11 декабря 2016 12:59
USD 63,3   EUR 67,21
13 октября 2010 1895

«Люди и манекены»: нужны ножницы

«Люди и манекены»: нужны ножницы

СССР, творческое объединение «Экран», 1974 год. Режиссёры Аркадий Райкин и Виктор Храмов. В главных ролях – Аркадий Райкин.
Самый большой сборник работ гениального актёра – в четырёх сериях. После него ничего настолько смешного он уже не создал.
Фильм вышел с грубейшими нарушениями авторских прав – совершенно не указаны авторы монологов и сюжетов. Автором сценария значится один лишь эгоистичный народный артист. Причём с этим делом он справился плохо – фильм временами затянут невозможно. Забавно, что Райкин всё порывается спеть – мало ему разговорного жанра. Доходит до забавных параллелей. Как раз в то время, как Аркадий Исаакович разучивал постную «Песню о манекенах», гениальный Высоцкий создал потрясающий зонг о них же, который вошёл в «Бегство мистера Мак-Кинли» – фильмы вышли одновременно.
Для связывания номеров Райкин изображает водителя такси, колесящего от одного персонажа к другому, от проблемы к проблеме. Забавно, как советский кинематограф любил и уважал эту довольно криминальную профессию. Педалируя шофёрство, оператор всё время показывает проносящиеся за окном улицы, и теперь видеоряд служит, помимо всего прочего, прекрасным памятником Ленинграду брежневских времён.
«Люди и манекены» – это антология работы Райкина на эстраде. Например, номер про чиновника, прибежавшего на работу в последнюю минуту, а потом ложащегося спать прямо на столе, написал по заказу Райкина сам Зощенко ещё в 50-е годы.
Самый смешной материал принадлежит, конечно же, перу Михаила Жванецкого. Очень странно, что Райкин быстро расстался с найденным в Одессе самородком. В коне жизни Аркадий Исаакович подготовил большую книгу воспоминаний. Процитируем главку, посвящённую Жванецкому – возможно, станут понятнее взаимоотношения двух гениально одарённых людей, а также требования артиста:
«Сам факт ухода Жванецкого я готов отнести на счёт диалектики жизни. Это естественно. И всё же не даёт покоя мысль, что мы расходимся теперь в чём-то главном. По-разному думаем о высшей цели искусства сатиры. Он всё чаще пишет грустные, интимные вещи. Некоторые из них просто прекрасны, но камерность его иронии, а иногда степень усложнённости его языка и мышления для меня как артиста, а не просто как читателя и слушателя – неприемлема.
Может быть, я отстаю от времени? Не знаю. Во всяком случае, действенность слова для меня всегда имела и имеет некий практический смысл, мы стремились повлиять на общественную жизнь, что-то в ней изменить. А Жванецкий, как видно, считает, что всё это уже неактуально. Он уходит к чистой лирике. Это, конечно, его право. Иногда мы общаемся, и довольно тепло. Я говорю ему:
- Миша, есть что-нибудь для меня?
Он отвечает:
- Конечно, есть. Вот это и вот это.
А я читаю и понимаю: нет, это не для меня».

Вот такой привет из 1987 года…
«Люди и манекены»: нужны ножницы


Сергей ЛЮБИМОВ

Новости по теме
В Смоленске состоится бенефис Олега Ермакова
15 октября 2010 1720
Смоленск. 20 октября в концертном зале имени М.И. Глинки состоится концерт-бенефис в жанре сатиры и юмора артиста эстрады, художественного руководителя и основателя шоу-группы «Улыбка» Олега ЕРМАКОВА. В программе принимают участие шоу-группа «Улыбка» и популярные артисты белорусской эстрады.
Владимир Вишневский: «Я мог бы лечить чужие сценарии…»
06 декабря 2016 169
Почему поэт стал киноактёром и как к этому приложила руку Наталья Крачковская...
Евгений Дога: «Не понимаю людей, которые не оставляют следов»
20 января 2016 675
Откровения автора «народной» музыки...
Отец «Ликвидации» и двух дочерей
05 октября 2016 351
Режиссёр Сергей Урсуляк – о любимых занятиях и актёрах-любимчиках
«Дорога перемен»: Сто часов счастья - разве этого мало?!.
30 июня 2010 2377
Пронзительный фильм о человеческом одиночестве, о невозможности воплотить мечту, о предопределённости судьбы. Имя режиссёра скажет сразу о многом: Сэм Мендес, тот самый человек, что поставил «Красоту по-американски». Для своего четвёртого фильма он выбрал сюжет романа «Revolutionary Road» 1958 года и создал эпическую историю гибели молодой семьи. В главных ролях – звёздный дуэт фильма Титаник». Кейт Уинслет оказалась большого таланта драматической актрисой. Кроме того, на момент съёмок она являлась женой Мендеса. В интервью режиссёр говорит об одной из главных идей фильма: «В жизни выпадает только одна возможность вырваться, только одна возможность жить как хочется, и нужно использовать её». Звучит несколько двусмысленно для него самого: вскоре после выхода фильма он расстался с женой. Видимо, вырвались…
«31 июня»: упущенные возможности
23 мая 2010 4999
СССР, 1978 год. Режиссёр Леонид Квинихидзе, композитор Александр Зацепин. В главных ролях Наталья Трубникова, Николай Ерёменко (младший), Владимир Зельдин, Владимир Этуш.\"Смоленская газета\" продолжает рецензировать кинофильмы - как новинки экрана, так и бесценный архив.
"));