История

Сапёру на фронте помогала "кошка"

7 мая 2010 года в 09:34
Как известно, сапёр ошибается один раз. Михаил Константинович Горюнов, призванный в 299-й гвардейский воздушно-десантный полк сапёром, ни разу не ошибся и потому остался жив.

Михаил – симпатичный вихрастый паренёк – от своих деревенских сверстников отличался зоркостью и смекалкой. До войны окончил семь классов и поступил в железнодорожное училище в Серебрянке. В июне сорок первого будущего помощника машиниста отпустили домой.
Настали трудные времена. С первых дней войны мужчины ушли на фронт, в деревне остались женщины, старики и дети. А ещё через некоторое время Смоленск захватили немцы. Начались расстрелы, поджоги, грабежи.
Михаил долго думал о том, как обезопасить семью от фашистов. И придумал. Вырезал из фанеры небольшую табличку, написал на ней крупными буквами: KRANKE TIFUS, что означало "больной тифом". В верхней части таблички сделал два отверстия, протянул коротенькую верёвку. Затем пошел в сарай, где стояла исхудавшая Зорька. Домашние животные, как и люди, тоже голодали. Спереди и сзади парень выстриг корове шерсть. Она мычала, дергалась. "Терпи, Зорька, терпи. Может быть, это спасёт не только тебя, но и всю нашу семью".
В один из сентябрьских дней сорок первого года Михаил заметил в окошко нескольких немецких мотоциклистов. Он быстро выбежал на улицу и повесил на дверь табличку: KRANKE TIFUS. Стоя возле окна, парень видел, как трое фашистов подошли к крыльцу, потоптались на нём и вдруг бросились от двери, что-то крича остальным солдатам. Один из тех, кто стоял возле мотоциклов, показал рукой в сторону хлева и направился туда. Спустя две-три минуты он как ошпаренный бежал к мотоциклистам, размахивая руками. В следующую секунду все сели на мотоциклы и умчались, поднимая пыль по деревенской дороге.
После освобождения Смоленска нашими войсками семнадцатилетнего Михаила призвали на службу в учебный батальон четвёртого запасного полка, который располагался в городе Дорогобуже. После нескольких месяцев учёбы Горюнову присвоили звание младшего сержанта и отправили на фронт сапёром в воздушно-десантный полк.
Уже после освобождения Смоленска нашими войсками фашистские лётчики совершили дерзкий налёт. На город было сброшено около двухсот бомб. Перед сапёрами стояла задача разминировать станцию Смоленск. Одна из бомб находилась возле церкви Петра и Павла. Михаил от сельского учителя истории знал, что эта церковь была построена в двенадцатом веке и является самым древним из сохранившихся архитектурных памятников. Горюнову нужно было разминировать эту церковь. Бомба замедленного действия оказалась весом около четырёхсот килограммов. Михаил успел её откопать и вытащить взрыватель в течение нескольких минут.
У Михаила был близкий друг – Владимир Иванов. Они вместе росли, вместе призывались и теперь вместе воевали. За их плечами было множество разминированных объектов. После каждого из них опыт сапёров возрастал, они хорошо знали все разновидности бомб, используемых немцами в войне. Однако Михаил был более расторопным, более осторожным и имел лучшее зрение, чем Владимир. Иногда Горюнов, уходя на задание, спрашивал у друга:
- Не забыл взять "кошку"?
- Я-то взял, - улыбался Иванов. – Смотри сам не забывай!
Так называемая "кошка" представляла собой необходимое для каждого сапёра приспособление, состоящее из трёх металлических крючков, напоминавших кошачьи коготки. К крючкам привязывалась длинная верёвка. Если сапёру попадалась неизвестная или малоизученная мина, он должен был подцепить её крючками и тащить за верёвку. Достаточно было отойти на расстояние сорока-пятидесяти метров, укрывшись при этом за угол или в овражек, и дёрнуть. Мина взрывалась, но сапёр был уже далеко, и она не представляла для него никакой опасности.
Однажды медлительность Владимира подвела его...
Шли бои за освобождение Венгрии. Михаил вместе с другими боевыми товарищами минировал, разминировал, строил на Дунае и его притоках переправы. Он справлялся с любым заданием, выполняя его добросовестно и оперативно. И везде применял смекалку, которая не раз выручала его не только в мирное время, но и на войне. Как-то, освобождая Австрию, нужно было в кратчайшие сроки доставить взрывчатку и мину на гору. Михаилу пришла в голову мысль использовать для этой цели корову. Известно, что это животное трудно заставить бежать, особенно в гору, да к тому же ещё и с грузом. Но Горюнову это удалось. Он взял тряпку, намочил бензином, положил её корове под хвост. Потом поджёг тряпку. Корова рванула с места и в кратчайшие сроки доставила взрывчатку и мину на гору…
…Закончил войну сержант Михаил Горюнов в Чехословакии. День Победы русские войска встретили с американскими войсками. Обнимались, кричали "ура", обменивались подарками. Михаил долго беседовал с одним американцем. Разговаривали по-русски, по-немецки, по-английски. А при расставании они обменялись трофейными подарками. Американец подарил Горюнову безопасную бритву, а Михаил ему – маленькое немецкое зеркальце с крышкой.
- Теперь домой? – спрашивал американец.
- Нет, - уверенно отвечал Михаил, - мой дом теперь – армия! Съезжу на недельку на Родину, повидаюсь с родными, а потом в Тюмень – в военное училище…
Полковник Михаил Горюнов тридцать четыре года отслужил в армии. Он награждён орденами Отечественной войны, Славы и "Знак Почёта", медалями "За освобождение Австрии", "За освобождение Чехословакии", совершил четыреста двадцать пять прыжков с парашютом.
Сейчас проживает в городе Смоленске. С женой Кларой Александровной (ныне покойной) прожили долгую счастливую жизнь.
У Михаила Константиновича – сын, три внучки и правнучка, которыми он очень гордится...
Теми же тропами – в новую землянку
Истребители Лавочкина

Другие новости по теме