11 декабря 2016 16:52
USD 63,3   EUR 67,21
25 февраля 2012 3100

«Меланхолия»: апокалипсис в отдельно взятой семье

«Меланхолия»: апокалипсис в отдельно взятой семье

Работы датского кинорежиссера Ларса фон Триера всегда привлекают внимание своей оригинальностью. Причём это совершенно не означает, что очередной его фильм обязательно должен понравиться зрителю. Достаточно вспомнить жутко неприятный, местами откровенно садистский фильм «Антихрист».
В 2011 году Триер снял очередной свой «шедевр» для любителей «другого» кино – картину «Меланхолия». Ее анонсировали практически как фильм-катастрофу или фантастический экшн. Но все оказалось не так просто, иначе бы это был не Триер.
С первых минут, пока идёт пролог картины (а есть и такой!) понимаешь, что следует приготовиться к чему-то очень серьезному и сложному. Перед нами один за другим сменяются кадры космической тематики, в которых земля сталкивается с какой-то планетой, а на фоне этого идут просто красивые, вполне «земные» видеозарисовки. В принципе, этого уже достаточно, чтобы остановиться и сэкономить два часа своего свободного времени. Дальше – больше.
В первой части фильма на протяжении часа (мне показалось это вечностью) нам показывают невыносимо скучную свадьбу. Все очень тягуче и медленно. Невеста (Кирстен Данст) где-то к середине торжества впадает в глубочайшую меланхолию или депрессию, а вместе с ней то же подхватывает и зритель. Смотреть это практически невозможно.
К чему все эти пытки становиться понятно лишь во второй части фильма, когда одним из главных действующих лиц становится планета под названием «Меланхолия». Получается, что Земля находится прямо на пути ее следования в космическом пространстве и, соответственно, очень скоро будет уничтожена при столкновении. Только теперь становиться более менее понятно, зачем Триер наводил такой «депрессняк» на зрителя до этого. Все объясняется действием «планеты-убийцы», с которым связаны нелогичные поступки героев, в том числе и меланхолия неудавшейся невесты.
Фильм определенно оставляет свой след. Хотя смотреть его во второй раз совсем не хочется. Триер, отдадим ему должное, достаточно фактурно показал то, как ведут себя разные люди в преддверии ужасной катастрофы планетарного масштаба. Когда изменить уже ничего нельзя, и времени осталось считанные часы. И все это в масштабе одной единственной семьи. Без массовой паники и криков «Мы все умрём!»
Те, кто осилил фильм и досмотрел его до конца, будут награждены несколькими по-настоящему красивыми кадрами. Скажем за это отдельное спасибо оператору картины. Ещё мне понравился монолог героини про конец жизни. Жизни как таковой, во вселенском масштабе. Как это всё просто во Вселенной!..
«Меланхолия» стала лучшим фильмом 2011 года по мнению Европейской киноакадемии, а Кирстен Данст получила приз за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале. Ко всему прочему, довольно быстро вышла своеобразная пародия на «Меланхолию» от одного норвежского режиссера под названием «Люди солнца». Но это уже совсем другая история, не менее мутная, чем оригинал.

Иван МОЖАРОВ

Новости по теме
12 декабря 2011 1700
30% опрошенных подписались под высказыванием «не смотрел и вам не советую». Получается, почти каждый третий зритель не хочет идти в кино по неким идейным соображениям...
Михаил Задорнов снял в Смоленске фильм
23 октября 2015 974
Фильм о Вещем Олеге скоро будет представлен широкому зрителю…
Фильм Этторе Сколы «Бал»: довоенное кино
03 июня 2011 2729
...Раздумывая над секретом жанра «Бала» дальше, нашёл еще одно немаловажное обстоятельство – режиссер в нём очень любит зрителя, бережно ведет его, как в вальсе, не прибегая к распространённому приёму «усыпить бдительность, а потом шарахнуть молотком по башке». Этого, к счастью, не принято было делать в довоенном кино. Там вообще любили зрителя, не грузили тяжкими проблемами половых и прочих самоидентификаций художников, не давили боевыми искусствами и мультяшной нарезкой кадров, не колотили по ушам долби-сэрраундом. Все эти подпорки совершенно не нужны, когда есть интересное, умное и горячее высказывание, с которым режиссёр обращается к зрителю. У хорошего кино есть много признаков, и один из несомненных – желание пересмотреть картину ещё раз, к фильму «Бал» это относится в полной мере.
«Камень»: сама суровость
25 февраля 2012 3045
Чувствуется, что популярная сегодня «мужественность» а-ля Сергей Зверев поднадоела. Захотелось брутальности, непреклонности, жёсткости. За детскую обиду – смерть!Фильм смотрится, благо идёт недолго, к актёрам претензий нет. Разве что Светлаков уже навряд ли выпрыгнет из своих комических рамок. Каждому – своё
«Детям до 16…» – лучший фильм года
15 ноября 2010 7885
Это гениальное кино, хотя и за гранью дозволенного (интимные сцены составляют существенную часть фильма, так что не стоит смотреть его всей семьёй). Из фильмов подобного мастерства и глубины вспоминается разве что «Ускользающая красота» Бертолуччи. Надо отдать должное Министерству культуры РФ, поддержавшему создание шедевра. Дурацкое название – единственный минус этой великолепной, упоительной работы.
05 сентября 2011 1340
Идя на просмотр новой картины непредсказуемого и эксцентричного Григория Константинопольского «Самка», зритель ожидал увидеть если не шедевр, то, по крайней мере, что-то уж очень необычное. Вспомним недавнюю «Кошечку» – работу по всем критериям неординарную. Кому-то там больше нравилась одна новелла, кому-то – другая. Но почти все посмотревшие её равнодушными уж точно не остались. Не отличался простотой понимания и обыденностью и фильм «Восемь с половиной долларов». Как нам кажется, новая картина заставила ещё больше полюбить режиссёра, а некоторые открыли для себя немало нового в кино. В своей последней работе Григорий Константинопольский выступает ещё и как продюсер, сценарист, композитор и актёр.«Самку» на «Золотом Фениксе» должен был представлять актёр-режиссёр Константин Мурзенко. Однако по непонятным причинам представлять картину на фестивале никто из съёмочной группы не приехал. Это не в традициях нашего кинопраздника!
"));