8 декабря 2016 05:05
USD 63,91   EUR 68,5

«Смерть в пенснэ, или Наш Чехов»: наш Стоянов, или интеллигентские штучки

«Смерть в пенснэ, или Наш Чехов»: наш Стоянов, или интеллигентские штучки

2010 год. Режиссёр Анна Чернакова, в главной роли Юрий Стоянов.
Среди зрителей, способных анализировать свои впечатления, бытует мнение, что Юрий Стоянов – хороший актёр. Стоянов уже биологически подошёл к тому порогу, когда пора подтверждать это мнение делом (не может ведь считаться достижением «Ландыш серебристый»…). Актёр, слава Богу, снимается, причём довольно много, вот только с подтверждением как-то… не очень.
Давайте начнём с того, что режиссёр Анна Чернакова взялась за совершенно безумный сценарий. Известный театральный режиссёр возвращается в столичный театр, в котором когда-то работал и где ему до сих пор многое не простили. Ему предлагают воссоздать смелую постановку Чехова, дабы прославить театр на века. В процессе работы мэтр (его играет Стоянов) начинает сходить с ума от теней прошлого, отчего, понятное дело, страдает вся труппа. Тут к сдающему мастеру подбирается некий маньяк, который начинает изводить его угрозами физической расправы. Чем более радикальный спектакль ставит режиссёр – далеко за городом, в посёлке новых русских, на берегу пруда, для горстки зрителей, тем больше понимает, что ему не вырваться из этой западни. Из беззубых попыток показать мир кулис фильм всё больше превращается в триллер. Маньяк всё верно рассчитал, как это они обычно умеют, и чёртов мэтр погибает самым реальным образом на премьерном показе своей претенциозной постановки…
По такому сюжету складывается впечатление, будто Борис Акунин решил сделать ремейк великого фильма Константина Худякова «Успех», верно? Однако «Успех» – это гениальное кино, это глубочайшее знание людей и мира театра, это аскетизм выразительных средств, а «Смерть в пенснэ» – это вопиющая беспомощность и безжизненность при бешеных затратах. Ни одной детали, ни одной искре не веришь – всё претенциозно, как сон миллиардера. Кстати, герой Стоянова, вернувшись в Москву, живёт в такой роскоши, как будто он – минимум Михаил Прохоров.
«Фишкой» фильма, о которой можно узнать только из сопутствующей литературы, является тот факт, в роли театральной труппы режиссёр сняла всех актёров, некогда участвовавших в её же экранизации «Вишнёвого сада». Таким образом, умница-Чернакова выпустила сиквел, то есть продолжение собственного фильма 1993 года…
Режиссёра-пошляка в эпизоде отлично играет Сергей Безруков. Собственно, ради этого героя фильм и выбран для нашего обзора в поисках типического. Новая Россия перманентно переживает размывание прежних ценностей и обретает лже-ценности – греховные. Культура выродилась до смакования греха – он единственный владеет умами горе-художников. Что делать с нашей гениальной классикой, мы уже не знаем. Чехов, гуд бай!

Сергей ЛЮБИМОВ

Новости по теме
«Детям до 16…» – лучший фильм года
15 ноября 2010 7878
Это гениальное кино, хотя и за гранью дозволенного (интимные сцены составляют существенную часть фильма, так что не стоит смотреть его всей семьёй). Из фильмов подобного мастерства и глубины вспоминается разве что «Ускользающая красота» Бертолуччи. Надо отдать должное Министерству культуры РФ, поддержавшему создание шедевра. Дурацкое название – единственный минус этой великолепной, упоительной работы.
«Успех»: шедевр Константина Худякова
04 апреля 2010 1905
СССР, 1984 год, режиссёр Константин Худяков, в гл. ролях Леонид Филатов, Алиса Фрейндлих, Александр Збруев, Лев Дуров, Анатолий Ромашин.«Успех» – о том, что в искусстве не бывает друзей, о том, что правда убивает, а ложь – спасает, о цели, о средствах её достижения, о человеческом достоинстве и о многом другом. И ещё. Вероятно, каждое удачное произведение искусства – это чья-то трагедия. Подумайте об этом!
Режиссёр Анджей Вайда передал свой фильм мемориалу «Катынь»
10 мая 2010 1267
Мэтр мирового кинематографа побывал вчера в Смоленске в составе делегации и. о. президента Польши Бронислава Коморовского
«Господин оформитель»: декаданс, несчастья несущий
12 августа 2010 4702
Фильм в своё время наделал много шума в СМИ и преподносился как «первый отечественный фильм ужасов». Сейчас он смотрится скорее как памятник декадансу, обретённому в перестроечном отчаянии. Вот были времена: авторское кино выходило на массовую аудиторию и даже отчасти воспитывало её!«Оформителя» можно рекомендовать к просмотру всем, кто хочет убедиться, что и у нас могли делать достаточно стильные вещи.Необходимо сказать, что при написании сценарии баловень муз Юрий Арабов использовал рассказ Александра Грина «Серый автомобиль», о чём нет никаких указаний в титрах и на переизданиях фильма на DVD. И, видит Бог, это одно из самых мрачных прочтений работ великого романтика!
08 сентября 2010 2592
Расписание сеансов и событий фестиваля: кинотеатры \"Современник\", \"Россия Премьер\", \"Малютка\" (программа \"Новое детское кино\"), Лопатинский сад (программа \"Кино под открытым небом\"), программа фестиваля театральных постановок (Городской Дом культуры) >>>
«Однажды в Голливуде»: до шедевра далеко
19 августа 2010 1206
Надо признать очевидное: Барри Левинсон разучился снимать кино
"));