8 декабря 2016 05:03
USD 63,91   EUR 68,5

«Маленькие трагедии»: памятник молодости и гениальности

«Маленькие трагедии»: памятник молодости и гениальности

СССР, 1979 год. Режиссёр Михаил Швейцер. В главных ролях Иннокентий Смоктуновский, Сергей Юрский, Владимир Высоцкий, Александр Трофимов.
Много ли вам доводилось видеть фильмов, снятых к юбилею Болдинской осени Пушкина? Эта работа Михаила Швейцера задумывалась как дань уважения поэту в честь 150-летия его величайшего озарения.
Мы имеем дело с толщей лет. Материал Александра Сергеевича щедро отсылает к средневековью. Сам поэт жил в то время, когда писали перьями, при свечах и не существовало даже фотографий – не то что кинематографа. Сделанный в лучших традициях советской киношколы, фильм впервые был показан телезрителям в июле 1980-го... С тех пор минули световые годы. Неудивительно, что фильм смотрится сейчас вяловато, некоторые сцены затянуты. В целом, он старомоден. Тем не менее, это одна из лучших экранизаций произведений Пушкина – в ней есть атмосфера, есть дыхание гения. Мы сталкиваемся с поэзией в чистом виде (торжество монолога!), и она берёт нас за горло.
«Маленькие трагедии»: памятник молодости и гениальности

Для меня фильм «Маленькие трагедии» – это прежде всего Импровизатор в исполнении Сергея Юрского. Этого героя нет в оригинальном произведении, он заимствован из «Египетских ночей». Если ко мне когда-нибудь обратятся с хрестоматийным вопросом, как нужно читать стихи, я скажу: вот так, это эталон. Выше этого ничего быть не может! Юрский сыграл вдохновенного поэта и закрыл тему. По крайней мере, до тех пор, пока не начнётся последняя новелла, «Пир во время чумы», и мы не услышим рваные панегирики Вальсингама в исполнении Александра Трофимова
«Маленькие трагедии» – это памятник молодости и гениальности. Здесь поразительно молоды актёры, составившие честь и славу советского кинематографа. Увы, за исключением Высоцкого, почти всех мы увидели впоследствии увядающими, теряющими остатки достоинства и таланта, разменивающиеся на роли вздорные и никчёмные. А здесь… Золотухин в роли Моцарта едва ли не торит дорогу сверхуспешному фильму Милоша Формана «Амадей».
Сальери и Скупого рыцаря гениально сыграл великий Смоктуновский – это вершины его мастерства, что-то сверхчеловеческое, от чего стынет кровь. И, конечно, всеми актёрскими удачами фильм обязан режиссёру – Михаилу Иосифовичу Швейцеру.
Говоря об успехе картины, нельзя не сказать о вкладе двух других мастеров. «Маленькие трагедии» – это первый большой успех оператора Михаила Аграновича, вскоре снявшего «Покаяние». Музыку к пушкинской экранизации (только задумайтесь, насколько это ответственно!) написал Альфред Шнитке, и она отличается яркостью, лаконизмом и кристальностью формы.
С грустью приходится признать, что даже для планового советского кинематографа повторение столь удачного сотрудничества оказалось невозможным. Фильм уникален – в нём пересеклось слишком много гениев. Мы почти ничего не сказали про главного: Пушкин позволял делать поразительно современные и стильные вещи.
Падает занавес над семидесятыми, и Вальсингам провозглашает чуму, которая по-настоящему накроет нас значительно позже, и всё ещё длится наш пир.


Сергей ЛЮБИМОВ

Новости по теме
Сезон завершают трагедии. Маленькие
02 июня 2009 2522
К 210-й годовщине А.С. Пушкина на малой сцене Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова полным ходом идут репетиции «Каменного гостя», «Моцарта и Сальери» и «Скупого».
"Майкл": лучшая роль Траволты
05 марта 2010 1861
США, 1996 год. Режиссёр Нора Эфрон, в главных ролях Джон Траволта, Уильям Хёрт, Энди МакДауэллОдин из самых светлых, добрых и тонких фильмов современного кинематографа. В нём почти нет трюков, но он рождает ощущение чуда в гораздо большей степени, нежели изощрённый блокбастер.
«Однажды на Диком Западе»: гениальный фильм Серджио Леоне
31 октября 2010 4797
Это великий фильм. Его должен посмотреть любой, кто хочет иметь представление о великом искусстве кинематографа. Эталон стиля.
«На свете живут добрые и хорошие люди»
26 октября 2010 1239
Совершенно беспомощный фильм. Режиссёр вообще не знает, что значит работать с актёрами. Просто поразительно, что Астрахан, человек с каким-никаким именем, проявил себя столь жалким образом.Что касается философии: не умеющий снимать кино режиссёр не может быть интересен своими интеллектуальными изысканиями...
«Господин оформитель»: декаданс, несчастья несущий
12 августа 2010 4702
Фильм в своё время наделал много шума в СМИ и преподносился как «первый отечественный фильм ужасов». Сейчас он смотрится скорее как памятник декадансу, обретённому в перестроечном отчаянии. Вот были времена: авторское кино выходило на массовую аудиторию и даже отчасти воспитывало её!«Оформителя» можно рекомендовать к просмотру всем, кто хочет убедиться, что и у нас могли делать достаточно стильные вещи.Необходимо сказать, что при написании сценарии баловень муз Юрий Арабов использовал рассказ Александра Грина «Серый автомобиль», о чём нет никаких указаний в титрах и на переизданиях фильма на DVD. И, видит Бог, это одно из самых мрачных прочтений работ великого романтика!
К юбилею Татьяны Друбич. «Избранные»
26 мая 2010 3016
К юбилею Татьяны Друбич канал «Культура» покажет один из самых пронзительных и страшных фильмов с её участием – «Избранные» (воскресенье, 6 июня, 20-00). Фильм беспощаден: это история любви и предательства, надежды и соглашательства, предприимчивости и бегства от действительности...
"));