4 декабря 2016 13:17
USD 64,15   EUR 68,47

Фильм Этторе Сколы «Бал»: довоенное кино

Фильм Этторе Сколы «Бал»: довоенное кино
Есть такие наивно-безмятежные вещи, которые прямо ассоциируются с золотым веком, неким условным до-катастрофным временем. К ним возвращаешься, чтобы подышать прошлой жизнью, той, какой она была «до войны».
К фильмам прошлого «мирного» времени, несомненно, относится «Бал» Этторе Сколы, вышедший на экраны в 1983 году. Впечатление усиливается тем, что картина примыкает к немому кино – там никто не говорит ни слова, при том, что всё сказано ярко и понятно. Действие происходит на танцплощадке парижского кафе, куда герои картины пришли прожить в танцах время от 30-х до начала 80-х годов прошлого века. Шесть эпизодов прошлого, завершенные эпилогом-83, заполнены музыкально-драматическим действием; оно разыгрывается в миниатюрах с участием сквозных и разовых персонажей, оказывающихся в разное время вместе в одном камерном пространстве. Меняются музыка, стили, танцы, развиваются отношения между героями, в маленькое кафе врываются реалии огромного внешнего мира. Герои участвуют в меняющейся жизни, объясняясь друг с другом и с нами языком танца, и каждый музыкальный эпизод со множеством знаковых деталей рассказывает о своём времени. Есть и вневременной (вечный) персонаж, трогательная близорукая блондинка, просидевшая всё действие одна. Вообще же пересказать множество возникающих в «Бале» сюжетов сложно: «надо смотреть». С определенностью можно сказать только, что на экране разлита атмосфера ушедшего прошлого, которой можно буквально дышать.
Фильм родился из спектакля, поставленного ранее в театре «Ла Компаньоль», задействованы его актеры. Усилиями его авторов получилась очень театральная, стильная и убедительная в своей условности вещь, принадлежащая, тем не менее, к таинственному, мерцающему миру кино. К миру снов о времени, текущему сквозь пальцы, оживающему в действиях наивных и милых людей. По жанру это то, что называлось у нас раньше «лирическая комедия», однако несводимо к ней. Раздумывая над секретом жанра «Бала» дальше, нашёл еще одно немаловажное обстоятельство – режиссер в нём очень любит зрителя, бережно ведет его, как в вальсе, не прибегая к распространённому приёму «усыпить бдительность, а потом шарахнуть молотком по башке». Этого, к счастью, не принято было делать в довоенном кино. Там вообще любили зрителя, не грузили тяжкими проблемами половых и прочих самоидентификаций художников, не давили боевыми искусствами и мультяшной нарезкой кадров, не колотили по ушам долби-сэрраундом. Все эти подпорки совершенно не нужны, когда есть интересное, умное и горячее высказывание, с которым режиссёр обращается к зрителю. У хорошего кино есть много признаков, и один из несомненных – желание пересмотреть картину ещё раз, к фильму «Бал» это относится в полной мере.
«Бал» надо смотреть непременно на широком экране, экранчик видео – «не то». Если найдёте «Бал» в прокате, обязательно идите, не пожалеете. Идеальным вариантом было бы – в Зеленом кинотеатре парка, теплым летним вечером, на открытом воздухе. Но сам этот кинотеатр, увы, остался в прошлом, «довоенном» времени.
Фильм Этторе Сколы «Бал»: довоенное кино


Александр МУХАНОВ

Новости по теме
Кино о Смоленске будут снимать в Псковской области
04 марта 2015 910
Об этом сообщил режиссёр проекта Дмитрий Месхиев в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы в Пскове»…
«Меланхолия»: апокалипсис в отдельно взятой семье
25 февраля 2012 3096
С первых минут, пока идёт пролог картины (а есть и такой!) понимаешь, что следует приготовиться к чему-то очень серьезному и сложному. Перед нами один за другим сменяются кадры космической тематики, в которых земля сталкивается с какой-то планетой, а на фоне этого идут просто красивые, вполне «земные» видеозарисовки. В принципе, этого уже достаточно, чтобы остановиться и сэкономить два часа своего свободного времени. Дальше – больше...
12 декабря 2011 1696
30% опрошенных подписались под высказыванием «не смотрел и вам не советую». Получается, почти каждый третий зритель не хочет идти в кино по неким идейным соображениям...
08 июля 2011 2365
Иной раз кажется, что все индийские фильмы – о любви. И если в последние 20 лет отечественное кино деградировало в любовном жанре, свернувшись до мелодрам «Всегда любовь никогда» на канале «Россия», то индийское, наоборот, расцвело, выпуская работы, способные порадовать самого взыскательного зрителя (уж тем более – зрительниц).Фильм добрый и очень красивый. Яркие, запоминающиеся с первого раза песни, отличная хореография, масштабные съёмки – прекрасное кино для семейного просмотра. Можно смотреть снова и снова, причём с любого места
«Бесконечные мечты о счастье»: сказка для родителей
29 сентября 2010 2582
Закрывая обзор фильмов прошедшего фестиваля «Золотой Феникс», мы хотели бы привлечь ваше внимание к двум картинам. Они не принадлежат к так называемому массовому кино и вряд ли появятся в широком прокате, однако наверняка будут доступны в Интернете и в продаже. Со временем их могут показать и по телевизору.Фильм в чём-то перекликается с «Компенсацией», – рассказывает о разводе родителей глазами ребёнка, – однако сделан совершенно в другой манере – игрового, условного кино. Создатели картины имитируют фильм, который могла бы снять семилетняя девочка... Очень добрая, запоминающаяся своей необычностью работа, гротесковая и озорная.
05 сентября 2011 1333
Идя на просмотр новой картины непредсказуемого и эксцентричного Григория Константинопольского «Самка», зритель ожидал увидеть если не шедевр, то, по крайней мере, что-то уж очень необычное. Вспомним недавнюю «Кошечку» – работу по всем критериям неординарную. Кому-то там больше нравилась одна новелла, кому-то – другая. Но почти все посмотревшие её равнодушными уж точно не остались. Не отличался простотой понимания и обыденностью и фильм «Восемь с половиной долларов». Как нам кажется, новая картина заставила ещё больше полюбить режиссёра, а некоторые открыли для себя немало нового в кино. В своей последней работе Григорий Константинопольский выступает ещё и как продюсер, сценарист, композитор и актёр.«Самку» на «Золотом Фениксе» должен был представлять актёр-режиссёр Константин Мурзенко. Однако по непонятным причинам представлять картину на фестивале никто из съёмочной группы не приехал. Это не в традициях нашего кинопраздника!
"));