История

Шарман, "Шерман"!

26 апреля 2010 года в 11:50
Известно, что на протяжении всей Великой Отечественной войны союзники по антигитлеровской коалиции помогали нашей стране в схватке с фашизмом. Это не отрицается. Но до сих пор идут споры, насколько эта помощь помогла нам выстоять в схватке с сильным противником.

Помощь эта (ленд-лиз, от англ. lend-lease – давать взаймы, сдавать в аренду) осуществлялась в виде поставок боевой техники, боеприпасов, продовольствия, стратегических материалов, сырья. Из Великобритании, которая находилась в морской блокаде, и из Канады она была очень незначительна. Основные поставки в Советский Союз шли из США. Подобную помощь США оказывали не только Советскому Союзу. Американские грузы шли в ту же Великобританию, Францию, Китай.
Велика ли была эта помощь для нас и каково было её значение в общем объёме обеспечения Красной Армии для ведения боевых действий?
В советской историографии обычно утверждалось, что размер помощи по ленд-лизу Советскому Союзу довольно мал – около 4% от военных затрат. Наверное, всё-таки эта цифра занижена. В действительности помощь союзников была очень существенной.
Судите сами. С лета 1941-го по сентябрь 1945-го (капитуляция Японии) в СССР было поставлено:
летательных аппаратов – 22150 шт.;
танков – 12700 шт.;
легковых джипов и вездеходов – 51503 шт.;
грузовых машин – 375883 шт.;
винтовок и автоматического оружия – около 140000 единиц;
товарных вагонов – 11155 шт.;
локомотивов – 1981 шт.
Это далеко не полный список. Кроме этого, было поставлено множество другого вида вооружений, станков и оборудования, двигателей и запчастей к автомобилям, танкам и самолётам, броневой стали, металлов и других стратегических материалов.
Велико ли было значение этих поставок? Ниже приведём мнение достаточно авторитетных людей, в информированности и компетентности которых мало кто будет сомневаться.
***
Известный военачальник маршал Г.К. Жуков в послевоенных беседах говорил: quot;Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас всё это было своё в изобилииquot; (Н.А. Зенкович quot;Маршалы и генсекиquot;, Смоленск, quot;Русичquot;, 1998).
Высоко оценивал американскую помощь и А.И. Микоян, с 1942 года руководивший приёмом поставок по ленд-лизу: quot;…Когда к нам стали поступать американская тушёнка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу. Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа quot;Студебеккерquot;, quot;Фордquot;, легковые quot;Виллисыquot; и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах, и каких колёсах!.. Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевалиquot; (Г. Куманёв quot;Говорят сталинские наркомыquot;, Смоленск, quot;Русичquot;, 2005).
Но не надо думать, что американцы помогали нам бескорыстно, не имея своей выгоды. Часть поставок Советский Союз оплатил золотом. Частью рассчитался так называемым quot;обратным ленд-лизомquot; (например, в счёт аренды союзниками наших аэродромов и др. объектов), часть была оплачена нами на условиях кредита. Мы до сих пор до конца не расплатились за ленд-лизовские поставки.
***

Некоторые полемисты на тему ленд-лиза утверждают, что якобы союзники поставляли нам вооружение низкого качества либо устаревших образцов. Однако многие примеры говорят об обратном. По воспоминаниям военных лётчиков, из всех самолётов, поставленных по ленд-лизу, только английский quot;Харрикейнquot; имел большой недостаток. В то время как наши самолёты иногда прилетали из боевых вылетов с массой пробоин (но прилетали), quot;Хариккейныquot; горели как свечки от первых попаданий вражеских пуль и снарядов. Остальные quot;иностранцыquot; по боевым качествам не уступали немецкой технике, а то и превосходили её.
Хорошо в боевой обстановке показал себя танк quot;Шерманquot;. Недотягивал он, конечно, до наших Т-34, КВ и ИС, но всё-таки имел пушку калибром 75 мм и приличное бронирование. Танк назван именем американского генерала, в своё время воевавшего с индейцами с Северной Америке.
Кто не знает по книгам и фильмам quot;Студебеккерquot;? Он использовался для перевозки личного состава, как грузовик, как тягач для пушек (мощный мотор и два ведущих моста) и как шасси для знаменитых quot;Катюшquot;. Старые шофёры вспоминали: каждый поставляемый нам quot;Студебеккерquot; комплектовался меховой кожаной курткой. Даже если это и так, не уверен, что она доходила до водительского состава.
Путей поставок по ленд-лизу было три: северными конвоями, через Тихий океан и через южную границу с Ираном. Много самолётов, истребителей и бомбардировщиков перегонялось через Аляску и Сибирь.
В конечном итоге победа над фашизмом состоялась благодаря общим усилиям стран антигитлеровской коалиции. Мы победили! И это главное!
Пленённый, но непокорённый
Письма с того света

Другие новости по теме