Народный корреспондент

«Когда я стану великаном»: лучшая роль Михаила Ефремова

11 ноября 2010 года в 11:54
"Смоленская газета" продолжает разговор о фильмах, которые забывать нельзя.
«Когда я стану великаном»: лучшая роль Михаила Ефремова

СССР, 1978 год. Режиссёр Инна Туманян. В главной роли Миша Ефремов.
«Когда я стану великаном»: лучшая роль Михаила Ефремова
История восьмиклассника и поэта Пети Копейкина из всех детско-юношеских фильмов конца 70-х выбивается своей пронзительной искренностью, высотой чувств, полётом духа. Светлое обаяние юного Миши Ефремова прорывается сквозь толщу сыгранных им в «нулевые» годы придурковатых пропойц. Между ними – мальчиком, читающим стихи, и спившимся комедиантом – огромная пропасть. Сегодня Михаил Ефремов – популярнейший актёр, снимающийся без перерыва, увы, в рамках одного амплуа. 10 ноября заслуженный артист отметил 47-й день рождения.
Инна Туманян сумела раскрыть яркий талант и недетскую серьёзность юного актёра, тогда впервые заговорили о Ефремове-сыне, переигравшем в эпизоде самого отца. Монологи звучат как вспышки импровизаций, не чувствуется долгих репетиций или наигрыша. Для подростков, снявшихся в фильме, кинематографическое зазеркалье приоткрылось чуть ли не единственный раз в жизни. Так случилось с исполнительницей роли Горошкиной Наташей Сеземан и сыгравшим красавца-баскетболиста Кристаллова Алексеем Дмитриевым. Исключением в любовном квадрате можно назвать дебютировавшего в роли подлеца Ласточкина Андрея Васильева – бывшего главного редактора газеты «Коммерсантъ», периодически снимающегося в кино.
Единственная главная роль в этом фильме – Копейкина, повторившего судьбу Сирано де Бержерака – пожалуй, лучшая в творческой биографии Михаила Ефремова. Пятнадцатилетий поэт переживает мучительную любовь, залечивая раны; каждый его день как бой с несправедливостью – он сгорает у нас на глазах, а мы лишь улыбаемся его лёгкости.
Мастерство сценариста Александра Кузнецова и соавтора-режиссёра Инны Туманян подарило нам эту историю, показавшую глубину первых чувств, не меньшую, чем у зрелой любви Сирано. Подобным удачным опытом оказался «Вам и не снилось» Ильи Фрэза – о Ромео и Джульетте 80-х, снятый чуть позднее и ставший признанной классикой.
Женщина-режиссёр сумела рассказать не банальную повесть о том, как «пришёл новенький в класс», а вдохнуть жизнь в старинную пьесу, вложив в школьную канву историю становления и надлома творческой личности. К слову, Инна Туманян была режиссёром фильма- хроники «Любить» (1968 год). Той самой ленты, в которой впервые на равных объединились художественные и документальные съёмки – ответы на вопрос, что такое любовь, сплетённые в единую ткань волшебными музыкальными нитями Микаэла Таривердиева.
«Когда я стану великаном» так же музыкален, наполнен торжественными и тонкими вариациями на тему Баха композитора Евгения Геворгяна: его труба звучит как камертон чувств героев. Заимствованная у группы «Ekseption» музыкальная обработка «Siciliano» того же Баха появляется в финальной сцене и вбрасывает ввысь волну эмоций, вслед за раскрывающимися руками и взлетающим лифтом. Многоречивый взгляд влюблённых обещает разлуку и долгий путь друг к другу. Как сложилась дальнейшая судьба героя? Возможно, он стал человеком творческой профессии, и его строки ложатся на бумагу огнём горящего сердца, или же он погиб на взлёте. К счастью, у этой истории не снято продолжения.
«Когда я стану великаном»: лучшая роль Михаила Ефремова
«Слуга»: наш ответ «Покаянию»
Progressive & Trance становится ближе смолянам!

Другие новости по теме