6 декабря 2016 22:49
USD 63,87   EUR 68,69

«Кочегар»: редкая фреска

«Кочегар»: редкая фреска

Россия, 2010 год. Режиссер Алексей Балабанов. В главной роли Михаил Скрябин.
Балабанов создал ещё одну фреску о девяностых. Как сказал Венедикт Ерофеев по другому поводу, вот прекрасное средство от излишнего самомнения и поверхностного атеизма. Фильм настолько хорош, что его сложно рекомендовать к просмотру: впечатляет. Музыку ДиДюли вы теперь без содрогания слушать не сможете…
Балабановская новинка – это анти-«Остров»: в центре повествования – тоже кочегар, пришедший с войны. Во всех сценах фильма, во всех интерьерах – горящий очаг, огонь. Как символ геенны огненной, которая ждёт – не дождётся героев картины. Герой «Острова» умирает, и мы надеемся на милость Господню к нему, на прощение грехов. Герой «Кочегара» умирает, и мы понимаем, что никакого прощения нашему обществу нет и быть не может.
Во многом благодаря Балабанову кино запечатлело время и нравы, о которых сейчас предпочитают не вспоминать. Мы увидели изнанку девяностых, о которой не писали в газетах и о которой помалкивали «рыцари гласности», только что до хрипоты развенчивавшие «преступления режима».
В ситуации победившего конформизма и всеобщей пошлости Алексей Балабанов – один из немногих, кто не спит, кто не прельстился генеральскими лампасами. С каждым новым его фильмом общество всё менее хочет слышать такую правду о себе. Посмотрим, чем завершится этот конфликт поэта и толпы. Можно, конечно, сказать, что результат известен заранее, однако не приносила ли жизнь достаточное количество сюрпризов? Разве не чудо вообще, что в России есть режиссёр, снимающий такие фильмы?
«Кочегар»: редкая фреска


Сергей ЛЮБИМОВ

Новости по теме
«Мусульманин»: главный фильм девяностых
16 апреля 2010 3577
Россия, 1995 год, режиссёр Владимир Хотиненко, в гл. ролях Евгений Миронов, Нина Усатова, Александр Балуев.Это великий фильм. Он рявкнул обществу такую правду, что и спустя 15 лет оно не готово её услышать. Оно заткнуло уши и тогда, посылая на верную смерть в Чечню 19-летних пацанов и отдав всевозможные кинопризы выпущенным в тот же год «Особенностям национальной охоты».Хотиненко очень точно нарисовал картину тотального вырождения русской глубинки, брошенной в омут «экономических реформ», а по сути – в нежить.
«Из Парижа с любовью»: это анти-«Майкл»
10 июня 2010 1647
В самом первом выпуске нашей киноколонки мы писали о фильме «Майкл» с Джоном Траволтой в главной роли. Это прекрасная остроумная картина о добре и любви. «Из Парижа с любовью» – это анти-«Майкл», всё с тем же Джоном Траволтой в главной роли, к сожалению.Мне кажется, что режиссёр и продюсер Люк Бессон испортил французское кино. Его соревнование с американским кинематографом завело некогда великую европейскую киношколу в тупик: вряд ли современные французские фильмы зрелищнее американских, но вот уж глупее – совершенно точно! Своей внешностью и повадками брутальные герои французских блокбастеров всё больше похоже на животных, а главным содержанием кино становятся драки. Современные французские фильм, попадающие в Россию – это прежде всего апология насилия...
«Край»: конкурент "Предстояния"
31 октября 2010 1249
Это – не правдивая история, это очередная притча на фоне Великой Отечественной. Логику здесь искать не нужно, иначе исчезнет обаяние «а ля рюс». Стилистически фильм очень близок «Предстоянию» Никиты Михалкова. Есть буквальные совпадения, например, желание показывать голую задницу неприятелю. Есть и крайности: немцы трудолюбивей, культурнее и порядочнее всех без исключения русских героев картины...
«Брат»: главный фильм девяностых
27 июня 2011 3013
\"Смоленская газета\" продолжает свой обзор ключевых фильмов новой России
«Возмездие»: его пугают, а мне - не страшно
16 апреля 2010 1730
США, Великобритания, 2010 год, режиссёр Мартин Кэмпбелл, в главной роли Мэл Гибсон.После снятых Мэлом Гибсоном «Страстей Христовых» и «Апокалипсиса» мне странно видеть его бегающим с пистолетом в детективе. Такое впечатление, что в своей творческой эволюции он вернулся на много лет назад. Зачем?
«Господин оформитель»: декаданс, несчастья несущий
12 августа 2010 4700
Фильм в своё время наделал много шума в СМИ и преподносился как «первый отечественный фильм ужасов». Сейчас он смотрится скорее как памятник декадансу, обретённому в перестроечном отчаянии. Вот были времена: авторское кино выходило на массовую аудиторию и даже отчасти воспитывало её!«Оформителя» можно рекомендовать к просмотру всем, кто хочет убедиться, что и у нас могли делать достаточно стильные вещи.Необходимо сказать, что при написании сценарии баловень муз Юрий Арабов использовал рассказ Александра Грина «Серый автомобиль», о чём нет никаких указаний в титрах и на переизданиях фильма на DVD. И, видит Бог, это одно из самых мрачных прочтений работ великого романтика!
"));