Сделано на Смоленщине

Пять причин для успешного развития Смоленщины

22 мая 2015 года в 17:56
«Смоленская газета» совместно с департаментом инвестиционного развития Смоленской области начинает новый проект: «Сделано на Смоленщине».

Это будет целый цикл публикаций о предприятиях региона. Предприятиях, которые даже в нынешних нелёгких экономических условиях не просто выживают, но и развиваются. Предприятиях, чьей продукцией пользуются не только россияне и жители постсоветского пространства, но и иностранцы. Предприятиях, успешная деятельность которых и позволяет говорить о Смоленщине как о стремительно развивающемся регионе с большим экономическим потенциалом…

Согласно статистическим данным, только за последний год наша область в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов улучшила свои позиции аж на двенадцать пунктов, перескочив с 54 на 42 место. А по уровню деловой активности малого и среднего бизнеса мы вообще входим в пятёрку лидеров ЦФО. Сейчас на территории области реализуется больше 20 значимых инвестиционных проектов, объём вложений в которые составил свыше 40 миллиардов рублей.

Впрочем, достаточно цифр. Очевидно, что за ними – конкретные люди, их работа, решения, действия. Что привело область к столь стемительному взлёту? Какое «секретное оружие» так удачно выстрелило? В этом мы и разбираемся сегодня с помощью начальника областного департамента инвестиционного развития Ростислава Ровбеля.

Пять причин для успешного развития Смоленщины

Регион-невидимка


Про невероятный потенциал и уникальное экономико-географическое положение Смоленщины твердят десятилетиями. Очевидно, что международная трасса и близость столичного региона должны были приносить области неплохие дивиденды. Однако почему-то не приносили. Экономика не развивалась, предприятия закрывались, а наиболее острые социальные проблемы решались исключительно за счёт федеральной помощи. В итоге – миллиардный государственный долг и непочётное звание дотационного региона.

- Я считаю, что мы проигрывали, не уделяя внимания маркетингу и формированию положительного имиджа нашей области, - говорит Ростислав Ровбель. – На самом деле о нас практически никто не знает: ни в деловых кругах, ни в органах государственной власти. Я недавно разговаривал с директором одной очень известной фирмы. Так вот, побывав у нас, он очень сожалел, что построил свой завод не на Смоленщине, а в другом регионе. Но причина такого решения была только одна: он ничего о нас не знал, поэтому даже не рассматривал как вариант.

В общем, нельзя рассчитывать на экономический успех, нарушая простейшие рыночные законы. Мало иметь преимущества – важно их грамотно использовать.

Выйти из сумрака


Став губернатором, Алексей Островский сделал ставку на информационную открытость. И не прогадал. О нас действительно заговорили на всех уровнях. И, что важно, не только в связи с нашим легендарным прошлым. В результате экономико-географические преимущества региона наконец вылились в реальные цифры роста.

- Конечно, готовых рецептов продвижения нам никто не преподносил, - замечает Ростислав Ровбель. – Поначалу просто стучались во все двери, активно участвовали в тех мероприятиях, где можно было о себе заявить. Плюс налаживали взаимоотношения с министерствами и ведомствами, которые могут оказать нам реальную помощь.

Кстати, благодаря таким деловым контактам с Минпромторгом удалось даже немного разгрузить областной бюджет. Предприятия стали получать поддержку, участвуя в федеральных программах, что позволило высвободить средства, которые раньше выделялись на эти цели из местных фондов.

Что привлекает


Понятно, что привлекательность региона – это не только маркетинговые ходы и грамотное продвижение. Важны конкретные выгоды и реальные перспективы развития бизнеса для каждого потенциального инвестора, готового вкладываться в экономику области.

- На Смоленщине есть всё, - считает Ростислав Ровбель. – Мы сегодня можем разместить у себя любое предприятие с какой угодно направленностью – у нас для этого предусмотрены самые разные площадки. В той же Калуге, например, уже нет энергетических мощностей, а у нас – пожалуйста, под любой запрос. Плюс газопроводы, позволяющие выделение даже «космических» объёмов. Ещё – большой лесной фонд. К тому же – прямая трасса до любого европейского города, развитые таможенные терминалы, в том числе и международные. Плюс законодательная база: у нас для инвесторов условия лучше, чем в соседних регионах.

Вообще, по мнению Ростислава Ровбеля, экономический успех определяют пять причин.

Первая – позиция губернатора. Удача там, где есть волевое решение главы региона. У нас в этом смысле всё в полном порядке. Алексей Островский лично контролирует крупные проекты, при необходимости помогая своим влиянием и связями на федеральном уровне. Для инвесторов это очень важно.

Вторая – хорошо налаженная межведомственная работа всех структур областной исполнительной власти. С этим тоже никаких проблем. Все понимают, что любой инвестиционный проект – дело общее, и каждый настроен двигать его до конечного результата.

Третья – профессиональная работа муниципалитетов. Здесь пока не всё замечательно, но есть понимание и перспективы. Губернатор регулярно проводит совещания с главами администраций районов. Проговариваются конкретные ситуации и пути решения различных проблем. Главное, чтобы каждый руководитель чётко понимал, что инвестор – не спонсор, за счёт которого можно решить свои вопросы. Что серьёзных бизнесменов чаем и болтовнёй не купишь – они ждут реальных действий и компетентных решений.

Четвёртая – оперативность ресурсоснабжающих организаций: МРСК-Центра и «Газпром». В этом направлении работа налажена и взаимопонимание есть.

И пятая – доступность банковских услуг. В нынешних реалиях это, пожалуй, самое слабое звено. Очевидно, что необходимы грамотные и качественные кредитные продукты, а их нет. И это, конечно, сдерживает развитие и предприятий, и региона.

Продолжение следует


- Смоляне, приходя в магазины, часто даже не подозревают, что покупают продукцию местных производителей, - замечает Ростислав Ровбель. – У нас выращивают кроликов, производят рапсовое масло для Европы, изготавливают мебель, строительные материалы, продукты питания и корма… Даже кожи для обувных фабрик Италии, Португалии и Индии поставляются из нашего региона. Так что, покупая сапоги или туфли где-нибудь в Милане, вы вполне можете приобрести вещь, сделанную из смоленского сырья.

На Смоленщине много действительно перспективных и даже уникальных предприятий. Просто о них пока у нас мало кто знает. Но собственно для этого мы и затеяли наш проект…

Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ
Корпорация инвестиционного развития Смоленской области вошла в Ассоциацию индустриальных парков
Антикризисное животноводство

Другие новости по теме