История

Великая Отечественная: забытый Вяземский рубеж

12 июля 2012 года в 13:53
Вяземская оборонительная линия по масштабам не уступала, а где­-то превосходила знаменитые «Линию Сталина» и «Линию Молотова». Почему рубеж оказался сначала ненужным, а потом и вовсе был предан забвению?


«Линия Сталина», «Линия Мажино», «Линия Зигфрида», «Линия Молотова». Названия этих огромных фортификационных систем неизменно упоминаются, когда речь заходит об истории Второй мировой войны и первом периоде войны Великой Отечественной. Эти укреплённые линии создавались для того, чтобы задержать вражеские армии, заставить их застрять в себе и сбить темп их наступления. Как и везде в жизни, существуют «звёзды», о которых знают все, а есть и простые статисты, действующие лица, которым не суждено закрепиться в истории или в человеческой памяти. Это касается и различных нематериальных объектов, которые создают люди. Так получилось, что по территории Смоленской области проходит оборонительный рубеж, который вполне можно сравнить с самыми серьёзными «линиями» из бетона, брёвен и земли. Однако до недавнего времени о его существовании было напрочь забыто…

Операция «Тайфун»

В первые дни октября 1941 года вермахт начал операцию «Тайфун». Её целью было уничтожить войска, оборонявшие Москву, и занять советскую столицу. Немцы нанесли несколько страшных точечных ударов, прорвали советскую оборону и окружили в нескольких котлах несколько советских армий. К концу второй декады октября враг уже рвался непосредственно к Москве, а Вяземский котёл остался в народной (да и исторической) памяти как отчаянные бои в окружении, прорывы, гибель целых полков, трагедия плена и как час самой смертельной угрозы существованию нашей страны и нашего народа. Эти нужные и важные воспоминания совсем заслонили от простых людей и историков не менее важный вопрос: что собиралось делать командование Красной Армии, если бы цепь ошибок и различных совпадений не привела к катастрофе.

Две линии

Итак, в годы, предшествовавшие Второй мировой войне, большинство генералов во всех армиях мира готовилось, как и полагается, к войне прошедшей. Практика Первой мировой показала, что наибольшего успеха достигали те армии, которые закреплялись на мощных оборонительных линиях и изматывали противника, пытавшегося их штурмовать. Именно поэтому все государства, которые могли себе это позволить, стали строить вдоль своих границ укреплённые районы, ощетинившиеся пулемётными и орудийными стволами. Миллионы тонн бетона и стальной арматуры закапывались в землю. СССР тоже принял участие в этой «гонке». С начала 30¬х годов вдоль границы, которая в 1939 году окажется «старой», строились огромные укрепрайоны, получившие общее название «Линия Сталина». После «освободительного похода» Красной Армии советская граница отодвинулась далеко на запад. «Линию Сталина», которая ещё не была завершена, забросили, частично разоружив ДОТы и другие сооружения, и приступили к строительству укреплений на новой границе. Их назвали «Линией Молотова». Работы были в самом разгаре, когда началась война с Германией. Там, где укрепрайоны успели занять войска, немцы получили жёсткий отпор. Так было в некоторых местах на новой границе. Это произошло кое­где на «Линии Сталина». Так, войска группы армий «Юг» не смогли прорвать Киевский укрепрайон, а под Ленинградом финны завязли до 1944 года. Однако, как выясняется, двумя оборонительными линиями дело не ограничивалось.

О нём не хотели говорить историки

Ещё в 70-80-е годы поисковики и любители полевой фортификации обнаружили на огромном пространстве от Ржева до Брянской области множество бетонных сооружений явно оборонительного назначения. Что удивительно, значительное их число не имело никаких повреждений. Некоторые разрушились от времени. Большинство ДОТов (долговременные огневые точки) и других сооружений было явно «мобилизационного» характера. Их строили без применения металлической арматуры – заливали бетоном деревянный сруб. Дерево со временем сгнивало, и бетонная конструкция обваливалась. Впрочем, попадались иногда и следы ожесточённых боев. Постепенно обнаруженные сооружения наносили на карты, любители обменивались друг с другом информацией, и в какой­то момент стало ясно, что на картах появилась огромная и мощная оборонительная линия. Однако официально, хотя в некоторых публикациях и говорилось о некоем Ржевско¬Вяземском рубеже, существование этой линии не подтверждалось, впрочем, и не замалчивалось. Её просто игнорировали либо упоминали о каких­то отдельных строениях и узлах. Причина такого «невнимания» оказалась простой: Вяземский рубеж строился для того, чтобы сковать немцев прочной обороной на пути к Москве. Однако свою задачу он не выполнил. Немцы прорвали его в нескольких местах, и войскам, которые должны были обороняться здесь, пришлось спешно отходить. То есть большинство сооружений рубежа попросту оказалось заброшенным. Этот вывод не представлял собой особой тайны, но именно такое печальное развитие событий и послужило причиной «прохладного» отношения к рубежу официальных историков. Но время шло, и постепенно всё тайное стало явным.

Цена вопроса – два миллиарда рублей

Не так давно постоянные посетители интернет¬сайта Министерства обороны РФ «Подвиг народа» случайно обнаружили в комплекте документов Западного фронта, относящемся к осени 1941 года, огромную карту, датированную маем 1941¬го. На ней была изображена «Схема укреплённых районов третьего рубежа по линии: Осташков, Ржев, Вязьма, Спас­Деменск», которая практически полностью совпадает с тем, что было построено в действительности. Таким образом, на сегодняшний день неопровержимо доказано, что Вяземский рубеж, строительство которого было начато в июле 1941 года, то есть уже в ходе боевых действий, был задуман и спроектирован ещё до войны. Закончить его строительство планировалось летом 1942 года, но война смешала все планы. Всего должны были построить 4878 оборонительных сооружений, из них 1296 – в первый год строительства. Общая стоимость линии оценивалась почти в два миллиарда рублей. К октябрю 1941 года работы были ещё далеко не закончены. Значительная часть инженерных сил и средств привлекалась для возведения оборонительных рубежей до занятия их отступающими и подходящими из тыла войсками. Так была созданя Вяземская линия обороны глубиной до 30¬50 км. На ней было возведено 853 ДОТа, 10 тысяч ДЗОТов (долговременные земляные огневые точки), установлено 81169 противотанковых мин. Даже построенные ДОТы и ДЗОТы не были надлежащим образом оборудованы. Многие из них даже не успели занять войска. И всё пришлось бросить.

Если бы дошло до боёв, то немцам пришлось бы несладко

«Третий рубеж» существовал и существует. Его объекты можно посмотреть, потрогать руками. Это бетонные или бетонно­бутовые сооружения, не очень заметные непривычному глазу – их специально делали такими. Они окружены противотанковыми рвами, укреплены фланговыми позициями. Многие из них прикрывают друг друга. Если бы дело дошло до боёв, то немцам пришлось бы здесь несладко. Однако уже к 9 октября оборонительные сооружения Ржевско¬Вяземской линии были оставлены. Впрочем, на некоторых участках бои всё-таки были. Ещё раз Вяземский рубеж, точнее, некоторые его элементы, помог красноармейцам весной 1942 года, в те дни, когда затихала печально известная Ржевско-Вяземская операция. Некоторые участки рубежа были заняты окружёнными частями 29-й и 39-й советских армий. На них бойцы закрепились и смогли долго отбивать атаки немцев. Вот что говорится в докладе, который был направлен одним из немецких генералов в ОКВ: «Высоты, где велись бои с окружёнными русскими частями (части 183-й стрелковой дивизии генерала К.В. Комиссарова), удалось захватить только после жесточайших атак, поддержанных огнём артиллерии. Эти высоты противник оборонял с исключительным мужеством, используя хорошо развитую и отлично замаскированную линию обороны (участок Ржевско-Вяземского рубежа), которая имела окопы глубиной до 2,5 м и пулемётные гнёзда, соединённые между собой ходами сообщения. Их замёрзшие брустверы не могли разбить даже снаряды 210-миллиметровых мортир».

Как ни печально, но существует достаточно оснований утверждать, что некоторые сооружения «третьего рубежа» использовали и немцы. По крайней мере, они снимали их для выпусков германского еженедельного кинообозрения и изучали для составления руководств по советской полевой фортификации. Как бы то ни было, но Вяземский рубеж оказался сначала ненужным, а потом и вовсе был забыт. Возможно, благодаря именно этому, его укрепления и дошли до наших дней. Некоторые из них#8194;– почти в первозданном состоянии. И каждый, кто отважится на небольшое путешествие, может самостоятельно найти и осмотреть рукотворные памятники прошедшей войны.
Автор «Брестской крепости» Сергей Смирнов встречался в Смоленске с фронтовиками 55 лет назад
Ошибка Бонапарта

Другие новости по теме