9 декабря 2016 06:54
USD 63,39   EUR 68,25
26 августа 2010 4112

«Преступление и наказание»: аскетичный шедевр шестидесятых

«Преступление и наказание»: аскетичный шедевр шестидесятых

СССР, 1969 год. Режиссёр Лев Кулиджанов. В главных ролях Г. Тараторкин, Е. Евстратова, Е. Лебедев, Т. Бедова, М Булгакова, И. Смоктуновский.
27 августа у нас в стране отмечается День российского кино. Не секрет, праздник является правопреемником Дня советского кино, отмечавшегося в этот же день с 1980 года. К сожалению, наш нынешний кинематограф значительно уступает советскому – и по художественному уровню, и по международному признанию.
Почти четверть века нас убеждают в том, что Советский Союз – страна монстров, а его творческие союзы – это зло. Долгое время с телеэкранов кинематографисты, писатели, музыканты и другие художники, бывшие отнюдь не на вторых ролях в Стране Советов, сладострастно сводили счёты с некогда грозными, а то и уже мёртвыми функционерами. По их тону всё-таки было слышно, какое впечатление на них производили кабинеты, «вертушка», апломб и банкеты, но Фадеев, Кулиджанов, Хренников – это для них имена за гранью Добра, это, дескать, отпетые церберы Системы.
Проходит время, и слушать болтунов хочется всё меньше. Теперь даже детям в песочнице ясно, что только в СССР Андрею Тарковскому могли предоставить гигантские бюджеты на съёмки «Рублёва» и «Сталкера», что только благодаря Госкино СССР у нас на радость всему миру расцвёл этот гений. Союз кинематографистов стал бронебойным тараном в войне с Советской властью, а затем сам был разрушен до основания благодарными победителями.
Время показывает, что творческие союзы в нашей стране всё-таки нужны, что мира нет и ныне, с новыми руководителями (см. случай Михалкова), и что шельмовали прежних лидеров во многом напрасно. Кроме того, людьми они были отнюдь не бесталанными.
В качестве доказательства предлагаем вам фильм Льва Кулиджанова, снятый им уже в должности первого секретаря Правления Союза кинематографистов. До вступления в должность Кулиджанов снял такие выдающиеся работы, как «Дом, в котором я живу» и «Когда деревья были большими». (Имеющий глаза и душу – да увидит!)
Скажем прямо: «Преступление и наказание» – это выдающееся достижение. От Лебедева в роли Мармеладова до Смоктуновского в роли Порфирия Петровича (на чудом сохранившейся пробе запечатлён момент, когда актёр демонстрирует режиссёру около десятка (!) вариантов произнесения всего одной реплики), от Раскольникова - Тараторкина (дебют в кино!) до Свидригайлова - Копеляна. Как точно найдены интонации – своеобычные строки Достоевского не режут слух, кажутся естествеными. Какая бездна разверзается под ногами!.. (Недооценённая роль Евгения Лебедева – как он делает страшный, сложнейший монолог в пивной!!.)
У этого фильма странная репутация. Его ругали сразу по выходу, несмотря на должность Кулиджанова («страсти, напряжение чувств не заменились напряжённой страстностью мысли»), потом дали несколько престижных премий. Фильм сделан очень тщательно и реалистично, вплоть до того, что даже дверь в каморке Раскольникова не подрисована художником, а перенесена на съёмочную площадку из развалин старинного дома. В новом веке для ТВ сняли новую экранизацию, как будто у её авторов за душой гораздо больше, чем у классика советского кино! Прочтение 2007 года надо считать сенсационным, поскольку в финале нет покаяния главного героя…
Обязательно посмотрите старый советский фильм! Ведь в обозримом будущем у нас не будет ничего подобного, да и после просмотра у вас появится желание перечесть одну из величайших книг мировой литературы.
«Преступление и наказание»: аскетичный шедевр шестидесятых


Сергей ЛЮБИМОВ

Новости по теме
27 августа 2009 2452
27 августа 1919 года Ленин подписал Декрет о национализации кинематографа, поэтому в СССР, а теперь и в России этот день отмечается как День кино. Напомню им, что российское киноискусство существовало и было любимо зрителями задолго до ленинского декрета. Премьера первого фильма в России состоялась 15 октября 1908 г. Это была картина «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова, длившаяся всего семь минут. А уже в 1911 году фирма Ханжонкова выпустила невероятно сложную по тем временам картину «Оборона Севастополя» с натурными батальными сценами. В 1916 году мир увидел «Пиковую даму», а в 1918 году - «Отца Сергия» Якова Протазанова. Но как бы то ни было, для отечественных кинематографистов и любителей российского кино именно этот день – 27 августа - стал праздником.Сегодня управление культуры администрации Смоленска в Доме культуры микрорайона Гнёздово в 19 часов проводит тематический концерт «Песни российского кино». К приазднику приурочен и начавшийся во вторник в главном кинотеатре Смоленска «Современнике» показ широко рекламируемой комедии Игоря Зайцева «Каникулы строгого режима» с Сергеем Безруковым, Дмитрием Дюжевым и Алёной Бабенко в главных ролях.Светлана РОМАНЕНКО
«Алиса в стране чудес»: триумф украинских кинематографистов
16 марта 2010 1324
США, 2010, режиссёр Тим Бёртон, в гл. ролях Миа Васиковска, Джонни Депп.По-моему, фильм не заслуживает того ажиотажа, который он вызвал в Смоленске, когда билеты были проданы на несколько дней вперёд. Эта «Алиса» откровенно скучна. На её фоне особенно впечатляющ успех советских мультипликаторов – вот где игра ума, вкуса, триумф чёрного юмора и абсурда! У Бёртона же всё настолько уныло, будто герои – престарелые заключённые.
«Рафферти»: о таком процессе мы можем только мечтать!..
31 марта 2010 1351
СССР, 1980, режиссёр Семён Аранович, в главных ролях Олег Борисов, Армен Джигарханян, Евгения Симонова.«Рафферти» – это, безусловно, социальный заказ, мастерски выполненный. Раньше его показывали по ТВ с частотой «Кабачка 13 стульев»: полюбуйтесь, как там, на Западе, живётся! Какое лицемерие, продажность, жестокость!.. Однако с тех замечательных пор, как наша обновлённая страна сама принялась строить капитализм, наше представление о нём настолько расширилось, что кем-то, похоже, кино о коррупционном скандале и предательстве воспринимается как обличение. А может, нашу психику не хотят лишний раз травмировать расстрелом политика?..
«Детям до 16…» – лучший фильм года
15 ноября 2010 7881
Это гениальное кино, хотя и за гранью дозволенного (интимные сцены составляют существенную часть фильма, так что не стоит смотреть его всей семьёй). Из фильмов подобного мастерства и глубины вспоминается разве что «Ускользающая красота» Бертолуччи. Надо отдать должное Министерству культуры РФ, поддержавшему создание шедевра. Дурацкое название – единственный минус этой великолепной, упоительной работы.
«Тихая застава»: высота Сергея Маховикова
27 июня 2011 1779
Фильм потрясает. Это кино, которого ждали: «чистый» конфликт Добра со Злом. Добро олицетворяют российские солдаты. Фильм противостоит бесчисленным атакам на наше воинство, предпринимаемым широким фронтом, от «Предстояния» до телесериалов...
«Война Чарли Уилсона»: горечь похмелья
31 марта 2010 1091
США, 2007 год, режиссёр Майк Николс, в главных ролях Том Хэнкс, Джулия Робертс.\"Взбесившийся\" Советский Союз удалось победить в одиночку спивающемуся сенатору от штата Техас (Том Хэнкс), пожалевшему бедный афганский народ. Правда, этого самого сенатора науськивала фанатично ненавидящая нас фурия, этакая пещерная антикоммунистка в исполнении Джулии Робертс...
"));