6 декабря 2016 11:15
USD 63,92   EUR 67,77
08 мая 2009 4198

Из рода Иванов

Из рода Иванов
Родился Иван Иванович Цапов 13 ноября 1922 года в деревне Вяльково Гжатского района Смоленской области. Крестили маленького Ваню в деревне Клушино, на той самой земле, которая потом дала России первого космонавта - Юрия Алексеевича Гагарина.
Семья была многодетная - восьмерых детей растили Цаповы. Мать и отец всю жизнь крестьянствовали. В дальнейшем всей семьей переехали в деревню Воскресенск, что была недалеко от села Пречистое, в котором имелась школа-семилетка. Чтоб детям было, где учиться. Уже тогда, в детстве, у Ивана появилась мечта - стать летчиком. Но семилетней школы для этого было мало. По окончании учёбы, в 1937 году, выручил муж старшей сестры, который работал на московском заводе “Борец”. Помог устроиться на учебу в фабрично-заводское училище при заводе. Там будущий авиатор учился на модельщика. Специальность интересная, обучение Ивану нравилось, но в ФЗУ не было учебных предметов, знание которых понадобится при поступлении в летную школу (учили только профессии модельщика). И через год Иван стал ходить в вечернюю школу. А параллельно, с сентября 1938-го, поступил в аэроклуб ОСОАВИАХИМа.
Изучал аэродинамику, наставление по производству полетов, конструкцию самолета и двигателя. Летал на учебных самолетах У-2, УТ-2. Одновременно работал по специальности - модельщиком. После окончания аэроклуба - прямая дорога - в авиацию.
Ивану повезло - незадолго до этого недалеко от Москвы была сформирована Серпуховская военная школа летчиков-истребителей. Выпускник аэроклуба был принят в один из первых наборов. Закончил школу по сокращенной программе - за шесть месяцев, на истребителе И-15бис. В октябре 1940 года, досрочно сдав экзамены, получил звание младшего лейтенанта. После выпуска молодой летчик был назначен на Балтику, в состав ВВС Краснознаменного Балтийского флота.
Строевая служба Ивана Цапова началась в Петергофе, в 61-й авиабригаде ВВС КБФ, в 5-м истребительном авиационном полку. Командиром эскадрильи у него был Анатолий Нефедов, Герой Советского Союза, заслуживший Золотую Звезду во время войны с Финляндией. Было чему поучится молодому летчику у своего командира. Но судьба отпустила мало времени. Грянула Великая Отечественная война...
Июнь сорок первого Иван Цапов встретил на полевом аэродроме. Воевать пришлось на том же истребителе И-15бис, к тому моменту уже устаревшему, и значительно уступавшему немецким истребителям Ме-109, прошедшим боевую проверку в Испании, к началу войны модернизированному, как по двигателю, так и по вооружению. На нем уже стояла пушка. А И-15бис, хоть и верткий был истребитель (на виражах ему равных не было), но скоростёнка была маловата, да из стрелкового вооружения - два 7,62 мм пулемета ПВ-1. Можно было, правда, осколочные бомбы еще подвесить. Поэтому и использовался И-15бис больше для штурмовки, по наземным целям, по немецким танкам и мотопехоте.

Кроме устаревшего самолета, боевые действия летчиков 5-го иап (большинство до этого не участвовало в боях) сильно осложняли отсутствие радиосвязи и, конечно, отсутствие боевого опыта. Насчет радиосвязи, тут уж ничего не попишешь. Она появится у наших истребителей позже, вместе с более современными самолетами. А опыт... Приходилось учиться в бою. Тяжелая это была наука, многих друзей потерял Иван Цапов, особенно, в начальный период войны.
Летчики Балтики, и среди них наш земляк, учились воевать в воздушных боях против немецких истребителей Ме-109, Ме-110. Учились вести воздушную разведку, прикрывали с воздуха корабли Балтийского флота. И вновь штурмовали мотопехоту и другие наземные войска противника. Базируясь на аэродроме Когул острова Эзель, в августе 1941-го сопровождали бомбардировщики ДБ-3ф полковника Преображенского, совершавшие налеты на Берлин.
Полк, в котором воевал Иван Иванович, “пересел” на “Чайки” И-153 (тоже биплан, как и И-15бис, но, благодаря убирающемуся шасси, имел скорость чуть больше).
Наступила блокадная зима 41-го. Летчики 5-го истребительного авиационного полка, который вскоре стал 3-им гвардейским, прикрывали с воздуха охваченный кольцом врагов Ленинград. А вскоре начали нести дежурство в воздухе, охраняя “Дорогу жизни”. Росло лётное мастерство гвардейцев. Один лишь примечательный факт. В ходе боевых действий понадобилось летать ночью. Большинство летчиков полка ночью никогда не летало. Учебно-боевых самолетов в полку нет. Ночные полеты осваивали без отрыва от боевой работы. Цапов одним из первых начал летать и выполнять боевые задания ночью.
А боевая нагрузка не снижалась, приходилось совершать несколько вылетов в день. Воздушные бои часто вели над Финским заливом, над Ладожским озером. Полк переучился на ЛаГГ-3, современный истребитель с пушечным вооружением. Воевать с воздушным противником стало легче. А воевали со всеми разновидностями “фашистской стаи”: Ю-88, Ю-87, Ме-109ф, с новым немецким истребителем ФВ-190. Совершенствовалось и личное мастерство лётчика Цапова. Еще с осени он летал ведущим небольших групп. Потом был назначен командиром звена. Исполнял обязанности замполита эскадрильи. Кстати, о замполитах. В 3-ем гвардейском полку (вместе с Иваном Ивановичем) воевал командиром звена, а затем комиссаром полка его земляк-смолянин - Матвей Андреевич Ефимов. И летал отважно, и воевал геройски, за что в июне 1942 года был удостоен звания Герой Советского Союза. К сожалению, Матвей Андреевич 7 января 1943 года погиб в авиационной катастрофе вместе с другими летчиками полка, летевшими в тыл на бомбардировщике ДБ-3 за новыми самолетами.
В декабре 1942 года в 3-й гвардейский полк прибыл и почти полгода работал бок о бок с авиаторами писатель Н.К.Чуковский. Интересовался боевой работой, беседовал с летчиками, с техниками, с оружейниками. Делал какие-то пометки в блокноте. И вскоре гвардейцы читали о себе очерки в армейских газетах. Но они не знали, что Николай Корнеевич впишет их в историю. После войны, в середине 50-х годов вышел в свет роман “Балтийское небо”, а позже был поставлен фильм с тем же названием. Многие летчики, сослуживцы Цапова, пережившие войну, узнавали себя в героях Чуковского. Если кто помнит, в романе описывалась официантка, эстонка Хильда, которая помнила всех лётчиков. Она действительно во время войны работала официанткой лётной столовой, и действительно знала и помнила всех летчиков полка, как живых, так и погибших.
В 1943 году (родные места на Смоленщине были уже освобождены от фашистов) получил Иван Иванович недельный отпуск и отправился в родные места, в деревню Пречистое. Многострадальная Смоленщина встретила опустевшими сёлами и сожжёнными хатами. В родной деревне, на месте родного дома - пепелище. От родни Иван узнал о гибели отца. О том, что многочисленную семью немцы выгнали из дома, и разместили там немецких офицеров. Пришлось выкопать на склоне реки Гжать землянку. Так и жили в ней до освобождения, пока не пришли наши. А дом немцы при отступлении сожгли. Поселковый совет и исполком города Гжатска помогли семье героя срубить домик на три окошка. Сам он к этому времени уже уехал в часть - короткий военный отпуск закончился.
В августе того же 43-го Цапова назначили командиром эскадрильи. Теперь уже он сам, обстрелянный и опытный морской лётчик-истребитель, принимал к себе в эскадрилью и учил молодых лётчиков, выпусников Ейского военно-морского авиационного училища. Учил нелегкой воинской науке, науке ведения воздушного боя, ведения разведки, прикрытия с воздуха наших наземных войск. Полк к этому времени летал уже на знаменитых истребителях Ла-5, конструкции нашего земляка, Семёна Алексеевича Лавочкина. Это был мощный истребитель, с сильным мотором и пушечным вооружением. В конце года за боевую деятельность командира эскадрильи Цапова наградили третьим орденом Боевого Красного Знамени. А через несколько месяцев, в феврале 1944 года, за успешное прикрытие с воздуха морского десанта в районе города Нарва, Иван Иванович был награждён полководческим орденом Александра Невского. Не надо думать, что награды давались легко и просто. Неимоверными усилиями доставались победы в воздушных боях. Потом и кровью сопровождался почти каждый боевой вылет, каждый воздушный бой. К июню 1944 года на счету у Ивана Цапова было 546 боевых вылетов, проведено более 80 воздушных боёв, уничтожено лично 11 и в группе 11 самолетов противника. А лётчиками 2-ой авиаэскадрильи, которой он командовал, за год было уничтожено 43 вражеских самолета. И поэтому вполне заслуженно, что командир полка 12 июня 1944 года подписал представление на присвоение И.И.Цапову звания Героя Советского Союза.
Грустно было расставаться с полком, с боевыми друзьями, но в сентябре 1944 года гвардии капитана Цапова отозвали с фронта в Москву за новым назначением. Прибыл в штаб ВМФ. А 29 июля 1944 года в Кремле получил Золотую Звезду Героя. И вскоре - направление на учебу, на высшие офицерские курсы авиации Военно-Морского Флота. Курсы находились в г. Моздок. Здесь обучались лётчики (в основном - Герои Советского Союза) со всех флотов: Северного, Балтийского, Черноморского. Весь выпуск курсов предназначался для укомплектования авиации Тихоокеанского флота, в преддверии войны с Японией. И.И.Цапов, как и многие, получил назначение на Дальний Восток. Службу здесь он начал в должности заместителя командира 38-го иап, на аэродроме Центральные Кневичи.
9 мая 1945 года пришла долгожданная победа. В части состоялся торжественный митинг, авиаторы-тихоокеанцы с воодушевлением восприняли долгожданную весть о разгроме фашистской Германии. А вскоре начали готовиться к новым боям. С началом боевых действий против милитаристской Японии пришлось выполнять боевые задачи, хорошо отработанные в ходе боёв на Балтике: сопровождение штурмовиков, ведение воздушной разведки, прикрытие с воздуха наступающих наземных войск и сил флота. Боевые действия закончились 3 сентября 1945 года. Этот день был объявлен Днем Победы над милитаристской Японией, и в течение пяти последующих лет считался государственным праздником.
Шли годы... Наш земляк командовал авиаполком, базировавшемся в Северной Корее на аэродроме Гензан. Затем опять служба на родной земле, на одном из аэродромов Приморского края. Росли должности, вместе с ними росла ответственность за подчинённые части и соединения.
К боевому опыту и умению управлять авиацией добавилась возросшая теоретическая подготовка, после учебы в Военно-Воздушной Академии. После её окончания - опять в войска. Командовать и самому летать. Как сказал поэт Феликс Чуев: “У летчиков и маршалы летают”. Летать теперь уже на реактивных самолетах: МиГ-15, Миг-17, Миг-19. Приходилось “догонять” своих подчинённых по уровню лётной подготовки. Сказалось отсутствие регулярной лётной практики во время учёбы в академии. Ведь лётчику, как и музыканту, необходимы постоянные тренировки в полётах, иначе быстро утрачиваются годами наработанные навыки в технике пилотирования.
В январе 1957 года Иван Иванович перешёл на службу в авиацию ПВО (Противовоздушная оборона) страны. Сложная и ответственная служба - охранять воздушные рубежи нашей Родины, быть в постоянной боевой готовности к отражению вторжения воздушного противника.
Затем - опять учёба, теперь уже в Академии Генерального штаба, после окончания которой в 1960 году - назначение заместителем командира Закавказского корпуса ПВО (г. Тбилиси). Много прошёл командных должностей в войсках ПВО Иван Иванович, но одно плохо: генералы в ПВО как правило не летают. Вот и Цапову однажды запретили подниматься в воздух. Но работы хватало. И в 4-й армии ПВО, и в Бакинском округе ПВО, где Иван Иванович служил в должности первого заместителя командующего войсками округа. А округ - территория в две Европы. С тремя родами войск: авиация, зенитно-ракетные войска и радиотехнические. И везде надо быть компетентным, говоря современным языком.
С 1975 года генерал И.И.Цапов - представитель Объединённых Вооружённых Сил стран Варшавского Договора (ОВС СВД) в Венгерской Народной Армии (по ВВС и ПВО). В последние семь лет службы, перед увольнением в запас в 1985 году, Иван Иванович - на должности генерал-инспектора инспекции Войск ПВО страны. Кстати, Главнокомандующим войсками ПВО страны в это время был также наш земляк, уроженец д. Мощиново Монастырщинского района, Главный маршал авиации дважды Герой Советского Союза Александр Иванович Колдунов.
Все годы после увольнения с военной службы Иван Иванович активно работает в ветеранских организациях, как города Москвы (где живёт в настоящее время), так и в российских.
Александр Школьников


Редакция “Смоленской газеты” поздравляет нашего славного земляка с праздником Великой Победы и желает Ивану Ивановичу крепкого здоровья и долгих лет жизни. Мы надеемся и впредь не терять связи с нашим земляком. Кроме того, уверены, что Иван Иванович на страницах нашей газеты поделится своими воспоминаниями. О воздушных боях, о друзьях-летчиках, о ветеранской работе.
Будьте здоровы, Иван Иванович! Долгих лет жизни Вам и Вашим близким!

Новости по теме
Сокол-17
19 мая 2009 7100
«Сокол-17» – этот позывной имел во время Великой Отечественной войны наш земляк, знаменитый летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза Владимир Дмитриевич Лавриненков. Всего среди смолян-летчиков звания Героя Советского Союза были удостоены более шестидесяти летчиков, а Владимиру Лавриненкову и Александру Колдунову оно было присвоено дважды.
В небе над городом-героем
15 мая 2009 5300
В эти майские дни исполняется 65 лет со дня формирования 401-го истребительного авиационного полка. Полк в течение сорока лет базировался на аэродроме \"Смоленск-Северный\", а это значит, что он вошел в историю города-героя.
02 августа 2011 1714
Нечасто в военном воздухе вспыхивали схватки по взаимной договорённости противников. Великая Отечественная война шла не на жизнь, а на смерть. И не было в ней места рыцарским турнирам. Но всё же иногда происходили случаи, аналогичные показанному в фильме «В бой идут одни старики», когда советские асы вызывали лётчиков люфтваффе на поединок. Несколько таких воздушных боёв состоялось в декабре 1943 года, после освобождения Смоленщины от фашистских оккупантов. Об этом нам рассказал ветеран авиации, полковник в отставке Михаил КАЛНЫШЕВ, проживающий ныне в Смоленске. Ему в своё время об этом поведал участник войны, лётчик 162-го истребительного авиационного полка 309-й Смоленской Краснознамённой истребительной авиационной дивизии Фёдор Чернявский (почётное наименование «Смоленская» дивизия получила за активное участие в освобождении Смоленской области).
Воспитанник Смоленского аэроклуба
23 декабря 2009 1439
В конце 30-х годов прошлого века у Смоленского аэроклуба была договорённость с Одесской военно-авиационной школой лётчиков имени Полины Осипенко: лучшие выпускники Смоленского аэроклуба вне конкурса, без экзаменов зачислялись курсантами Одесской военно-авиационной школы. Все эти лётчики принимали участие в Великой Отечественной войне. Многие стали Героями Советского Союза. Одним из них был Фёдор Мазурин.
Истребители Лавочкина
07 мая 2010 4698
Наш земляк, уроженец Смоленщины Семён Лавочкин был выдающимся авиаконструктором. Не будем сейчас говорить обо всех его авиационных и космических разработках. Поговорим только о поршневых истребителях военной поры. Они участвовали в Великой Отечественной войне с первого дня.
Из плеяды асов Великой Отечественной
07 декабря 2009 2961
Николай Ефимович Лавицкий – один из результативных лётчиков-истребителей Великой Отечественной войны. Летал на самолётах И-153, Як-1, на американских "Аэрокобрах" Р-39. За время войны выполнил 250 боевых вылетов, провёл более 100 воздушных боёв, уничтожил 22 (по другим источникам – 28) самолёта противника лично и два – в группе.
"));