7 декабря 2016 11:43
USD 63,87   EUR 68,69

«Брат»: главный фильм девяностых

«Брат»: главный фильм девяностых

1997 год. Режиссёр Алексей Балабанов, в главной роли Сергей Бодров-младший.
Мне довелось довольно долго жить в Петербурге и до, и после съёмок «первого» «Брата». Был постоянным покупателем того самого музыкального магазина, в котором приобретал диски Данила Багров. С криминалитетом общался только на расстоянии (в соседнем общежитии квартировала армянская диаспора, контролировавшая микрорайон), но несколько любопытных деталей сообщить могу.
Музыкальный магазин «Рок-айленд» находился у кинотеатра «Спартак» – культового места для всех киноманов. «Кинотеатр повторного фильма» демонстрировал Чаплина, Формана, Фассбиндера, Тарковского… Особенностью его было то, что он располагался… в бывшей кирхе (протестантской церкви) Святой Анны, давшей название всей улице – Кирочная (после революции её переименовали в Салтыкова-Щедрина). Это, кстати, любимая улица обэриутов. В девяностые годы дела в кинотеатре пошли не блестяще, и дирекция сдала часть площадей под магазин (название «Арт-клиника» говорит само за себя), а кинотеатр по вечерам стал пускать на сцену музыкантов и объявил себя клубом. Видимо, дело было не совсем богоугодным – однажды на «клубной» территории возник пожар, да такой серьёзный, что «Спартак» прекратил своё существование на несколько лет, являя собой душераздирающую руину в самом сердце старого города. Но прежде в стенах клуба случилась ещё одна трагедия – прямо на сцене во время отстройки звука перед концертом скончался Андрей Романов, известный по работе в группе «Аквариум». Правда, произошло это уже во времена «Брата-2». Зато живого и весёлого Романова можно увидеть в эпизоде первого «Брата» – сцена «В гостях у музыкантов».
Место, где совершает своё первое убийство – переход от Сенной площади к улице Дзержинского (Гороховой). Любопытно оно тем, что этим путём идут на службу актёры БДТ имени Товстоногова, пользующиеся метро (прежде таких было большинство). И продвигаясь к театру, они проходили мимо «дома Рогожина» – здания, в котором поселили своего необузданного героя автор «Идиота». Мимо этого дома должен был бежать и Данила Багров, но этого не происходит.
Знаменитое путешествие на трамвае проходит совсем в другом районе Петербурга – Василеостровском, хотя нужно отметить, что идёт трамвай не только по Васильевскому, но и по соседнему острову, носящему жутковатое имя Голодай. Именно с этим островом связана детская песенка «Шёл трамвай десятый номер, на площадке кто-то помер…» Эта висельная шутка была сложена в блокаду и ссылалась на трамвайный маршрут №10, который следовал почти через весь Ленинград – от острова Голодай до Волкова кладбища. Впрочем, на острове Голодай были и есть свои кладбища, одно из них, лютеранское, и показано в фильме. Называется оно Смоленским (рядом ещё два Смоленских кладбища – армянское и православное). Трамвайное кольцо располагалось у кладбищенских ворот.
Вообще, православное кладбище гораздо крупнее и существует с 1756 года. «Его название объясняется тем, что на нём хоронили выходцев из Смоленской губернии, переселённых на берега Невы для строительства нового города», - сообщает путеводитель. В честь наших земляков назвали и местную речку: Смоленка. Кстати, на Смоленском лютеранском похоронен наш земляк географ Пётр Кузьмич Козлов…
Таких огромных склепов, размером с целую комнату, я на лютеранском кладбище не видел. Был убеждён, что для фильма постарались декораторы, но в Интернете нашёл любительское фото «беседки», сделанное через несколько лет после съёмок. Вообще, в фильме некрополь выглядел гораздо лучше, чем на самом деле. Кладбище было просто фантастически запущено, и жильцы ближайших домов выгуливали здесь своих собак. Вот это, пожалуй, производило самое сильное впечатление, поскольку подобная дикость совсем не вязалась с «культурной столицей».
Набережная Мойки, один, квартира 8 – квартира Татарина. Надо сказать, это одно из самых известных зданий Петербурга – дом Адамини: замыкает вид на Мойку со стороны Невского проспекта, и из его окон действительно, как в фильме, виден храм Христа-Спасителя («Спас на крови»). Спору нет, бандиты любили селиться в лучших местах столицы… Не знаю, почему Балабанов выбрал этот адрес, но он на редкость кинематографичен – в доме Адамини много десятилетий жила семья Герман, один из представителей которой, Алексей, является знаменитым режиссёром, поставившим «Проверку на дорогах», «Двадцать дней без войны» и так далее («Хрусталёв, машину!», как вы помните, мы уже рассматривали - см. >>>).
…Пожалуй, «Брата» можно назвать главным фильмом девяностых. Были и другие замечательные ленты, например, «Мусульманин», но «Брат» как никакой другой был обращён к молодёжи, чем и выделился радикально.
«Брат»: главный фильм девяностых

Сергей Бодров-младший у Смоленской крепостной стены.


Сергей ЛЮБИМОВ

Новости по теме
08 июля 2011 1641
Да-да, всё снова крутится вокруг жестокого убийства, вокруг садиста-насильника, и это поначалу отвращает от фильма (ну, сколько же можно маньяков!), но авторы фильма успевают рассказать несколько побочных историй, которые и оказываются главными в этой кинокартине. Все они – о любви. Пожалуй, нелепым в фильме является только его название...
В Починке снимают «Прощание славянки»
02 августа 2011 2494
Известный режиссёр Владимир Янощук («Дух земли», «Без особых примет», «Колдовская любовь», «Разлучница», «Трава под снегом») выбрал для съёмок своей новой кинокартины Смоленскую область, а именно – железнодорожную станцию Починок.Съёмки здесь начались уже две недели назад. Пассажиры, едущие в районный центр, сильно удивляются, когда видят на здании вокзала вместо привычного названия «Починок» совсем другое – «Колошково». А всё дело в том, что для создания атмосферы захолустного провинциального городка режиссёр решил временно поменять название станции, и плакат с «новинкой» висит на здании вокзала уже давно. Режиссёр, только увидев вокзал Починка, без раздумий выбрал его, решив, что это «оно самое».
Николай Агафонов – про Алексея Германа
07 марта 2013 1046
– У меня нет кумиров в искусстве. Но «Мой друг Иван Лапшин»… Я чувствую в его авторе художника! Первые кадры, когда камера очень долго идёт с улицы через коридоры в комнату, где сидит главный герой… Герман брал этим любого человека, у которого есть художественные способности. Он кодировал кадры по законам искусства!.. Мне, как студенту творческого вуза, был интереснее язык Германа, нежели других режиссёров. Его фильмы производили на нас, молодых людей, большое впечатление. Мы понимали, что это – новый язык! Мы таким не владели, хотя преподаватели у нас были великолепные...
«Сердце Ангела»: больше, чем кино
26 октября 2010 2558
Кажется, режиссёр Алан Паркер сказал в этом фильме гораздо больше, чем собирался или даже на тот момент знал. Мы сами творим свою жизнь и – самое главное – своими руками и через свои души приводим зло в мир. И мы почему-то убеждены, что Нечистый не стоит за нашим плечом, и мы не имеем к нему никакого отношения, а он – к нашим делам и мыслям. (Но кто поручится, что это именно так?!) Вот мы и сейчас, подобно герою фильма, предоставлены сами себе. Мы – частные детективы, рыщущие пропитания и часто не знающие толком, что нас ждёт за следующей дверью и кто заказывает музыку...
«Дорога перемен»: Сто часов счастья - разве этого мало?!.
30 июня 2010 2375
Пронзительный фильм о человеческом одиночестве, о невозможности воплотить мечту, о предопределённости судьбы. Имя режиссёра скажет сразу о многом: Сэм Мендес, тот самый человек, что поставил «Красоту по-американски». Для своего четвёртого фильма он выбрал сюжет романа «Revolutionary Road» 1958 года и создал эпическую историю гибели молодой семьи. В главных ролях – звёздный дуэт фильма Титаник». Кейт Уинслет оказалась большого таланта драматической актрисой. Кроме того, на момент съёмок она являлась женой Мендеса. В интервью режиссёр говорит об одной из главных идей фильма: «В жизни выпадает только одна возможность вырваться, только одна возможность жить как хочется, и нужно использовать её». Звучит несколько двусмысленно для него самого: вскоре после выхода фильма он расстался с женой. Видимо, вырвались…
«Сумасшедшее сердце»: брось ты её, эту работу!..
04 апреля 2010 1229
США, 2009 год, режиссёр Скотт Купер, в гл. ролях Джеф Бриджес, Мэгги Джилленхал, Колин Фаррелл.«Сумасшедшее сердце» – фильм стильно-тягучий, у него особенный темп. В нём замечательно отражена созерцательность мира спивающегося человека, его полное бессилие: для него всё встаёт на свои места только когда он пропустит пару стаканчиков. Точка возврата давно пройдена, и это очевидно всем, кроме бестолковой молодой женщины, связывающейся не с теми парнями. Вот эту роль я бы, кстати, отметил. Я бы не сказал, что Джеф Бриджес так уж сильно играет в «Сумасшедшем сердце» – ожидал гораздо большего. Странно, что он всё-таки получил за эту роль «Оскара».
"));