8 декабря 2016 19:07
USD 63,39   EUR 68,25
11 марта 2011 1355

Когда Смоленск выйдет из культурного анабиоза?

Когда Смоленск выйдет из культурного анабиоза?
Практически все культурные события в Смоленске проходят при минимальном внимании публики. Упрямое равнодушие зрителей стало настолько привычным и обыденным, что исподволь внушает навязчивую мысль о том, что сами эти настойчиво игнорируемые события недостойны благосклонного любопытства. Даже премьеры в драматическом театре или фестивали в филармонии не собирают аншлагов. Прекрасной посещаемостью могут похвастаться лишь камерные постановки. А между тем качество культурного продукта, который выставляют на суд наши режиссёры, музыканты и актёры, не настолько низкое, чтобы не вызывать ничего, кроме саркастически усталых улыбок.
Почему мы, смоляне, с таким упорством поворачиваемся спиной к творчеству смоленских артистов? Французские актёры не скрывают своего восхищения самоотдачей участников фестиваля «Открытая кулиса», а в зале ДК профсоюзов едва набирается треть зрительного зала… Видавшие виды москвичи восторженно охают после «Аккомпаниатора» и «Benvenuto, Отелло!», а мы лишь покачиваем головой, проходя мимо афиш, либо отпускаем шуточки о корифеях драмтеатра… Ни благосклонные или восторженные отклики, ни прекрасная пресса не корректируют оценочные стереотипы смолян. Даже недавно завершившиеся гастрольные выступления белорусского музыкального театра не собрали аншлагов, хотя минчане привезли актёрскую труппу, кордебалет и полный состав оркестра!
Анабиотическое состояние смоленской аудитории стало нормой. Что кроется за этим скепсисом? Почему смоленские артисты никак не пробьются сквозь стену зрительского безразличия? Я думаю, пенять здесь стоит вовсе не на мастерство артистов, талант режиссёров или недостаток рекламы. Всего этого достаточно. Разумеется, без социологического опроса наши предположения будут в любом случае весьма и весьма приблизительными, но какие-то причины возникновения непробиваемой стены между артистами и публикой можно наметить без специальных изысканий.
Первое – это инерция привычки. До эпохи новой России визит в театр был волнующей церемонией, частью общественного ритуала. Возможно, моду на театр задавал легендарный Иван Ефимович Клименко. Возможно, не было такого обилия развлекательных заведений и телевидение было откровенно скучным, поэтому, стремясь развеяться, люди находили отдушину в театре. А как только прервалась связь времён, привычка была утеряна, восстановить её так и не удалось, да и конкурировать с телевидением или кинематографом стало гораздо труднее.
Второе – интерес к живому общению с артистами угасает в силу того, что благодаря Интернету доступны образцовые постановки пьес, которые идут в театре, и классическое исполнение музыки, звучащей в филармонии. В какой-то мере театры разделяют печальную участь опустевших библиотек.
Третья причина – расхожее мнение, что провинциальный театр – прибежище бездарных актёров-неудачников, на которых невозможно смотреть без жалости. Не будем отрицать: мизерная зарплата вытравливает крупицы таланта, которые молодость принимает за призвание. В качестве примера приведу Валерия Брыксина. Я увидел его впервые в спектакле «Отец». Он играл заглавную роль. Чувство метафизического одиночества, от которого страдают люди, не умеющие любить, он передал с проникновенностью ясновидца. Спустя год или два я ходил на спектакль ещё раз, и ещё раз, и ещё раз, но вместо «гибели всерьёз» обнаружил механическую «читку», банальное отбывание роли. Это было настоящее разочарование.
Вместе с тем в театре немало талантливых актёров, молодых и опытных. Они способны вызвать и слёзы, и улыбки. Живое общение с артистами, энергетика общего переживания создают совершенно особую атмосферу, которую не в состоянии повторить ни кино, ни запись спектакля.
Что же препятствует возвращению массовой популярности театра? Может быть, стоит всё-таки понять, что живём мы здесь и сейчас, и если не выдергивать себя из повседневной суеты, мы добровольно лишим себя чего-то неоценимо важного и магия искусства пройдет мимо нас…

Леонид КАЯНИДИ

Опубликовано в "СГ" 12 марта 2011 г. №25 (753)
Новости по теме
Смоленский фестиваль "Открытая кулиса" раскрыл свои секреты
01 ноября 2010 1212
Минувшие выходные выдались богатыми на театральные события: открытие сезона в камерном театре, очередные спектакли в драматическом театре и, наконец, фестиваль самодеятельных молодёжных театров «Открытая кулиса». Афиша театрального форума, второй раз проходившего в Смоленске, оказалась обманчивой: качество почти всех постановок, драматургия, сценография и актёрское мастерство перевернули представление о любительском театре.
Народная артистка России Людмила Сичкарёва отмечает юбилей
06 сентября 2012 1588
...Многие актёры едут вслед за своим режиссёром. Или переходят в другой театр. А Людмила Сичкарёва не уехала. Как-то я её спросила, почему. Ответ был неожиданный. «Актёры всегда ждут и ищут чего-то нового: новой пьесы, нового режиссёра. А в нашем театре режиссёры меняются часто, так что зачем уезжать?» - то ли в шутку, то ли всерьёз сказала она.Звание актрисе следовало бы присудить за то, что она уже почти полвека выходит на сцену Смоленского драматического театра. Её имя знают даже те, кто ходит в театр только на открытие и закрытие сезона или на юбилей театра.
Смоленский театр Miracle покорил Германию
14 сентября 2010 2958
В этом году исполняется пять лет студенческому театру Miracle. Прошлый театральный сезон для молодых артистов из Смоленска был очень насыщенным.
Добро пожаловать в Смоленск, Отелло!
31 января 2011 1578
Сразу после новогодних каникул Смоленский областной драматический театр имени А.С. Грибоедова пригласил для работы над новой постановкой своего бывшего главного режиссёра Игоря ВОЙТУЛЕВИЧА
"Что" и "как" играть на сцене
12 мая 2010 3123
Заслуженному артисту России, актёру Смоленского областного драматического театра имени Грибоедова Сергею Тюмину исполнилось 55 лет.
Смоленский кукольный театр впервые отправится с гастролями в Европу
01 сентября 2015 558
Артисты дадут три представления в городе-побратиме Хагене…

Ксю написал

14 апреля 2011 06:01

Очень хорошая статья! Я не из Смоленска, даже не из Беларуси, но у нас совершенно те же проблемы. Апатия и равнодушие зрительного зала к тому искусству, которое несет мысль, чувство, найденные в процессе осмысленной работы артистов. Уверена, что не только одна мизерная зарплата (хотя она - прежде всего) вытравливает развитие таланта, но и отмеченная Вами апатия публики, значительной части которой может быть все равно, какие переживания, поиски заложены в роль, в постановку и отданы в зал, зрителям, а в ответ от спектакля к спектаклю слышно не вникающее поверхностное равнодушие зрительного зала, публики. Хочется пожелать проснуться спящей красавице - театральной публике...
"));