2 декабря 2016 22:48
USD 64,15   EUR 68,47

«Баллада о доблестном рыцаре Айвенго»: посмертный фильм Владимира Высоцкого

«Баллада о доблестном рыцаре Айвенго»: посмертный фильм Владимира Высоцкого

СССР, 1982 год. Режиссёр Сергей Тарасов. В главных ролях Тамара Акулова, Петерис Гаудиньш, Леонид Кулагин, Борис Химичев, Борис Хмельницкий, Юрий Смирнов.
В 1975 году режиссёру Сергею Тарасову не удалось отстоять песни Владимира Высоцкого в своей новой картине «Стрелы Робин Гуда». В результате из готового кинофильма удалили шесть прекрасных баллад, заменив их музыкой Раймонда Паулса и песнями на стихи совсем другого человека. Формулировка сценарной редколлегии Госкино СССР директору Рижской киностудии Генриху Лепешко была убийственна для великого барда: характер исполнения баллад актёром В. Высоцким глубоко чужероден теме фильма и характерам его героев, «обилие вышеуказанных „зонгов“, бедных по музыкальному материалу, претенциозных по смыслу и однообразных по манере их подачи, создает ощущение ритмической затянутости фильма, недопустимой в произведении романтическо-приключенческого жанра».
В начале восьмидесятых, уже после смерти Высоцкого, режиссёр Тарасов предпринял новую попытку разместить гениальные песни в своём фильме: он снял «Балладу о доблестном рыцаре Айвенго». То ли мёртвый поэт казался безопасным, то ли поклонников Высоцкого стало заметно больше среди членов худсовета, но фильм вышел – с четырьмя балладами из записанных шести. Причём из «Баллады о Любви» были удалены последние, самые пронзительные, самые прекрасные две строфы. Тем не менее, и это был успех: миллионы зрителей смогли услышать своего великого поэта.
«Баллада о доблестном рыцаре Айвенго»: посмертный фильм Владимира Высоцкого
«Айвенго» был решён в том же самом ключе, что и «Стрелы Робин Гуда». Теперь жанр такого кино определяют сдержанным словом «приключения». Разумеется, наиболее благодарной аудиторией кино про рыцарей была молодёжь. Однако и зрители постарше не прочь были убедиться в том, что «добро остаётся добром – в прошлом, будущем и настоящем». Фильм стал одним из лидеров проката 1983 года – 28,4 млн. просмотров. Немудрено. Крепкая работа!
Сейчас в Интернете можно найти утверждения создателей о том, что «Айвенго» делался в крайне стеснённых обстоятельствах, однако фильм до сих пор смотрится очень и очень неплохо. Добротно сделаны сцены боёв на рыцарском турнире, вызывают волнение сцены штурма замка (Хотинская крепость – одна из самых любимых кинематографистами. Из последних фильмов с её участием – «Тарас Бульба» Владимира Бортко.)
В фильме замечательные актёрские работы. Это, прежде всего, коллеги Высоцкого по театру Юрий Смирнов (отец Тук) и Борис Хмельницкий (Робин Гуд), а также сам директор Театра на Таганке Николай Дупак (аббат Эймер). Неподражаемо мужественен Леонид Кулагин (лорд Седрик), отъявленных злодеев убедительно сыграли Альгимантас Масюлис и Борис Химичев (принц Джон и Бриан де Буагильбер). Фильм плохо сделан операторски – из актёрского обаяния можно было получить куда больший эффект. Впрочем, даже при «наивной» камере бегут мурашки по коже от монолога Майи Булгаковой (Уилфрида). Особо хочу отметить исполнителя главной роли – Петериса Гаудиньша (этот актёр сыграл и в фильме «Стакан воды» (Артур Мэшем), который мы вспоминали в одной из прошлых киноколонок). Гаудиньш превосходно справился с ролью Айвенго – он не тянул одеяло на себя и проявил главную актёрскую доблесть: превосходно играл без текста. Его напряжённый взгляд – едва ли не основное, что запоминается в фильме.
Такое впечатление, что в кинокартине задумывалось или предполагалось какое-то другое развитие. Злодеи, осажденные в замке, посылают гонца за подмогой, и Робин Гуд добродушно пропускает злодейского посланника, не чувствуя смертельной опасности. Однако подмога так и не появляется, что странно. Дальше. Фильм заканчивается на полуслове. Король Ричард Львиное Сердце предлагает Айвенго сыграть свадьбу, а сам отправляется на разборку с братом Джоном в Лондон, безо всякого развития этой темы. Замок сожжён, Седрик чудом выздоравливает после пыток, однако сообща веселиться молодожёнам с вольными стрелками не придётся – они из разных социальных лагерей. И нам предлагается полюбоваться на запущенные руины замка под финальную песню. Впрочем, до всех тонкостей не было дела благодарным зрителям четверть века назад: главное, что победило Добро.
«Баллада о доблестном рыцаре Айвенго»: посмертный фильм Владимира Высоцкого

Однако на этом история не закончилась. Как рассказал режиссёр в интервью «Литературке», однажды в 90-х его пригласили на ТВ сказать несколько слов о своём фильме «Стрелы Робин Гуда». Режиссёр не только рассказал о непростом пути фильма на экран, но и признался, что у него сохранилась авторская копия с песнями Высоцкого. Телевизионщики, надо отдать им должное, заинтересовались, материал был оцифрован, увидел эфир, и это привело к полной путанице: теперь своею жизнью живут оба варианта кинокартины, цензурированный и самобытный. По телевидению показывают то один, то другой, а в магазине видеопродукции не каждый продавец разберётся в содержимом коробочек. Впрочем, сейчас, накануне 25 июля, важно сказать о другом: «Баллада о Любви» - лучший памятник Поэту в дни скорби о нём. Слушайте её целиком, и не только в кино!

Но многих, захлебнувшихся любовью,
Не докричишься – сколько ни зови.
Им счёт ведут молва и пустословье,
Но этот счёт замешан на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибших от невиданной любви…

Их голосам всегда сливаться в такт,
И душам их дано бродить в цветах,
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться, со вздохом на устах,
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрёстках мирозданья.

«Баллада о доблестном рыцаре Айвенго»: посмертный фильм Владимира Высоцкого


Сергей ЛЮБИМОВ

Новости по теме
«Стакан воды»: королева умерла без любви
08 июля 2010 2909
\"Смоленская газета\" прдолжает знакомить вас с обзором киноновинок и тех лент, что забывать нельзяУвлекательная и уважительная попытка сделать стильный фильм о жизни английской аристократии (до «дела Литвиненко» ещё ох как далеко!..) Лучшие роли в кино Кирилла Лаврова и Аллы Демидовой...
«Пацаны»: фильм высочайшей человеческой пробы
09 декабря 2010 6069
Фильм снят на обнажённом нерве. Через два года после «Пацанов» Динара Кулдашевна умрёт от инфаркта на съёмках очередной картины – она спешила жить и работать. Ей было всего 42. Не уберегли ни создателя, ни традиций…
08 июля 2011 1635
Да-да, всё снова крутится вокруг жестокого убийства, вокруг садиста-насильника, и это поначалу отвращает от фильма (ну, сколько же можно маньяков!), но авторы фильма успевают рассказать несколько побочных историй, которые и оказываются главными в этой кинокартине. Все они – о любви. Пожалуй, нелепым в фильме является только его название...
К премьере фильма о Высоцком. Кому сказать спасибо, что живой?
02 декабря 2011 3991
Самый главный вопрос, который задаёт этот фильм – не кто играет Высоцкого (хотя тоже интересно), а как и зачем живут люди. Может быть даже, есть ли Бог, потому что непонятно, откуда такой дар у человека, почему он жил такой жизнью и умер при столь страшных обстоятельствах. Кто был ангелом-хранителем Владимира Высоцкого? Кто избавил его от тюрьмы и от позора, дал ему умереть своей смертью в своей квартире, а кто – помог ему умереть?Создатели фильма неоднократно заявляли, что он – художественный, не документальный. Поэтому нет смысла выискивать многочисленные огрехи и ляпы. Нужно говорить о том, справился ли режиссёр с художественной задачей. Ответ – да, справился. Высоцкого – жалко. Правда, настоящим поклонникам его было жалко и без этого фильма...
«Детям до 16…» – лучший фильм года
15 ноября 2010 7863
Это гениальное кино, хотя и за гранью дозволенного (интимные сцены составляют существенную часть фильма, так что не стоит смотреть его всей семьёй). Из фильмов подобного мастерства и глубины вспоминается разве что «Ускользающая красота» Бертолуччи. Надо отдать должное Министерству культуры РФ, поддержавшему создание шедевра. Дурацкое название – единственный минус этой великолепной, упоительной работы.
«Из Парижа с любовью»: это анти-«Майкл»
10 июня 2010 1640
В самом первом выпуске нашей киноколонки мы писали о фильме «Майкл» с Джоном Траволтой в главной роли. Это прекрасная остроумная картина о добре и любви. «Из Парижа с любовью» – это анти-«Майкл», всё с тем же Джоном Траволтой в главной роли, к сожалению.Мне кажется, что режиссёр и продюсер Люк Бессон испортил французское кино. Его соревнование с американским кинематографом завело некогда великую европейскую киношколу в тупик: вряд ли современные французские фильмы зрелищнее американских, но вот уж глупее – совершенно точно! Своей внешностью и повадками брутальные герои французских блокбастеров всё больше похоже на животных, а главным содержанием кино становятся драки. Современные французские фильм, попадающие в Россию – это прежде всего апология насилия...

Мария написал

22 июля 2010 18:48

Сергей, спасибо за статьи о кино! Очень интересные!
"));