4 декабря 2016 15:18
USD 64,15   EUR 68,47

«Солярис»: «…а мы поставим свечи в изголовье погибшим от неслыханной любви!..»

«Солярис»: «…а мы поставим свечи в изголовье погибшим от неслыханной любви!..»

СССР, 1972/1968 годы. Режиссёр Андрей Тарковский/Борис Ниренбург. В главных ролях Донатас Банионис/Василий Лановой, Наталья Бондарчук/Антонина Пилюс, Юрии Ярвет/Владимир Этуш, Анатолий Солоницын/Виктор Зозулин.

Фильм Тарковского – величайший фильм о любви, опередивший своё время. Он и сейчас смотрится современно: и костюмы, и декорации, и музыка, и режиссура совершенны настолько, что картина свежа и притягательна и 40 лет спустя после своего создания. И её посыл, её содержание – не умирает, наоборот: это величайшая заповедь любить, выстраданная создателями фильма и трепетно донесённая посредством художественного кинематографа.
И как всякий шедевр, он интересен историей своего создания. Ведь предыдущей работой Тарковского был «Андрей Рублёв», а «Солярис», камерная история любви – едва ли не полная противоположность эпическому «Рублёву», касающегося судьбы не столько художника, сколько – народа…
Интересно, как Тарковский впервые предположил снимать «Солярис», как утвердился в своём замысле, как объяснял актёрам и оператору задачу… Эти процессы достаточно широко описаны в литературе. Однако не так давно для массового зрителя всплыло новое обстоятельство, позволяющее увидеть процесс рождения картины и её саму под новым углом зрения. На DVD стал доступен телевизионный спектакль «Солярис» советского Центрального телевидения, сделанный в далёком 1968 году – это предтеча работы Тарковского.
Спектакль, конечно, смотрится архаично, но сценарий ближе к тексту Лема, и постановка полна собственного обаяния. Я, например, очарован игрой Владимира Этуша (подумать только, едва вышла «Кавказская пленница», а режиссёр Ниренбург разглядел в нём мощного драматического актёра!..) Очень обаятельна Хари в исполнении Антонины Пилюс (никогда прежде не слышал о такой актрисе, а теперь выяснил, что она – выдающийся театральный деятель). И, конечно, поклонники Василия Ланового увидят его во всём блеске молодой, прямо-таки плакатной мужественности.
Видел ли спектакль Андрей Тарковский и повлиял ли тот на его замысел – вопрос, требующий исследования. И его вполне можете провести вы, уважаемые читатели. Первый «Солярис» издан в серии «Телеспектакли. Из собрания Гостелерадиофонда» с подзаголовком «Великие актёры», выпуск посвящён Василию Лановому.
Есть известная цитата Андрея Тарковского, раскрывающая его замысел: «Я хотел бы доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает всё наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее». Как ни удивительно, но спектакль Ниренбурга – в принципе, про то же.
«Солярис»: «…а мы поставим свечи в изголовье погибшим от неслыханной любви!..»


Сергей ЛЮБИМОВ

Новости по теме
«Жертвоприношение» Тарковского автобиографично?
18 ноября 2010 3483
Удивительно, что многие любители творчества Андрея Тарковского не видят возможной аналогии между сюжетом его последнего фильма \"Жертвоприношение\" и жизнью самого мастера...
Андрей. Достать чернил и плакать!..
06 апреля 2012 3688
Гений. О многих ли наших кинорежиссёрах так говорят за рубежом? О нём говорят. Он смог. Он добился. Своим трудом и талантом. Говорят, природа отдыхает на детях талантливых родителей. В двадцатом веке поэтам пришлось несладко (хотя вот сейчас – сладко, и кто их слышит?). Сергей Михалков и Арсений Тарковский – какие разные судьбы!.. И какие разные дети! Но отдыхает ли природа?
04 апреля 2012 1400
Сегодня, 4 апреля, исполнилось 80 лет со дня рождения выдающегося отечественного кинорежиссёра, признанного во всём мире классика кино Андрея Тарковского. Вечная юность и мудрость отличают его картины. Фильмов немного, но они имеют счастливую судьбу – их смотрят с пытливым вниманием всё новые поколения зрителей
«Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера»
02 августа 2010 4960
Если бы кто-то сказал, что четверть века спустя после смерти Андрея Тарковского коллеги начнут учить покойного режиссёра снимать кино, я бы не поверил. Тем не менее, такой случай отмечен в кинодокументалистике. Украинский режиссёр Игорь Майборода хочет убедить зрителей своей картины «По ту сторону «Сталкера» в том, что для всех было бы лучше, если бы фильм «Сталкер» снял оператор Георгий Рерберг.Делается это из большого уважения к уже покойному Георгию Ивановичу и от любви к справедливости. Дескать, деспот и самодур Тарковский незаслуженно отлучил оператора от картины, чем нанёс непоправимый ущерб репутации мастера. Его доброе имя вот уже более 30 лет нуждается в реабилитации…
Любимый актёр Тарковского
30 апреля 2010 1212
Сегодня исполнилось 90 лет со дня рождения известного советского киноактёра Николая Гринько, снявшегося более чем в ста двадцати пяти (!) фильмах
В Смоленске на Рыленкова «Солярис» сбил пешехода
09 октября 2015 1242
Авария произошла рано утром 9 октября…
"));