Народный корреспондент

«Преступление и наказание»: аскетичный шедевр шестидесятых

26 августа 2010 года в 16:20
СССР, 1969 год. Режиссёр Лев Кулиджанов. В главных ролях Г. Тараторкин, Е. Евстратова, Е. Лебедев, Т. Бедова, М Булгакова, И. Смоктуновский.
27 августа у нас в стране отмечается День российского кино. Не секрет, праздник является правопреемником Дня советского кино, отмечавшегося в этот же день с 1980 года. К сожалению, наш нынешний кинематограф значительно уступает советскому – и по художественному уровню, и по международному признанию.
Почти четверть века нас убеждают в том, что Советский Союз – страна монстров, а его творческие союзы – это зло. Долгое время с телеэкранов кинематографисты, писатели, музыканты и другие художники, бывшие отнюдь не на вторых ролях в Стране Советов, сладострастно сводили счёты с некогда грозными, а то и уже мёртвыми функционерами. По их тону всё-таки было слышно, какое впечатление на них производили кабинеты, «вертушка», апломб и банкеты, но Фадеев, Кулиджанов, Хренников – это для них имена за гранью Добра, это, дескать, отпетые церберы Системы.
Проходит время, и слушать болтунов хочется всё меньше. Теперь даже детям в песочнице ясно, что только в СССР Андрею Тарковскому могли предоставить гигантские бюджеты на съёмки «Рублёва» и «Сталкера», что только благодаря Госкино СССР у нас на радость всему миру расцвёл этот гений. Союз кинематографистов стал бронебойным тараном в войне с Советской властью, а затем сам был разрушен до основания благодарными победителями.
Время показывает, что творческие союзы в нашей стране всё-таки нужны, что мира нет и ныне, с новыми руководителями (см. случай Михалкова), и что шельмовали прежних лидеров во многом напрасно. Кроме того, людьми они были отнюдь не бесталанными.
В качестве доказательства предлагаем вам фильм Льва Кулиджанова, снятый им уже в должности первого секретаря Правления Союза кинематографистов. До вступления в должность Кулиджанов снял такие выдающиеся работы, как «Дом, в котором я живу» и «Когда деревья были большими». (Имеющий глаза и душу – да увидит!)
Скажем прямо: «Преступление и наказание» – это выдающееся достижение. От Лебедева в роли Мармеладова до Смоктуновского в роли Порфирия Петровича (на чудом сохранившейся пробе запечатлён момент, когда актёр демонстрирует режиссёру около десятка (!) вариантов произнесения всего одной реплики), от Раскольникова - Тараторкина (дебют в кино!) до Свидригайлова - Копеляна. Как точно найдены интонации – своеобычные строки Достоевского не режут слух, кажутся естествеными. Какая бездна разверзается под ногами!.. (Недооценённая роль Евгения Лебедева – как он делает страшный, сложнейший монолог в пивной!!.)
У этого фильма странная репутация. Его ругали сразу по выходу, несмотря на должность Кулиджанова («страсти, напряжение чувств не заменились напряжённой страстностью мысли»), потом дали несколько престижных премий. Фильм сделан очень тщательно и реалистично, вплоть до того, что даже дверь в каморке Раскольникова не подрисована художником, а перенесена на съёмочную площадку из развалин старинного дома. В новом веке для ТВ сняли новую экранизацию, как будто у её авторов за душой гораздо больше, чем у классика советского кино! Прочтение 2007 года надо считать сенсационным, поскольку в финале нет покаяния главного героя…
Обязательно посмотрите старый советский фильм! Ведь в обозримом будущем у нас не будет ничего подобного, да и после просмотра у вас появится желание перечесть одну из величайших книг мировой литературы.
«Преступление и наказание»: аскетичный шедевр шестидесятых
Смоленск: взгляд из Нижнего Новгорода
«Сексоголик»: с тревогой за Майкла Дугласа

Другие новости по теме