6 декабря 2016 08:48
USD 63,92   EUR 67,77

«В электрическом тумане» и «Всё самое лучшее»

«В электрическом тумане»
США, Франция, 2009 год. Режиссёр Бертран Тавернье. В главной роли Томми Ли Джонс.
«В электрическом тумане» и «Всё самое лучшее»

«Всё самое лучшее»
США, 2010 год. Режиссёр Эндрю Джареки. В главных ролях Райан Гослинг, Кирстен Данст, Фрэнк Ланджелла.

«В электрическом тумане» и «Всё самое лучшее»


Сегодня мы рассмотрим сразу два новых фильма, имеющих много общего в своей основе. Пожалуй, их сюжетная основа навязла в зубах, и тем не менее: нужно отдать должное умельцам, умудряющимся сказать что-то новое на паханном-перепаханном поле фильмов о маньяках и детективах.
Едва в кино возник первый маньяк, как сразу был заявлен жанр детектива, чтобы расследовать его похождения. Так и здесь: в обоих фильмах присутствует детективная жилка. Обе новинки снабжены авторами на редкость неудачными названиями, однако на этом их недостатки заканчиваются.
В первом фильме, с Томми Ли Джонсом в главной роли, провинциальный детектив пытается вычислить маньяка в своём окружении. Дело это, разумеется, непростое и кровавое. Сюрреализма добавляют видения, проявляющиеся у главных героев картины: им начинают являться солдаты-конфедераты, воевавшие в этой американской глубинке полтораста лет назад. Воинское формирование возглавляет старый генерал, благообразностью и мудростью напоминающий известного монархиста Василия Шульгина в фильме Фридриха Эрмлера «Перед судом истории». А ниточки самого дела ведут в уже далёкий 1965 год, когда на глазах главного героя, тогда – мальчишки, был убит беглый негр. Томми Ли Джонс достиг таких карьерных высот, что не снимется в проходных картинах. Любой фильм с его участием заслуживает внимания.
Второй фильм гораздо интереснее для любителей психологии, поскольку в нём предпринята попытка исследовать феномен превращения полноценного, казалось бы, члена общества в маньяка. Дотошно, насколько позволяет хронометраж фильма, исследуется, как трагедия, пережитая главным героем в подростковом возрасте, разрывает его налаживающуюся взрослую жизнь и губит всё вокруг. Фильм сделан не то чтобы с сочувствием к убийце, но с вниманием к среде, окружению, обстоятельствам и их влиянию на главного героя. Воздействие этих факторов можно расценивать по-разному. И поискать ответ на вопрос, а кто, собственно, виноват в том, что этот человек, Дэвид Маркс, стал чудовищем. Возможно, пойди он собственным путём в жизни, она не обернулась бы подобным кошмаром. Главную героиню, ставшую жертвой собственного мужа, замечательно сыграла Кирстен Данст – несчастная долго не идёт из головы. Я бы сказал, что получился современный вариант одного из сочинений Теодора Драйзера. Героев губит то, что мы раньше называли капиталистическим образом жизни и собственническим мышлением.
Почему мы рекомендуем оба фильма? Это реалистические работы, внимательные к людям и их проблемам, несмотря на сюжетную дань.
Американцы почему-то умеют находить и показывать важное в своей жизни, достоверно изображать её. Наши же фильмы – это натужные сказки, полные помоев, когда речь заходит о прошлом (будь то «Край», являющийся по сути русофобским), или, в лучшем случае, нетребовательный лубок, вроде «Ёлок».
Герой Томми Ли Джонса помогает людям. Жизнь, показанная в фильме, далека от сусальности, однако добро в ней остаётся добром. Главный герой сохраняет порядочность, благородство, бесстрашие, как бы ему ни было трудно. Все эти качества в обычной жизни нужны и нам. Показанные в «Тумане» бандиты и алкоголики ничуть не лучше наших…
Основное действие второго фильма разворачивается в начале семидесятых – восьмидесятых годах. Точно и тонко воссоздаётся атмосфера того времени – такого дара, опять же, лишены наши нынешние кинематографисты, умудряющиеся снимать прошлое дремуче и ходульно. Это мы, а не герои заокеанской картины, живём в неком тумане, лишившись корней своего прошлого и собственного самоуважения.
Наши фильмы как правило далеки от мудрости и человечности. Силясь посильнее плюнуть в тоталитарное наследство, мы перечёркиваем всё, что помним и находим. А ведь без уважения к себе сложно остаться человеком. Собственно, уважением к человеку и его достоинству и отличаются прежние советские фильмы. Их герои не были куклами, используемыми режиссёрами и продюсерами ради фестивальных призов или кассы… Самоуважению нашим мастерам экрана ещё предстоит учиться. Вот такие мысли после Дня защитника Отечества…
«В электрическом тумане» и «Всё самое лучшее»
«В электрическом тумане» и «Всё самое лучшее»
«В электрическом тумане» и «Всё самое лучшее»


Сергей ЛЮБИМОВ

Новости по теме
08 июля 2011 1641
Да-да, всё снова крутится вокруг жестокого убийства, вокруг садиста-насильника, и это поначалу отвращает от фильма (ну, сколько же можно маньяков!), но авторы фильма успевают рассказать несколько побочных историй, которые и оказываются главными в этой кинокартине. Все они – о любви. Пожалуй, нелепым в фильме является только его название...
Севастопольский блюз: «Кто я?»
26 января 2011 1464
Украинский режиссёр Клим Шипенко снял тонкий фильм о любви и одиночестве. И не сразу сообразишь, что он – про маньяка. Вернее, даже так: чего только нет в этом фильме! Он – обо всём, здесь можно найти что угодно. И задворки жизни, и курорт, и милицию, и рулетку, и любовную интригу, да не одну, и детектив, и эротику, и семейную трагедию… Не портят его даже выходящие в тираж «звёзды» – Сергей Галанин и Жанна Фриске. Фильм сделан с большой любовью к людям – это тоже элемент детективной игры...
«Воспитание чувств»: Британия до "Битлз"
09 декабря 2010 1093
В этом фильме можно увидеть, какой была Британия накануне появления «Битлз» – действие картины разворачивается в 1961 году. Видимо, «Воспитание чувств» задевает за живое, – рецензенты на отечественных сайтах прямо из кожи вон лезут, стараясь лягнуть вечную, как мир, историю. Я бы сказал, что это зрелище для гурманов: как в юной девушке просыпается чувственность. Возможно, эта игра природных сил и привлекала негодяя – главного героя; аудитория сможет оценить это пробуждение не греша. В этой картине всё тонко, как написала одна толковая зрительница. Кстати, редкий случай, когда в нашем прокате фильм назван удачнее, чем в оригинале (An Education)...
«Из Парижа с любовью»: это анти-«Майкл»
10 июня 2010 1646
В самом первом выпуске нашей киноколонки мы писали о фильме «Майкл» с Джоном Траволтой в главной роли. Это прекрасная остроумная картина о добре и любви. «Из Парижа с любовью» – это анти-«Майкл», всё с тем же Джоном Траволтой в главной роли, к сожалению.Мне кажется, что режиссёр и продюсер Люк Бессон испортил французское кино. Его соревнование с американским кинематографом завело некогда великую европейскую киношколу в тупик: вряд ли современные французские фильмы зрелищнее американских, но вот уж глупее – совершенно точно! Своей внешностью и повадками брутальные герои французских блокбастеров всё больше похоже на животных, а главным содержанием кино становятся драки. Современные французские фильм, попадающие в Россию – это прежде всего апология насилия...
«Сердце Ангела»: больше, чем кино
26 октября 2010 2558
Кажется, режиссёр Алан Паркер сказал в этом фильме гораздо больше, чем собирался или даже на тот момент знал. Мы сами творим свою жизнь и – самое главное – своими руками и через свои души приводим зло в мир. И мы почему-то убеждены, что Нечистый не стоит за нашим плечом, и мы не имеем к нему никакого отношения, а он – к нашим делам и мыслям. (Но кто поручится, что это именно так?!) Вот мы и сейчас, подобно герою фильма, предоставлены сами себе. Мы – частные детективы, рыщущие пропитания и часто не знающие толком, что нас ждёт за следующей дверью и кто заказывает музыку...
«Жертвоприношение» Тарковского автобиографично?
18 ноября 2010 3484
Удивительно, что многие любители творчества Андрея Тарковского не видят возможной аналогии между сюжетом его последнего фильма \"Жертвоприношение\" и жизнью самого мастера...
"));