5 декабря 2016 21:38
USD 63,92   EUR 67,77
09 декабря 2010 6075

«Пацаны»: фильм высочайшей человеческой пробы

«Пацаны»: фильм высочайшей человеческой пробы
СССР, 1983 год. Режиссёр Динара Асанова. В ролях: Валерий Приёмыхов, Вова Киреев, Ольга Машная, Сергей Наумов и другие.
Пронзительный – до слёз, до скрежета зубов – фильм о неблагополучных подростках, увидевший свет в самый мрачный период «застоя». У неравнодушной Динары Асановой снимались не дети тогдашней богемы, а те самые бедовые мальчишки, уходившие из дома и бившие первыми. Драматизма сегодняшнему восприятию фильма придаёт факт, что некоторые из юных актёров не смогли сойти с кривой дорожки, и сейчас кто-то сидит, кого-то нет в живых…
«Пацаны» сделаны на основе реальных событий: советский учитель вывез трудных подростков в трудовой лагерь, чтобы показать своим личным примером, что есть другая – нормальная, приличная, порядочная жизнь. Хлебнул он там с ними всякого. Сценарист Юрий Клепиков написал то, о чём знал доподлинно: подростки в лагере употребляли наркотики, которые по цензурным соображениям в фильме пришлось заменить водкой.
Асанова настояла доверить главную роль в фильме другому сценаристу, Валерию Приёмыхову, и началась его яркая и короткая кинокарьера актёра. Приёмыхов сыграл настоящего мужчину, безо всяких скидок – таких во все времена немного, и ещё меньше занимаются воспитанием. Он сумел влюбить в себя этих ребят, свидетельствуют участники съёмочной группы. Два месяца работы «пацаны» жили большим лагерем в Ленинградской области.
Это лучший фильм Асановой. Финальную песню не забудет ни один зритель (о её создателях, кстати, ничего не известно – вот тебе и конец двадцатого века). Говорят, что Асанова первоначально просила написать песни самого Булата Окуджаву. Тот отказался: в таком фильме вообще не должно быть музыки… Вот пример всем творческим юношам: дерзайте!
«Пацаны»: фильм высочайшей человеческой пробы
Кино высочайшей человеческой пробы. Фильм снят на обнажённом нерве. Через два года после «Пацанов» Динара Кулдашевна умрёт от инфаркта на съёмках очередной картины – она спешила жить и работать. Ей было всего 42. Можно только догадываться, как гражданственная и совестливая Асанова восприняла бы то, что обрушится на нашу многострадальную страну и её детей в девяностые. Не уберегли ни создателя, ни традиций…
И в заключение – предание. В Интернете пересказываются мемуары режиссёра Сергея Соловьёва, в которых-де утверждается, что сначала Юрий Клепиков предлагал свой сценарий именно ему. Соловьёву «Пацаны» понравились, и он хотел на роль Паши Антонова пригласить Владимира Высоцкого. Высоцкий прочитал сценарий и дал согласие, сказав, что это «его роль». Но худсовет кандидатуру Высоцкого зарубил, и главным стало мнение классика Юлия Райзмана (режиссёр фильма «Коммунист»), что нужен актёр, за которым «не было бы шлейфа уголовщины»...

Не пропустите: четверг, 16 декабря, «Петербург - 5 канал», 9-30.

Сергей ЛЮБИМОВ

Новости по теме
«Баллада о доблестном рыцаре Айвенго»: посмертный фильм Владимира Высоцкого
22 июля 2010 6330
В 1975 году режиссёру Сергею Тарасову не удалось отстоять песни Владимира Высоцкого в своей новой картине «Стрелы Робин Гуда». В результате из готового кинофильма удалили шесть прекрасных баллад, заменив их музыкой Раймонда Паулса и песнями на стихи совсем другого человека.В начале восьмидесятых, уже после смерти Высоцкого, режиссёр Тарасов предпринял новую попытку разместить гениальные песни в своём фильме: он снял «Балладу о доблестном рыцаре Айвенго». То ли мёртвый поэт казался безопасным, то ли поклонников Высоцкого стало заметно больше среди членов худсовета, но фильм вышел – с четырьмя балладами из записанных шести. Причём из «Баллады о Любви» были удалены последние, самые пронзительные, самые прекрасные две строфы. Тем не менее, и это был успех: миллионы зрителей смогли услышать своего великого поэта...
12 декабря 2011 1696
30% опрошенных подписались под высказыванием «не смотрел и вам не советую». Получается, почти каждый третий зритель не хочет идти в кино по неким идейным соображениям...
«Компенсация»: мужчины плачут
29 сентября 2010 1787
Режиссёр Вера Сторожева продолжает развивать тему социальной ответственности людей за свои поступки, достигая высот такого классика отечественного кинематографа, как Динара Асанова. Я бы назвал эту социальную драму суровым мужским фильмом. Возможно, в глазах зрителей будут стоять слёзы. «Компенсация» сделана с большим знанием психологии и законов кино. Мастерская, высокопрофессиональная работа. Очень жаль, что наш прокат настолько не верит в зрителя, что отказывается демонстрировать подобные ленты, взывающие к человечности.
05 сентября 2011 1334
Идя на просмотр новой картины непредсказуемого и эксцентричного Григория Константинопольского «Самка», зритель ожидал увидеть если не шедевр, то, по крайней мере, что-то уж очень необычное. Вспомним недавнюю «Кошечку» – работу по всем критериям неординарную. Кому-то там больше нравилась одна новелла, кому-то – другая. Но почти все посмотревшие её равнодушными уж точно не остались. Не отличался простотой понимания и обыденностью и фильм «Восемь с половиной долларов». Как нам кажется, новая картина заставила ещё больше полюбить режиссёра, а некоторые открыли для себя немало нового в кино. В своей последней работе Григорий Константинопольский выступает ещё и как продюсер, сценарист, композитор и актёр.«Самку» на «Золотом Фениксе» должен был представлять актёр-режиссёр Константин Мурзенко. Однако по непонятным причинам представлять картину на фестивале никто из съёмочной группы не приехал. Это не в традициях нашего кинопраздника!
03 сентября 2011 1249
Оглашены итоги четвёртого Всероссийского кинофестиваля актёров-режиссёров «Золотой Феникс» в Смоленске. Главного приза удостоен режиссёр фильма «Тихая застава» Сергей Маховиков. Главный приз имени Юрия Гагарина получил Андрей Звягинцев, режиссёр картины «Елена». Приз зрительских симпатий получил фильм «Выкрутасы» Левона Габриадзе...
08 июля 2011 1641
Да-да, всё снова крутится вокруг жестокого убийства, вокруг садиста-насильника, и это поначалу отвращает от фильма (ну, сколько же можно маньяков!), но авторы фильма успевают рассказать несколько побочных историй, которые и оказываются главными в этой кинокартине. Все они – о любви. Пожалуй, нелепым в фильме является только его название...
"));