребителей И-15 командовал Б.А. Туржанский. Эскадрилья воевала на севере Испании, над Гвадалахарой. Появление этой эскадрильи стало заметным фактором на Северном фронте. Франкистские истребители и бомбардировщики несли потери от стремительных атак русских лётчиков. Сражаясь с количественно превосходящими силами противника, наши лётчики проявляли необыкновенную отвагу и отчаянную смелость. Но главной причиной успеха являлось высокое лётное мастерство командира эскадрильи, его умение правильно распределить силы, выбрать нужную тактику боя. В воздушных боях с франкистскими самолётами Туржанский лично сбил шесть самолётов противника.
20 декабря 1936 года в воздушном бою самолёт Бориса Туржан¬ского был повреждён, а сам он тяжело ранен. Ему удалось перетянуть через линию фронта, но при посадке в горах самолёт перевернулся. Тяжело раненного лётчика нашли крестьяне и доставили в госпиталь. Ранение головы оказалось опасным. Испанские врачи спасли жизнь Борису Александровичу, выполнив сложную операцию. Но лётчик лишился глаза. После лечения в госпитале он был отправлен на родину. 31 декабря 1936 года за мужество и героизм Б.А. Туржан¬скому было присвоено звание Героя Советского Союза, а в апреле 1937 года – воинское звание комбрига.
Лётчик-испытатель
После излечения и отдыха Туржанский стал настойчиво добиваться восстановления на лётной работе. Неоднократно он посылал во все инстанции просьбы и рапорты о допуске к полётам. Но приговор врачей был неумолим: "Лётчик без глаза летать не может". Уверенный в своём мастерстве Борис Александрович продолжал настаивать на возвращении в строй. Тогда ему устроили испытание – десять полётов на И-15 на точность приземления. И он их выполнил – все десять – один в один! И получил разрешение на полёты.
Уже в 1938 году он начал работать лётчиком-испытателем на авиационном заводе №1 в Москве, облётывая серийные И-15бис и И-153. В 1940 году полковник Туржанский назначается начальником лётно-испытательной станции этого же завода. Без отрыва от испытательной работы Борис Александрович с июля по октябрь 1941-го нёс ночные боевые дежурства на Центральном аэродроме в составе 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО Москвы. Испытательная работа становится его призванием. В конце 1941-го полковник Туржанский – начальник лётно-испытательной станции авиазавода №153 в Новосибирске. В 1942 году – начальник ЛИС авиазавода №82 в Тушино.
Тяжёлое ранение и высокая профессиональная нагрузка сказались на здоровье талантливого лётчика.
14 июня 1948 года Герой Совет¬ского Союза полковник Борис Александрович Туржанский умер после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронили его в Москве, на Армянском кладбище.
В городе Зарайске Московской области герою поставлен памятник. На фасаде здания, где раньше находилась школа лётчиков, в которой в 20-х годах учился Борис Александрович, установлена мемориальная доска.

Александр ШКОЛЬНИКОВ

Опубликовано в "СГ" 27 февраля 2010 г. №21(596)
Новости по теме
В Смоленске вспомнили земляка, ставшего первым Героем Советского Союза
10 декабря 2014 1177
9 декабря состоялось гашение конверта с портретом Бориса Туржанского…
Леонид Рыбиков: он учил летать самолеты
06 августа 2010 1928
Через несколько дней смоляне, как и вся Россия, будут отмечать День авиации. Смоленская земля богата авиационной историей. Уроженцами древней героической земли были и маршалы авиации, и генералы, Герои и дважды Герои Советского Союза. Были среди смолян и лётчики-испытатели. Один из них - Леонид Денисович Рыбиков.
Из плеяды героев
31 июля 2009 1773
В этом году исполнилось бы 90 лет нашему земляку - Герою Советского Союза И.Ф. Якубову. Илья Фомич родился в деревне Новоселье Монастырщинского района Смоленской области в 1919 году. После окончания неполной средней школы учился в Смоленском техникуме связи. Одновременно занимался в местном аэроклубе. Впоследствии работал в аэроклубе лётчиком-инструктором. В тридцатые годы, перед войной, лучших лётчиков Смоленского аэроклуба направляли в Одесскую военную авиационную школу. Так Илья Фомич оказался в городе на берегу Чёрного моря. После окончания школы он остался там инструктором.
Воспитанник Смоленского аэроклуба
23 декабря 2009 1434
В конце 30-х годов прошлого века у Смоленского аэроклуба была договорённость с Одесской военно-авиационной школой лётчиков имени Полины Осипенко: лучшие выпускники Смоленского аэроклуба вне конкурса, без экзаменов зачислялись курсантами Одесской военно-авиационной школы. Все эти лётчики принимали участие в Великой Отечественной войне. Многие стали Героями Советского Союза. Одним из них был Фёдор Мазурин.
Летающий командарм Тимофей Хрюкин
25 июня 2010 3779
Символично, что вековой юбилей со дня рождения этого легендарного человека совпал со 100-летием отечественной авиации, который приходится на июнь нынешнего года. В наших ВВС немного найдётся авиационных командиров, с такой биографией. Дважды Герой Советского Союза генерал-полковника авиации Тимофей Тимофеевич Хрюкин был удостоен высших воинских званий и наград в тридцать с небольшим. Бытует мнение, что он выдвинулся на волне сталинских репрессий. Но, он ли один? К чести генерала, он был всё-таки отличный лётчик и талантливый авиационный командир.
Смоленщина – земля авиаторов и космонавтов
12 апреля 2011 6085
История распорядилась так, что Смоленщина дала России первого лётчика – Михаила Никифоровича Ефимова, а миру – первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Не случайно и не на пустом месте взошла звезда нашего земляка, первопроходца космоса. Во все времена с момента зарождения воздухоплавания авиация существовала на Смоленщине во всех своих видах: гражданская и военная, спортивная и специальная. Представлена авиационной промышленностью, пилотажными группами и мастерами самолётного и парашютного спорта...
"));