9 декабря 2016 01:02
USD 63,39   EUR 68,25
16 декабря 2010 2786

«Ностальгия»: мрачная жемчужина

«Ностальгия»: мрачная жемчужина

СССР, Италия, 1983 год. Режиссёр Андрей Тарковский. В главных ролях Олег Янковский и Эрланд Юзефсон.
Предпоследний фильм Тарковского покажут почти в день его памяти.
Сейчас, когда наш кинематограф осиротел без Олега Янковского, когда самого Андрея Арсеньевича вот уже 24 года нет с нами, и эти годы стали временем его подлинного триумфа на Родине, как-то не хочется анализировать достоинства и недостатки этой картины. Считать ли её великой – дело вкуса зрителей. Насколько показанная в фильме страна – Италия, может судить тот, кто там побывал. Россией, по-моему, в фильме и не пахнет. Возможно, проход со свечой – сцена, стоящая целой эпопеи. Финальный кадр – длится как эпопея. Это уже загробный мир.
У «Овсянок» много общего с «Ностальгией». Прежде всего, это мифотворчество. Жизнь человека и её назначение. Самоубийство уже не грех, а способ воздействовать на реальность. Пристально рассматриваются условия переселения на тот свет. И миф «Овсянок» более целостный и увлекательный, поскольку у современного режиссёра Федорченко выше темп повествования, хотя в обоих фильмах многие сцены сняты тошнотворно долгим общим планом с одной точки.
У Тарковского миф не сложился. Есть несколько сильных фресок, как предвестие безвременного конца художника. Они бессвязны, ибо заплетается язык у безумно одинокого и тоскующего человека.
Есть и принципиальная разница в философии. Герои «Ностальгии» и «Жертвоприношения» Тарковского понимают, что человечество слепо, но есть ещё время и возможность всё изменить, и они приносят свою жертву ради всеобщего спасения. А у Федорченко герои слишком зациклены на личных переживаниях, и их интересует только собственный, узко эгоистический путь в реку.
Однако переводчица в «Ностальгии», которая увлекается стихами Арсения Тарковского – это уж чересчур. Ни папа, ни фильм сына не нуждались в таком торопливом и фальшивом украшательстве. Многое сделано наспех, временно, в отличие от чеканных форм «Рублёва», «Соляриса», «Сталкера».
И любой сценарист всегда лучше, нежели Тонино Гуэрра. Вряд ли вы сможете пересказать фильмы, снятые по его сценариям («Красная пустыня», «Амаркорд», «Ностальгия», «Белый праздник»). Он, конечно, большой любитель России (женат на русской переводчице, обожает гостить в Суздале), однако совершенно невразумительный автор.
«Ностальгия» – это мрачная жемчужина. Утешиться можно известным изречением о том, что кто страдает – тот не грешит.

Не пропустите: канал «Культура», 26 декабря, 22-40.

Сергей ЛЮБИМОВ

Новости по теме
«Жертвоприношение» Тарковского автобиографично?
18 ноября 2010 3484
Удивительно, что многие любители творчества Андрея Тарковского не видят возможной аналогии между сюжетом его последнего фильма \"Жертвоприношение\" и жизнью самого мастера...
04 апреля 2012 1404
Сегодня, 4 апреля, исполнилось 80 лет со дня рождения выдающегося отечественного кинорежиссёра, признанного во всём мире классика кино Андрея Тарковского. Вечная юность и мудрость отличают его картины. Фильмов немного, но они имеют счастливую судьбу – их смотрят с пытливым вниманием всё новые поколения зрителей
Любимый актёр Тарковского
30 апреля 2010 1214
Сегодня исполнилось 90 лет со дня рождения известного советского киноактёра Николая Гринько, снявшегося более чем в ста двадцати пяти (!) фильмах
«Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера»
02 августа 2010 4962
Если бы кто-то сказал, что четверть века спустя после смерти Андрея Тарковского коллеги начнут учить покойного режиссёра снимать кино, я бы не поверил. Тем не менее, такой случай отмечен в кинодокументалистике. Украинский режиссёр Игорь Майборода хочет убедить зрителей своей картины «По ту сторону «Сталкера» в том, что для всех было бы лучше, если бы фильм «Сталкер» снял оператор Георгий Рерберг.Делается это из большого уважения к уже покойному Георгию Ивановичу и от любви к справедливости. Дескать, деспот и самодур Тарковский незаслуженно отлучил оператора от картины, чем нанёс непоправимый ущерб репутации мастера. Его доброе имя вот уже более 30 лет нуждается в реабилитации…
Андрей. Достать чернил и плакать!..
06 апреля 2012 3690
Гений. О многих ли наших кинорежиссёрах так говорят за рубежом? О нём говорят. Он смог. Он добился. Своим трудом и талантом. Говорят, природа отдыхает на детях талантливых родителей. В двадцатом веке поэтам пришлось несладко (хотя вот сейчас – сладко, и кто их слышит?). Сергей Михалков и Арсений Тарковский – какие разные судьбы!.. И какие разные дети! Но отдыхает ли природа?
«Солярис»: «…а мы поставим свечи в изголовье погибшим от неслыханной любви!..»
08 июля 2011 3560
Во Всероссийский день семьи, любви и верности «Смоленская газета» в своей традиционной рубрике, посвящённой кино, предлагает обратить внимание на несколько фильмов о любви – классических и новых. С праздником!
"));