3 декабря 2016 07:35
USD 64,15   EUR 68,47
24 октября 2012 1706

Философия плёнки

Философия плёнки

Несмотря на то что современная фототехника и в обращении проще, и доступна сейчас практически каждому, есть люди, которые продолжают снимать плёночными фотоаппаратами. И не «зеркалками», а примитивными мыльницами нашего детства: «Сменами» и «ЛОМО». Собственно, от названия камеры, сделанной в Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО), и пошло название этого направления фотоискусства – «Ломография».

Люди без пикселей

Реактивы, фотобумага и вечера, проведённые в темной комнате с красным светом, – романтика фотографов времён СССР.

– Если честно, не понимаю, почему это так внезапно стало модным, – говорит приверженец старой школы фотографии Евгений КОЗыРЁВ. – Всё равно своими руками с плёнкой сейчас никто не работает. Все несут её в салоны – даже не проявлять, а чтобы оцифровать и скинуть на флешку.

Доля правды в этом есть: фирменный эффект «зернистости» и «засвеченности» несложно применить к любой цифровой фотографии практически в каждом графическом редакторе. Но когда видишь фотографии, сделанные на плёнку, разницу чувствуешь сразу: кадры более глубокие, живые. Держа их в руках, ощущаешь собственное присутствие внутри снимка. Любители ломографии утверждают, что и вещи, и люди выглядят в пикселях не так красиво.

– Аппарат «ЛОМО K-A» 1991 года выпуска попал в мои руки как раз в тот период, когда я впервые увидел плёночные фотографии, – вспоминает Артём БЛЕДНОВ. – Знаете, плёнка учит не торопиться, чувствовать окружение, учит дожидаться кадра, а не «поливать» в автоматическом режиме всё подряд. В отличие от цифрового фотоаппарата, ты не имеешь возможности сразу увидеть то, что получилось. Поэтому всегда с волнением идёшь в фотостудию за проявленной пленкой. Ну и, разумеется, манера съёмки: ломографические снимки часто делают, даже не глядя в видоискатель, а то и вовсе от бедра. Просто навёл камеру, щёлкнул затвором – а там уже что получится. В этом, пожалуй, и есть главное ощущение волшебства, которое дарит ломография.

Про аппараты

До 2001 года на петербургском заводе выпускали «ЛОМО К-А» почти двухмиллионным тиражом и продавали по всему миру. Но в 2004 году по финансовым причинам его производство было прекращено. Это не означает конец течения: Ломографическим обществом был создан специальный ряд моделей фотоаппаратов. Практически все они производятся в Китае и Японии, количество объективов у некоторых доходит до восьми. Но особый шарм, конечно, у аппаратов, выпущенных ленинградским объединением.

– Искать их нужно на виртуальных и реальных барахолках, – говорит Козырёв. – Это тоже своего рода удовольствие: найти за небольшие деньги фотоаппарат в хорошем состоянии. Ведь сколько их еще пылится на антресолях в квартирах смолян... Ну а кто хочет приобрести новый, то пожалуйте в интернет или в Москву. Есть специальные магазины, где цены начинаются от 2 тысяч рублей за самый простой аппарат и доходят до 10 тысяч за целый комплект с двумя камерами, несколькими объективами, кучей всевозможных линз и фильтров, разного типа видеоискателями. В среднем достойную камеру можно приобрести за 4–6 тысяч рублей. При этом вам придётся стать постоянным клиентом фотосалонов города, где вы будете не только проявлять полученные снимки, но и экспериментировать с разными видами плёнки.

И что получается в итоге

Снимки действительно получаются такими необычными, что порой удивляешься: глаза видели одну картинку, а фотоаппарат выдал совсем другую. Фотографии, как правило, имеют затемнённые края, цвета насыщенные, а глубина резкости очень высока. Снимать, конечно, можно и на чёрно-белую пленку, но самый потрясающий эффект даёт именно цветная. Как выглядят фотографии, опубликованные на этой полосе, можно посмотреть на нашем сайте www.smolgazeta.ru.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Как появилась ломография

В 1991 году в Праге два студента из Австрии – Маттиас Фигль и Вольфганг Штранцингер – за 12 долларов купили на фотобарахолке «ЛОМО К-А». На просроченную плёнку молодые люди снимали всё вокруг, даже не заглядывая в видеоискатель. Когда они отпечатали фотографии и составили из них коллаж, то увидели «жизнь такой, какая она есть в действительности». Эта фраза стала основой философии нового фототечения.
Фигль и Штранцингер придумали и новую расшифровку «ЛОМО» – LOve and MOtion («любовь и движение»). В Венской академии искусств, где учились студенты, фотоработы стали популярными – их сокурсники, родители друзей и даже преподаватели захотели иметь такие же аппараты. Чтобы расширить поле деятельности, иметь возможность организовывать выставки, перформансы и даже конференции, при поддержке Венского муниципалитета фотографы официально зарегистрировали Международное ломографическое общество. Сейчас оно объединяет 70 стран мира. Российское посольство ломографии было открыто в Санкт-Петербурге в 2000 году.

Александра УЛЬЯНОВА

Новости по теме
ЛОМОграфия: через призму объектива и времени
10 августа 2011 4262
- У многих людей старшего поколения сохранились старые пленочные фотоаппараты. Они уже давно потеряли техническую ценность и, как правило, пылятся в комоде или продаются за копейки или даже раздариваются, - рассказывает студент художественно-графического факультета СмолГУ, более известный как фотограф, Александр Ком. Он отснял уже порядка сотни пленок, а теперь согласился отснять еще одну «здесь и сейчас», а также рассказать о моде на ретро-фотографии, самом процессе и способах фотографирования...
Роман Шатхин: фотография как судьба
13 сентября 2011 2429
Сегодня фотография перестала быть привилегией избранных – почти у каждого есть хотя бы маленькая «мыльница», да и цифровым фотоаппаратом никого не удивишь. Сегодня в Смоленске панорама фотографии более чем широка. Прежде всего, пожалуй, его многоплановость и разнообразие можно объяснить повсеместным распространением Интернета. А всего каких-то 5-7 лет назад цифровая эра только начинала завоёвывать наш город. В это время начал свой творческий путь Роман ШАТХИН, студент СГУ. К настоящему времени список его работ весьма внушителен: более ста свадеб, победы в различных фотоконкурсах. Роман практически всегда занят, но, к счастью, в его плотном графике нашлось время для разговора со «Смоленской газетой».
Где есть сон и где – явь
12 июля 2011 1621
Думаю, что сегодня процесс слияния искусства и коммерции практически завершён. Ведь результат налицо: мы– в царстве штампов, клише, имеем количество вместо качества. Однако и сейчас можно встретить людей, которые готовы не прогибаться под обстоятельства и пытают творить. Сегодня наш собеседник Владимир ПОРЕШ – смоленский фотограф и кинооператор с более чем десятилетним стажем.
Три пятёрочки
05 мая 2010 1658
В Центре культуры на улице Тенишевой в Смоленске открыта совместная фотовыставка Дмитрия Кагана и Виктора Минченко "105 на двоих". 50 лет одному и 55 другому. Выставка вобрала в себя работы авторов за все годы творчества.
В Смоленске представили архивные снимки и авангардные фотографии
01 ноября 2016 285
Сразу две выставки открылись в КВЦ имени Тенишевых…
Смоленские фотографы устроят галактическую «Сушку»
26 февраля 2013 1240
В Международный женский день откроется первая в Смоленске открытая фотовыставка
"));