История

"В небесах мы летали одних"…

8 мая 2009 года в 12:00
В конце 1941 года председателем Национального комитета Свободной Франции генералом Шарлем де Голлем в Лондоне было сделано важное заявление о том, что война СССР с Германией решает судьбу мира, и что больше всего он хотел бы, чтобы французы сражались против немцев вместе с советскими войсками.
На предложение генерала Шарля де Голля в начале 1942 года направить в СССР группу французских летчиков и техников советское правительство дало согласие. На авиационной базе Раяк в Ливане началось формирование добровольческой истребительной группы №3 Военно-воздушных сил Свободной Франции, названной именем наиболее пострадавшей от фашистской оккупации провинции Нормандия. Эмблемой группы был выбран герб Нормандии – два льва на красном фоне щита.

Первые бои

12 ноября 1942 года личный состав «Нормандии» направился в далекий путь в СССР в составе 15 летчиков, 39 техников и 4 штабных офицеров – всего 58 человек. Для того, чтобы попасть в СССР им пришлось в течении двух недель проехать из Ливана на всех видах транспорта через Сирию и Ирак в Персию.
28 ноября личный состав вылетел из Тегерана на двух советских самолетах ЛИ-2 и в тот же день, выполнив посадку в Баку, прибыл в Гурьев и затем в город Иваново.
С 1 декабря 1942 года по 14 марта 1943 года в Иваново шла учеба и тренировка летчиков и техников. Успешно окончив переучивание и выдержав инспекторский осмотр в воздухе, устроенный командующим ВВС МВО генералом Обытовым, 22 марта 1943 г. группа «Нормандия», официально названая эскадрильей, в составе 14 боевых летчиков, вылетела на Западный фронт. В апреле 1943 г. «Нормандия» вошла в состав 303-й истребительной авиадивизии, которой командовал Герой Советского Союза генерал-майор авиации Г.Н. Захаров, входившей в состав 1 Воздушной Армии под командованием прославленного летчика-испытателя генерал-майора М.М. Громова. Эскадрилья «Нормандия» была французским национальным формированием: летчики носили темно-синюю форму французских ВВС и знаки различия, командование эскадрильи было французским, радиообмен лётчики вели на родном языке. До августа 1943 года самолеты первой эскадрильи обслуживались советскими техниками, а второй – французскими. Позже французские техники были заменены русскими.
Эскадрилья «Нормандия» особо отличилась на знаменитой Орловско-Курской битве летом 1943 года. С утра до вечера летчики выполняли различные боевые задания, совершая по четыре-пять боевых вылетов за день.
Эскадрильей в этот период было выполнено более 120 боевых заданий, одержано 30 побед, но и свои потери были ощутимы – шесть человек. В неравном бою 17 июля 1943 года пал командир эскадрильи майор Жан-Луи Тюлян, накануне – его боевой заместитель капитан Альберт Литтольф.
Это был сильный удар по эскадрилье, поэтому советское командование с 20 июля вывело её из боевых действий. Большая группа летчиков эскадрильи за успешное выполнение заданий командования и проявленный при этом героизм была награждена советскими орденами.
С апреля по июнь 1943 г. эскадрилья «Нормандия» базировалась на одном аэродроме с 18 гвардейским истребительным авиационным полком и была его 4-й эскадрильей.

У деревни Дубровка

5 июля 1943 года эскадрилья переформирована в 1-й отдельный истребительный авиационный полк «Нормандия». Командиром полка был назначен Пьер Пуйяд – опытный волевой командир, большой патриот и антифашист.
За активное участие 303-й авиадивизии (в состав которой входил полк «Нормандия») в боях по освобождению Смоленска ей было присвоено почетное наименование «Смоленская».
Летчики полка «Нормандия» принимали самое активное участие в освобождении городов Спасс-Деменска, Ельни и Смоленска.
В боях лётный состав полка был сильно ослаблен, поэтому 30 октября 1943 года советское командование вывело его из боевых действий и отправило в Тулу на переформирование.
Итог боевой деятельности полка за 1943 год, как называют французские коллеги, был таков: сбито 77 самолетов противника, 18 повреждено и 8 сбито предположительно. Собственные потери составили 21 человек из 37 участников боев. Победы большие, но и потери немалые.
Из авиационных баз Северной Африки в течении декабря 1943 года по апрель 1944 года прибыло более 50 французских летчиков. Из Тамбова было прислано пополнение советских авиамехаников, оружейников и прибористов. Лётный состав прошел полный курс переучивания и тренировок. В полку было образовано четыре эскадрильи. Луи Дельфино стал заместителем командиром полка, а командир 4-й эскадрильи был назначен капитан Рене Шаль. Командиром 3-й эскадрильи стал капитан Марсель Лефевр (в 1945 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза, посмертно).
26 мая 1944 года 1-й отдельный истребительный авиаполк «Нормандия» в составе четырех эскадрилий прибыл на 3-й Белорусский фронт, и по-прежнему вошел в состав 303 Смоленской истребительной авиадивизии 1-й Воздушной Армии, которой командовал тридцатичетырехлетний генерал-полковник авиации, впоследствии дважды Герой Советского Союза, Тимофей Тимофеевич Хрюкин. Полк стал базироваться недалеко от деревни Дубровка Смоленской области.
Полк принимал самое активное участие в военных действиях по освобождению Белоруссии и Литвы, в особенности по освобождению городов: Витебска, Орши, Борисова, Минска, Вильнюса, Каунаса, Алитуса и др. Блестящая победа Советской Армии в белорусской операции окрылила французов. Беспримерные подвиги советских летчиков, с которыми они летали в едином строю, укрепляли в них уверенность в победу. Потерь стало меньше, побед больше.
За активное участие в освобождении Литовской ССР от немецко-фашистских захватчиков и в форсировании реки Неман (21 июня 1944 года) приказом Верховного Главнокомандующего от 2 августа 1944 года полку было присвоено наименование «Неманский», ну а французы стали по-своему называть полк: «Нормандия- Неман».
Как на русской земле, так и на белорусской и литовской землях французские летчики-добровольцы были желанными гостями. Они непременно посещали освобожденные города, где их встречали радушно.
25 августа 1944 года у французских летчиков не было предела ликованию: общими усилиями бойцов Сопротивления и Внутренних сил Париж был освобожден от немецких оккупантов. По этому случаю состоялся торжественный вечер полка.
В знак особого уважения к посланцам французского народа в августе 1944 года по указанию Главнокомандующего ВВС Главного маршала авиации А.А. Новикова полк был перевооружен новейшими истребителями ЯК-3. Это обстоятельство помогло французским летчикам отличиться в Восточно-Прусской операции. В один лишь день 15 октября 1944 года, летчиками полка было сбито 29 самолетов противника без собственных потерь.
Итогом боевой работы полка за 1944 год было – 122 сбитых фашистских самолета.
По случаю прибытия в Москву главы французского временного правительства генерала Шарля де Голля 9 декабря 1944 г. личный состав полка Верховным Главнокомандующим был приглашен в столицу. Французским летчикам и советским техникам были вручены советские и французские правительственные награды. Двум летчикам – Марселю Альберу и Ролану де ля Пуапу, а несколько позже Жаку Андре и Марселю Лефевру было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Герой Советского Союза Николай Пинчук - летчик братского 18 гвардейского полка в одном из боев сбил два ФВ-190 и протаранил третьего, но сам вынужден был покинуть поврежденный самолет. Фашисты стали расстреливать Пинчука, спускавшегося на парашюте. Прибывшая на смену гвардейцам группа Ролана де ля Пуапа разогнала немцев, прикрывала Н. Пинчука и спасла ему жизнь.
В январе 1945 года командир эскадрильи 139-го полка капитан С.С. Долголев посадил поврежденный самолет на лед в заливе Фриш-Хаф. Фашисты с автоматами побежали к русскому летчику, чтобы схватить его в плен, но не тут-то было. Группа французских летчиков стала атаковать немцев и отогнала их в лес, покуда ведомый Долголева лейтенант Виктор Михеев не вернулся на ПО-2 и под ураганным огнем немцев не забрал своего командира.
В том же заливе Фриш-Хаф несколько позже сбитый в воздушном бою, на парашюте спустился в воду лейтенант Франсуа де Жоффр, автор книги «Нормандия-Неман». Четырнадцать часов он продержался на бревне, пока берег заняли наши войска. Услышав слабый голос о помощи, капитан Г.Х. Назарян подплыл на лодке и спас обессилевшего французского летчика. За этот подвиг, спустя 27 лет Г.Х. Назаряну был вручен французский Военный Крест, которым он был награжден в 1945 году.
Истинно беспримерный подвиг совершил летчик полка капитан Морис де Сейн 15 июля 1944 года. Во время перебазирования из Дубровки в район Вильнюса – Микунтаны самолет де Сейна был обстрелян и подбит. Попытки летчика произвести посадку не увенчались успехом. Тогда командование приказало Морису де Сейну покинуть самолет. Однако Морис отказался воспользоваться парашютом, так как с ним в самолете находился его авиамеханик Владимир Белозуб, у которого парашюта не было. Экипаж, в составе лётчика и механика, погиб.

Передать в дар!

За войну летчиками полка выполнено 5240 боевых вылетов, проведено 869 воздушных боев, сбито 273 самолета противника, уничтожено и повреждено 132 грузовых и 24 легковых машин, 22 паровоза, атаковано 27 поездов, 3 завода, танки, траншеи, войска, депо и др. Подвергнуто штурмовке 5 аэродромов и потоплено 2 катера.
Газета «Правда» от 9 июня 1945 года сообщала об отбытии из Советского Союза на родину французского авиаполка «Нормандия-Неман». По указанию Верховного Главнокомандующего авиаполку «Нормандия-Неман» передаются в дар, и в знак дружбы советского и французского народов самолеты и авиационное вооружение, которые французские летчики мужественно и с большим успехом использовали на советско-германском фронте.
15 июня 1945 года полк «Нормандия-Неман» в составе 40 самолетов Як-3 вылетел с аэродрома Эльбинга, направляясь в Париж. С ними на семи транспортных самолетах С-47 летели их советские коллеги – 30 механиков, техников и инженеров.

В памяти навсегда

В память о 42 погибших французских летчиках на здании военного атташе (по Кропоткинской набережной, № 29, в Москве) французским правительством 19 мая 1956 г. установлена мемориальная доска из белого мрамора. На церемонии присутствовали ветераны полка, представители командования ВВС России и Франции.
По установившейся традиции в день Победы и в годовщину «Перемирия» (11 ноября 1918 г.) французский военный атташе с участием российских ветеранов полка «Нормандия-Неман», представителей ВВС и школьников возлагает венки к мемориальной доске у здания военного атташе Франции и на Введенском кладбище, где похоронены французские и русские лётчики.
В 1960 году на экраны Советского Союза и Франции был выпущен советский кинофильм «Нормандия-Неман».
Дружба, рожденная в годы совместной борьбы против общего врага, скрепленная совместно пролитой кровью не забывается а продолжается в условиях мирной жизни.
С 1994 г. проводятся регулярные визиты делегаций братских полков «Нормандия-Неман» в Россию и Францию.
Наш российский полк – побратим полка «Нормандия-Неман» базируется на Дальнем Востоке, под Уссурийском. В полку свято берегут и продолжают традиции фронтовиков.
Ежемесячно лучшему летчику полка предоставляется право выполнить полет за Героя Советского Союза, гражданина Франции, гвардии старшего лейтенанта Марселя Лефевра, который в 1961 г. навечно занесен в списки первой авиаэскадрильи. Полет заносится в лётную книгу Марселя Лефевра. На вечерней поверке его фамилия зачитывается первой.
С 1995 г. полк несет боевое дежурство в составе контингента миротворческих сил в Таджикистане. За мужество и героизм, проявленные при выполнении задач, более 20 гвардейцев награждены правительственными наградами.
В 2006 г. в пригороде Парижа, на аэродроме Ле Бурже был установлен памятник легендарному авиаполку «Нормандия-Неман».
Летчики полка «Нормандия» принимали самое активное участие в освобождении городов Спасс-Деменска, Ельни и Смоленска.
Владимир АЛЕКСЕЕВ
Служил городу, а не врагу победа и судьба
С лейкой и блокнотом...

Другие новости по теме