5 декабря 2016 13:32
USD 64,15   EUR 68,47

«Волшебный фонарь»: забытый шедевр семидесятых

«Волшебный фонарь»: забытый шедевр семидесятых

Советское телевидение (так в титрах), 1976 год. Режиссёр Евгений Гинзбург. В главных ролях Людмила Гурченко, Валентин Никулин, Спартак Мишулин, Евгений Моргунов, Наталья Крачковская, Николай Караченцев и другие.
Есть фильмы-легенды. Их мало кто видел, но о них говорят. Одним из таких быстро стала рассматриваемая выше «Интервенция», но она в дальнейшем попала в киноэнциклопедии, о ней написаны воспоминания и диссертации, а ведь есть фильмы, о которых существует лишь невнятное предание, уходящее ветвями во тьму незнания – и только.
Так приключилось с музыкальным телевизионным фильмом «Волшебный фонарь», на долю которого пришлось всего… два эфира – на Пасху 1976 года (без указания в программе) и на Новый год зимы 1976-77. Да-да, именно на Пасху, поскольку тогда существовал негласный обычай показывать в праздничную службу всё самое лучшее и интересное, чтобы отвадить советских людей от похода в церковь.
Видимо, «Волшебный фонарь» и в самом деле был лучшим: даже сейчас, 35 лет спустя, режиссёру Евгению Гинзбургу во всех интервью обязательно задают вопросы по судьбе «Фонаря». Второй приметой качества стала престижная награда – главный приз международного фестиваля «Золотая роза Монтрё» в Швейцарии. Никогда прежде роз на Западе мы не получали, и это признание является доказательством высокого класса развлекательной передачи.
Впрочем, такой успех не спас фильм от забвения. Говорят, «Волшебный фонарь» категорически не понравился тогдашнему всесильному Гостелерадио СССР Сергею Лапину, и его навсегда положили на полку. Точнее, не для всех – во время одного из телеинтервью советские космонавты рассказали, что у них с собой на орбите записи двух фильмов – «Белое солнце пустыни» и «Волшебный фонарь»!..
Итак, из-за чего сыр-бор. За какие-то 40 минут экранного времени создатели фильма умудряются рассказать всю историю мирового кинематографа, начиная с фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда». Поскольку далеко не все фильмы были разрешены и известны в СССР, любопытно узнать, кто попал в наш «топ-лист». К чести создателей, они великодушно оставили за скобками отечественный кинематограф, зато разместили массу цитат и намёков, которые далеко не всегда будут прозрачны для современной аудитории. Скажем, есть эпизод с девушкой, врывающейся в кадр на роликовых коньках – это отсылка к американской картине «Смешная девчонка» с Барбарой Стрейзанд, однако кто сейчас у нас хорошо помнит эту девчонку?!
Фильм музыкальный, в нём много танцуют и поют. Начинают с прибытия поезда под роскошно переработанную тему «Поезд на Чаттанугу-Чучу» из «Серенады солнечной долины», перекидываются на фильмы Чаплина, пародируют вестерны, затем перепрыгивают на «Фанфан-тюльпан» и фильмы о Фантомасе. Также в фильме охотно цитируется франко-итальянский фильм «Закон есть закон» с Тото и Фернанделем, есть и другие отсылки к кино Италии – образ Софи Лорен представляет дебютантка… Любовь Полищук.
Но самое главное в этой феерии – это музыка! Восхитительные, упоительные, изобретательные аранжировки ярчайших хитов, вплоть до тем из «Иисус Христос – суперзвезда» и «Крёстного отца». Никогда больше я не слышал такого счастливого, ликующего музицирования! Настоящее чудо подарили зрителям Георгий Гаранян и Борис Фрумкин. Если говорить об отечественных опытах по созданию «саундтрека», то есть оригинальной звуковой дорожки, являющейся полноценным участником экранного действа, то в первую очередь нужно назвать «Волшебный фонарь». За кадром прекрасно поёт молодая и сравнительно неизвестная на тот момент Алла Пугачёва…
«Волшебный фонарь»: забытый шедевр семидесятых

Вообще, в «Волшебном фонаре» прекрасную форму демонстрирует некий поэт-песенник: блистательное, виртуозное владение русской речью. Поскольку в финальных титрах автор стихов не указан (именно так!), можно предположить, что живые, афористичные, легко ложащиеся на музыку стишата написал Леонид Дербенёв («фигура уж есть, а вот разума – нет!»), однако ни в одном перечислении работ прославленного песенника нам не удалось встретить упоминание «Волшебного фонаря».
Заканчивается фильм двумя монументальными гимнами любви – «Пусть будет так» (буквальное цитирование заимствованной песни «Битлз») и «История любви» Франсиса Лея. Невозможно установить, кто написал тексты, но они не хуже, а даже лучше оригиналов. Исполняет их Валентин Никулин, и эти неслабые видеоклипы сейчас нет-нет да и покажут в каком-нибудь «Обыкновенном концерте с Эдуардом Эфировым»… На мой взгляд, эти видеоролики – вершина творчества Евгения Гинзбурга, снявшего все без исключения телевизионные «Бенефисы», все «Новогодние аттракционы в московском цирке», «Секрет её молодости» с Людмилой Гурченко, «Свадьбу соек» с грузинской группой «Иверия», «Весёлую хронику опасного путешествия» с ней же, «Волшебную белую ночь» с Аль Бано и Роминой Пауэр, «Руанскую деву по прозвищу Пышка» и многое другое.
Сейчас «Волшебный фонарь» можно найти в Интернете, вышел он и на DVD – как бонус к «Бенефису Татьяны Дорониной». Фильм настолько надёжно «закрыли» при Лапине, что у Гинзбурга даже не сохранилось собственной копии. На публикуемой версии есть краткие купюры – видимо, начал разрушаться магнитный носитель. Самое обидное, что часть «выпавшего» содержания приходится на вводные титры, и их уже не восстановить. Так живут настоящие легенды – спустя некоторое время и без указания авторов они возвращаются к людям.
«Волшебный фонарь»: забытый шедевр семидесятых


Сергей ЛЮБИМОВ

Новости по теме
15 января 2012 1064
Сегодня в одной из московских больниц на 67-м году жизни умер один из лучших режиссёров развлекательных телепрограмм, автор незабываемых «Бенефисов», «Волшебного фонаря», «Новогоднего аттракциона в московском цирке». В качестве кинорежиссёра Евгений Гинзбург создал «Секрет её молодости» с Людмилой Гурченко, «Руанскую деву по прозвищу Пышка», «Остров погибших кораблей»…
08 июля 2011 1641
Да-да, всё снова крутится вокруг жестокого убийства, вокруг садиста-насильника, и это поначалу отвращает от фильма (ну, сколько же можно маньяков!), но авторы фильма успевают рассказать несколько побочных историй, которые и оказываются главными в этой кинокартине. Все они – о любви. Пожалуй, нелепым в фильме является только его название...
«Сумка инкассатора»: фильм, опередивший время
14 апреля 2010 2097
СССР, 1977 год, режиссёр – Август Балтрушайтис, в гл. ролях Георгий Бурков и Донатас Банионис.У «Сумки…» крутейший сюжет даже по нынешним временам, чего уж говорить про безмятежные семидесятые! За городом сгорает машина с двумя инкассаторами, следовавшая с выручкой из аэропорта, но следов денег не обнаружено – их выкрали. В ходе следствия выясняется, что в машину было подложено взрывное устройство, а против самих инкассаторов был применён нервно-паралитический газ!.. В фильме нет разве что негров и наркотиков, а в остальном он ничем не уступает лучшим образцам жанра.
12 декабря 2011 1696
30% опрошенных подписались под высказыванием «не смотрел и вам не советую». Получается, почти каждый третий зритель не хочет идти в кино по неким идейным соображениям...
«Край»: конкурент "Предстояния"
31 октября 2010 1248
Это – не правдивая история, это очередная притча на фоне Великой Отечественной. Логику здесь искать не нужно, иначе исчезнет обаяние «а ля рюс». Стилистически фильм очень близок «Предстоянию» Никиты Михалкова. Есть буквальные совпадения, например, желание показывать голую задницу неприятелю. Есть и крайности: немцы трудолюбивей, культурнее и порядочнее всех без исключения русских героев картины...
"));