8 декабря 2016 12:47
USD 63,91   EUR 68,5
11 января 2010 1076

Апокалипсис на улице Куйбышева. Уроки трагедии

Апокалипсис на улице Куйбышева. Уроки трагедии
В последние месяцы на нашу страну обрушилось множество бедствий – катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, подрыв "Невского экспресса" и др. При всех их тяжёлых последствиях и невосполнимых потерях особо болезненное воздействие на наше общественное сознание оказал пожар в пермском ночном клубе "Хромая лошадь" на улице Куйбышева в ночь на 5 декабря в силу того, что его жертвами в основном стали молодые люди, едва успевшие вступить на самостоятельный жизненный путь и морально совершенно не подготовленные к неожиданно выпавшему на их долю страшному испытанию.

Самое удручающее в пермской катастрофе – порождаемое ею ощущение бессмысленности происшедшего. Почему из тысяч ночных клубов это случилось именно там? Почему в роковой вечер 4 декабря 2009 г. в этом злополучном месте оказались именно те, кто по тем или иным – возможно, случайным – обстоятельствам переступил порог обречённого увеселительного заведения?
И вообще, что можно понимать под "осмыслением" подобных трагических событий? Выявление и наказание виновных – хозяев клуба, в погоне за прибылью пренебрегших элементарными мерами предосторожности; чиновников, выдавших за взятки подложные права на эксплуатацию технически непригодного помещения; пиротехника, нарушившего правила пожарной безопасности, и множества других ответственных лиц, чьё невнимание, халатность, равнодушие внесли свой прямой или косвенный вклад в совокупность факторов, сделавших возможной разразившуюся трагедию? Принятие экстренных мер, долженствующих предотвратить повторение подобных чрезвычайных происшествий в будущем?
Настоятельная необходимость скорейшего применения соответствующих практических "оргвыводов", конечно, не вызывает ни малейшего сомнения. Но если ограничиться этим, не рискуем ли мы, как обычно, снять с самих себя, т.е. с гражданского общества, львиную долю ответственности за всё происходящее в стране, перевалив эту ответственность на плечи администрации, которая должна всё предусмотреть и всё ула¬дить, – "на то она и администрация, на то мы её и избирали"?
Вряд ли представляется возможным при таком одностороннем подходе говорить об "осмыслении" случившегося в подлинном значении этого слова. Подобное "осмысление" слишком часто сводится к той или иной форме самоуспокоения по законам вероятности, ежегодно гибнет в различного рода несчастных случаях такой-то процент населения, так что кому-то, вытянувшему "несчастливый билет", просто не повезло. С данной точки зрения каждому отдельному человеку остаётся лишь уповать на то, что персонально он и его близкие не попадут в очередной "чёрный" статистический список. В конечном счёте данный способ рассуждения может привести человека к косвенному оправданию лично его не коснувшегося трагического события, что равносильно глубокому оскорблению памяти погибших и скорби их близких.

Действительная же сущность пермской (как и любой другой) катастрофы состоит в том, что в разразившемся кромешном ад¬ском пламени могли оказаться сыновья, внуки, ученики или просто знакомые соседские дети любого из нас. Это ставит всех без исключения современников перед следующей дилеммой. Если не просто выражать "сочувствие", а действительно "сострадать" другому человеку в его несчастье, т.е. воспринимать это несчастье как случившееся с самим тобой, то прежнее "нормальное" существование при живой памяти о сгоревших заживо в страшных мучениях юношах и девушках не представляется возможным. Отсюда одно из двух: либо защитная реакция забывания по прошествии времени нарушающего стабильность нашего внутреннего мира факта, либо преобразование самого внутреннего мира, его качественное переосмысление под воздействием неизгладимой памяти об этом "неприемлемом" (по прежним мировоззренческим нормативам) воспоминании.
Такое переосмысление возможно лишь при расширении прежних границ психического мира человека, т.е. при постановке его в новый, более широкий и многозначный контекст. Участившиеся катаклизмы имеют, как правило, видимые, широко обсуждаемые причины: природные (извержения вулканов, цунами, столкновения Земли с метеоритами), техногенные – непредумышленные (гибель "Титаника", Чернобыль, "парниковый эффект") или вызванные сознательной злой волей человека (атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки). Однако с нарастающей остротой начинает осознаваться наличие менее очевидных, но не менее существенных глубинных факторов духовного порядка, о которых всё чаще слышатся предупреждения наиболее прозорливых наших современников (в первую очередь, святейшего Патриарха Кирилла). Эти прогнозы, перекликающиеся с библейскими образами Всемирного потопа, Вавилонской башни, Содома и Гоморры, пира Валтасара и мн. др., находят наглядное подтверждение в исторически засвидетельствованных фактах гибели ряда цивилизаций прошлого (вавилонской, критской, древнеримской), преступивших некоторый допустимый предел нравственного нигилизма, безудержного гедонизма и вседозволенности.

Следует отметить при этом одно обстоятельство, усугубляющее тревожную симптоматику духовного состояния современного общества сравнительно с прошлыми эпохами. Если тогда нравственный декаданс в основном охватывал лишь элитарные верхи общества, то нынешние его метастазы проникли в саму народную "толщу" в виде "массовой культуры". Вседоступное телевидение распространяет в небывалом когда-либо прежде масштабе во всех социальных слоях и возрастных группах населения культ виртуальной лёгкой жизни путём возбуждения и потакания наиболее потаённым страстям человека, атавистически унаследованным от животного состояния. Изощрёнными техническими средствами создаётся иллюзорное представление о пребывании человека в "сом¬намбулическом" псевдомире, имеющем вид нескончаемой увеселительной "тусовки", полностью оторванной от реальной жизни с её заботами, обязанностями и ответственностью.
Нет такого порока, соблазна, нравственного искажения, подвергавшегося осуждению и хотя бы формальному запрету в предыдущие эпохи, который сегодня не имел бы открытого и массового тиражирования. Нескончаемая вереница образов полового разврата, изуверской жестокости, тёмных потусторонних сил (типа сатанинского праздника-маскарада "Хэллоуин"), подаваемых в предельно реалистическом виде посредством новейших достижений современной технологии, оказывает наиболее разлагающее воздействие на молодое сознание, не закалённое жизненным опытом и не успевшее выработать духовный иммунитет против соблазнов века сего.
Процесс размывания традиционных духовных ценностей, набиравший силу в западном мире на протяжении многих десятилетий, в послеперестроечной России обрёл взрывообразный вид с поистине катастрофическими последствиями для нравственного облика нашего подрастающего поколения. Медленно "тлеющая" в очаге заболевания духовная инфекция приняла в нашей стране лавинообразный характер быстротекущей эпидемии. Поэтому Россия рискует оказаться тем наименее защищённым в этом отношении звеном в системе современной цивилизации, в котором может произойти духовный коллапс, который потянет за собой по принципу домино остальные её звенья.
Но, с другой стороны, та же Россия в силу именно того, что перерождение генетического кода её традиционного менталитета ещё не успело зайти достаточно далеко, может послужить тем полигоном, на котором будет выработано и пройдёт испытание духовное противоядие надвигающемуся постмодернистскому затмению. Таким образом, современная Россия находится на развилке своего исторического пути.

В наибольшей степени отвечающим подлинному смыслу пермской трагедии представляется понимание её в качестве такого част¬ного события, значимость которого выходит далеко за рамки "происшествия местного масштаба", будучи конкретным симптомом духовного состояния всей современной цивилизации и грозящей ей участи.
Само название – "Хромая лошадь" – символически отображает духовную ущербность переживаемого нами времени. Однако сегодня это пророчество звучит ещё не окончательным приговором, а грозным предупреждением и одновременно призывом опомниться, пока не поздно.
Чтобы это предупреждение не осталось втуне, но послужило "сингулярным" толчком к духовному обновлению, необходимо такое осмысление пермской и других аналогичных трагедий, которое претворилось бы в реальное переосмысление глубинных установок нашего духовного бытия и коренную перестройку существующего образа жизни. С данной точки зрения наиболее достойным ответом на пермский "холокост" было бы принятие конкретных, давно назревших мер по обузданию царящей в телевизионном эфире, как и во всей современной постмодернистской культуре, вакханалии.
Тогда появилось бы основание для надежды, что такое духовное "отрезвление" послужит удерживающим началом, которое сохранит Россию – а вместе с ней и всю современную цивилизацию – на краю большого апокалипсиса.

Георгий СИЛЬНИЦКИЙ, профессор СмолГУ

Опубликовано в "СГ" 12 января 2010 г. №1(576)
Новости по теме
28 апреля 2010 1591
ООО "Смоленскрегионгаз" сообщает, что МУП "Смоленсктеплосеть" не является злостным неплательщиком за потребленный газ.
20 октября 2009 1743
К сожалению, смоленский "Днепр" не смог преподнести игровой подарок к дню рождения (9 октября) президенту клуба, депутату Государственной Думы РФ Валерию Гладилину – обе встречи на выезде наши футболисты проиграли: в Курске "Авангарду" – 1:4, в Губкине ФК "Губкин" – 1:2. Голы у смолян забили Тамаев (90 мин.) – в Курске, Сойников (6 мин.) – в Губкине."Авангард" (Курск) в следующем сезоне будет выступать в первом дивизионе первенства страны.Другие результаты 33-го и 34-го туров в зоне "Центр" второго дивизиона:ФК "Рязань" (Рязань) – "Сатурн-2" (Московская обл.) – 1:2 (0:0); "Спартак" (Тамбов) – "Знамя Труда" (Орехово-Зуево) – 1:1; "Авангард" (Подольск) – "ФСА" (Воронеж) – 2:0; "Звёзды" (Серпухов) – "Зодиак-Оскол" (Старый Оскол) – 0:1; "Локомотив" (Лиски) – "Русичи" (Орёл) – 2:0; "Авангард" (Курск) – "Динамо" (Брянск) – 0:1; "Авангард" (Подольск) – "ФСА" (Воронеж) – 2:0.25 октября, в воскресенье, "Днепр" принимает "Локомотив" из Лисок.
Проводы Валерия Соляника и матч "Днепр" (Смоленск) – "Динамо" (Брянск) состоятся на стадионе "Спартак" 8 октября
07 октября 2009 2518
Проводы Валерия Соляника и матч "Днепр" (Смоленск) – "Динамо" (Брянск) состоятся на стадионе "Спартак" 8 октября.Слухи о срыве этих двух мероприятий категорически опроверг в беседе с корреспондентом "Смоленской газеты" пресс-атташе ФК "Днепр" Виктор Южанин. Он сказал:- Началось интенсивное финансирование брянского клуба, игроки заявили об отказе от забастовки, всё готово и к церемонии чествования знаменитого смоленского футболиста.
28 апреля 2010 1407
Смоленск живёт ожиданием футбола: 30 апреля в городе-герое стартует первенство страны в зоне "Запад" второго дивизиона. Смоленский "Днепр", идущий после двух выездных туров с тремя очками на пятом месте, принимает завтра в 18.00 "Волочанин-Ратмир" из Вышнего Волочка.Следующую встречу смоляне проводят 3 мая. В 17 часов на своём поле "Днепр" играет с московским "Торпедо-ЗИЛ".
15 декабря 2009 1461
"Российская газета" обнародовала список лауреатов национальной премии "Человек года" за 2009 год по номинациям Русского биографического института. Среди них и почётный гражданин города Смоленска и Смоленской области Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он назван лауреатом премии в номинации "Религия". Звание "Человек года" присвоено Его Святейшеству за выдающийся вклад в духовное возрождение России.
"));