9 декабря 2016 18:26
USD 63,3   EUR 67,21
26 октября 2010 2563

«Сердце Ангела»: больше, чем кино

«Сердце Ангела»: больше, чем кино

США, 1987 год. Режиссёр Алан Паркер. В главных ролях Микки Рурк и Роберт де Ниро.
20 лет назад на наших зрителей фильм произвёл очень сильное впечатление. Думаю, не ошибусь: здесь он отозвался сильнее, чем на Западе (говорят, в США картина едва ли не провалилась в прокате). Таких фильмов мы на тот момент ещё не видели. С тех пор наш мир коренным образом изменился, однако содержание «Сердца Ангела» оказалось куда глубже, нежели может показаться современным потребителям «ужастиков». Кажется, режиссёр Паркер сказал в этом фильме гораздо больше, чем собирался или даже на тот момент знал. Среди других его фильмов есть очень хорошие и даже по-своему знаковые (достаточно вспомнить «Стену» или «Эвиту»), но вот такого поразительного откровения нет больше нигде. В «Стене» политика перевесила посыл. А с «Ангелом» наоборот: увлекательный детектив оказался глубочайшей притчей. Оценить её подростку сложно – нужен некий жизненный опыт.
Мы сами творим свою жизнь и – самое главное – своими руками и через свои души приводим зло в мир. И мы почему-то убеждены, что Нечистый не стоит за нашим плечом, и мы не имеем к нему никакого отношения, а он – к нашим делам и мыслям. (Но кто поручится, что это именно так?!) Вот мы и сейчас, подобно герою фильма, предоставлены сами себе. Мы – частные детективы, рыщущие пропитания и часто не знающие толком, что нас ждёт за следующей дверью и кто заказывает музыку.
В этом фильме особенная атмосфера. Нельзя сказать, что атмосфера не возникала в лучших советских фильмах, но у наших кинематографистов она была принципиально другой, воздействовала на другие чакры. Кроме того, в «Сердце Ангела» была воссоздана Америка 50-х, которую мы прежде знали только из уст политических обозревателей. Мир кинофильма был экзотичным и пьянящим – от развесёлых похорон в Гарлеме до ритуальной пляски колдунов вуду, от зимнего пляжа в Бронксе до салона гадалки в Новом Орлеане. Снято было очень свежо. Блестящие актёрские работы. Внимание к деталям.
«Сердце Ангела» – эталонный по форме фильм. Некоторые находки прочно вошли в культурную среду – тот же вентилятор. Некоторые сцены так и стоят перед глазами, например, заплаканный главный герой в финальной встрече с Дьяволом («я знаю, кто я!..»).
В «Сердце Ангела» явилось Абсолютное Зло, и оно преследовало главного героя и настигло его. В советских фильмах персонифицированным злом являлись только люди – гитлеровцы или буржуазные недобитки. Никогда прежде Дьявол не появлялся на наших киноэкранах (хотя гостил в книгах – например, у Булгакова и Леонида Андреева). И Зло было действительно таковым, а не опереточными злодеями, в «Мастере и Маргарите» оказывающимися несчастным добряками. Это была настоящая, жуткая погибель, которая дожидается каждого из нас как Смерть и Отмщение за грехи, вольные или невольные.
Герой Рурка получился очень обаятельным. В нём была некоторая внутренняя хрупкость, которая заставляла сопереживать ему, хоть он вёл себя далеко не по-джентльменски. Поневоле зритель отождествлял себя с ним, загнанным и недоумевающим. В фильме много красивых женщин – от журналистки до ведуньи, от медсестры в частной больнице до Пифани. Невозможно забыть эротическую сцену, когда кровь бежит с потолка, подобно дождю. Финальная развязка вызывает в памяти пушкинского «Дона Гуана»...
Есть ещё один момент в фильме, который не укрывается при внимательном просмотре: каждый раз перед роковыми шагами Господь окликает Своих заблудших детей, пытается если не спасти, то хотя бы остановить главного героя…
«Сердце Ангела»: больше, чем кино


Сергей ЛЮБИМОВ

Новости по теме
«Сумасшедшее сердце»: брось ты её, эту работу!..
04 апреля 2010 1229
США, 2009 год, режиссёр Скотт Купер, в гл. ролях Джеф Бриджес, Мэгги Джилленхал, Колин Фаррелл.«Сумасшедшее сердце» – фильм стильно-тягучий, у него особенный темп. В нём замечательно отражена созерцательность мира спивающегося человека, его полное бессилие: для него всё встаёт на свои места только когда он пропустит пару стаканчиков. Точка возврата давно пройдена, и это очевидно всем, кроме бестолковой молодой женщины, связывающейся не с теми парнями. Вот эту роль я бы, кстати, отметил. Я бы не сказал, что Джеф Бриджес так уж сильно играет в «Сумасшедшем сердце» – ожидал гораздо большего. Странно, что он всё-таки получил за эту роль «Оскара».
«Воспитание чувств»: Британия до "Битлз"
09 декабря 2010 1094
В этом фильме можно увидеть, какой была Британия накануне появления «Битлз» – действие картины разворачивается в 1961 году. Видимо, «Воспитание чувств» задевает за живое, – рецензенты на отечественных сайтах прямо из кожи вон лезут, стараясь лягнуть вечную, как мир, историю. Я бы сказал, что это зрелище для гурманов: как в юной девушке просыпается чувственность. Возможно, эта игра природных сил и привлекала негодяя – главного героя; аудитория сможет оценить это пробуждение не греша. В этой картине всё тонко, как написала одна толковая зрительница. Кстати, редкий случай, когда в нашем прокате фильм назван удачнее, чем в оригинале (An Education)...
«Сумка инкассатора»: фильм, опередивший время
14 апреля 2010 2099
СССР, 1977 год, режиссёр – Август Балтрушайтис, в гл. ролях Георгий Бурков и Донатас Банионис.У «Сумки…» крутейший сюжет даже по нынешним временам, чего уж говорить про безмятежные семидесятые! За городом сгорает машина с двумя инкассаторами, следовавшая с выручкой из аэропорта, но следов денег не обнаружено – их выкрали. В ходе следствия выясняется, что в машину было подложено взрывное устройство, а против самих инкассаторов был применён нервно-паралитический газ!.. В фильме нет разве что негров и наркотиков, а в остальном он ничем не уступает лучшим образцам жанра.
«Детям до 16…» – лучший фильм года
15 ноября 2010 7882
Это гениальное кино, хотя и за гранью дозволенного (интимные сцены составляют существенную часть фильма, так что не стоит смотреть его всей семьёй). Из фильмов подобного мастерства и глубины вспоминается разве что «Ускользающая красота» Бертолуччи. Надо отдать должное Министерству культуры РФ, поддержавшему создание шедевра. Дурацкое название – единственный минус этой великолепной, упоительной работы.
08 июля 2011 1642
Да-да, всё снова крутится вокруг жестокого убийства, вокруг садиста-насильника, и это поначалу отвращает от фильма (ну, сколько же можно маньяков!), но авторы фильма успевают рассказать несколько побочных историй, которые и оказываются главными в этой кинокартине. Все они – о любви. Пожалуй, нелепым в фильме является только его название...
«Ёлки»: ох, как чешется рука, ах, как бьётся сердце!..
27 июня 2011 1759
Продюсер Тимур Бекмамбетов постаралась сделать что-то своё после продолжения чужой «Иронии судьбы». Ещё одна попытка снять новогодний вечнозелёный фильм (если на Западе – «рождественские истории», то у нас – новогодние). Попытка сделать доброе, человечное кино, в котором достойно смотрелась бы и страна в целом, и отдельные её граждане. «Жить на позитиве». Вообще, это важно, поэтому мы и отмечаем этот фильм, который с трудом, но смотрится.Замечательно написала интернет-автор Анастасия Неустроева: «Желающих сказать об этом фильме плохо найдётся немало. Однако фильм учит как быть счастливыми, помогая другим, как быть проще, учит мечтать и исполнять мечты других. И это – главное»

n66 написал

28 октября 2010 23:03

Хочу сказать громкое СПАСИБО Сергею Любимову за его еженедельные обзоры кинолент. )) Всегда жду и с удовольствием читаю. Узнаю что-то новое и с удовольствием нахожу подтверждение своим впечатлениям от кинофильмов (как правило)) За газетными строчками виден мудрый, остроумный, интересный и талантливый журналист. Браво! )))
"));