10 декабря 2016 00:19
USD 63,3   EUR 67,21
21 сентября 2009 1180

Гагаринская земля требует заботы и ответственности

Гагаринская земля требует заботы и ответственности
Гагаринская земля требует заботы и ответственности

Наш сегодняшний собеседник Евгений МОХОВ - сельский учитель, глава муниципального образования "Ельнинское сельское поселение" Гагаринского района, а также молодой семьянин и папа.

Об образовании…
- Представляя вас, я не случайно на первое место поставил должность сельского учителя, ведь это ваша непосредственная профессия. Расскажите немного о себе.
- До недавнего времени – основная профессия по записи в дипломе, по месту работы и, думаю, по призванию. О себе обычно говорю коротко: родился, учился, работаю. Теперь добавляю: женился, воспитываю ребёнка. Судьба ничем не выделяющаяся: деревня, обычная семья, сельская школа, университет… Вся жизнь шла как будто по накатанной тропинке, ни разу даже не сомневался, туда ли я иду. Знал, что туда.
- Поступая в Смоленский педагогический университет, вы предполагали, что будете работать по профессии, или следовали пословице: «Когда не знаешь куда поступать, поступай в педагогический»?
- Я на самом деле планировал стать учителем, но, если честно, зарплата педагога того времени была такой, что я попросту боялся, ведь прожить на нее даже одному было практически невозможно (это я знал не понаслышке: учителем работает моя мать). Надеялся на лучшее, на то, что стану человеком с полноценным образованием – таких везде ценят.
- Евгений, скажите, что из тех знаний, которые дал вам вуз, пригодилось в первую очередь, а что оказалось совершенно ненужным?
- Скорее, пригодились не знания, а умения владеть собой, быстро и правильно реагировать на ситуацию, чётко планировать, анализировать. Но, если честно, все равно почти год казалось, что класс вот-вот выйдет из-под контроля и тогда произойдёт что-то страшное...
- Каких преподавателей вспоминаете добрым словом?
- Мне повезло – меня учили те «монстры истории» (так их многие и называли тогда), которые обладали безусловным авторитетом и харизмой. Это и легендарный Е.А. Шмидт, и неподражаемый в своём остроумии И.Н. Неманов, и интереснейший М.И. Рабинович… От них буквально веяло какими-то историческими загадками, какой-то романтикой, чем-то непередаваемым. Были хорошие преподаватели помоложе: И.И. Журавлёв, В.В. Богданов, И.Б. Красильников, В.Н. Диденко. Нельзя не отметить А.Т. Смирнову.

О селе…
- Теперь немного о работе. Евгений, после окончания института вы вернулись к себе в село и пошли работать в школу. Другие варианты не рассматривали?
- Нет, меня уже ждали в родной школе, и я не собирался искать чего-то лучшего. Сразу после выпускного подписал контракт на три года.
- По вашим наблюдениям, каков средний возраст сельского учителя?
- Почти все учителя по возрасту годятся мне в матери. В школах то и дело слышу о том, что справляют юбилеи – 50, 55, 60 лет. Причём многие учителя и рады бы уйти, но зная, что вместо них работать никто не придёт, остаются поработать «ещё годик, последний». Через год всё повторяется снова. Зарплата учителей нуждается в серьёзном пересмотре. Я уверен, что увеличение её даже на 50% позволит справиться с дефицитом молодых учителей.
Школа без учителей-мужчин похожа на семью без отца. Но содержать семью с доходами учителя очень сложно. Помимо повышения зарплаты, помогут и другие действенные меры поддержки: дайте молодым специалистам жильё, пусть даже на время работы, и, я уверен, на каждое свободное место будет десяток желающих
- Оказывают ли в Гагаринском районе помощь молодым учителям? Достаточна ли она, на ваш взгляд?
- Я удивился, когда узнал, что в некоторых районах не выплачивают единовременного пособия. У нас размер подъёмных тогда мне показался огромным – 10 тысяч рублей. Скажу честно, выплата пособия в то время для меня и других молодых учителей была одним из решающих моментов в выборе профессии. А вот оклад можно было бы и увеличить. В первые месяцы я получал 2800, через год, благодаря старанию и большой нагрузке, уже 5400, к концу второго года – 7800, после того как стал завучем – около 12000. Для села совсем неплохо!
- С какими трудностями столкнулись в первую очередь? Как принял коллектив, ученики?
- Самое трудное сделать так, чтобы тебя слушали и слышали. Хорошо, что школа родная, всегда и учителя помогут советом, и детей всех знаешь. Но было тяжело. Я не хотел работать так, как все. У меня были современные взгляды на то, как и чему нужно учить. Не всем они нравились. Бывало, и ночами не спал, переживал. В итоге через два года создал принципиально отличную от традиционной систему преподавания истории в девятом классе, которая доказала свою эффективность.
- В чём же заключается ваша инновационная система?
- Я отказался от традиционной схемы урока: опрос, подача нового материала, домашнее задание. Каждый урок не должен быть похож на предыдущий. У меня ученики не успевали привыкнуть к одной форме урока, как я уже делал что-то новое. Для них это не всегда было легко, но однозначно интересно.
Очень важна справедливость. Во всем, особенно в оценках. Ученика нужно уважать. Любого. В деревне много детей из неблагополучных семей, которые не могут, да и не хотят учиться на «4» и «5», им вполне достаточно тройки. Поэтому одним из основополагающих факторов моей системы преподавания служит чёткая, хорошо продуманная система оценок. У меня она была достаточно сложной, включающей целый ряд критериев. Окончательную оценку выдавал компьютер. Учитывалось всё: от интереса ученика к историческим фильмам и книгам до его умения задавать вопросы. Во главу угла я всегда стараюсь ставить индивидуальность ученика. Он сам может выбрать тип задания, устную или письменную форму ответа, ему даже необязательно выполнять весь объём того же домашнего задания. Таким образом, каждый ученик сам решает, на какую оценку он идёт. Двойки стараюсь не ставить.
- Как вы считаете, уровень образования в сельской школе и городской сильно различаются? Куда поступают ваши выпускники?
- Я бы не стал строго делить уровень образования на «городской» и «сельский». Если человек старается, он хорошо подготовится вне зависимости от того, где будет учиться. Уровень подготовленности учеников из села низок не из-за того, что там плохие школы, а из-за плохого социального климата на селе. Так что винить только школу нельзя. Всё равно почти все наши выпускники пытаются продолжить обучение. Большинство из них изо всех сил старается, чтобы в их судьбе появилось слово «Москва». Это слово для деревни имеет почти сакральное значение. В прошлом году мой выпускник, с трудом закончивший девять классов, устроился работать в Москве дворником. Получает столько же, сколько я, глава поселения. Таких сравнений много, иногда от них становится грустно.
- Больная тема: ЕГЭ. Что это, большая ошибка или прогрессивная реформа?
- В России всегда красиво на бумаге. Вот и здесь – реформа в чём-то правильная, хорошая, но с российской реальностью несовместимая. Я то уж знаю, как сдаются иногда эти ЕГЭ. Спросите у выпускников – они вам расскажут много интересного! Учителя друг друга прекрасно понимают и делают всё, чтобы двоек было как можно меньше. Да и от взяток тесты не спасают. Я бы сказал, ЕГЭ перевел коррупцию в сфере образования на качественно новый уровень, вот и всё. Кому-то подскажут на экзамене, кому-то нет…
- Получает ли ваша школа какую-нибудь помощь из областного или федерального бюджета?
- Если бы темпы помощи, которая оказывалась на протяжении последних лет, сохранились, то было бы замечательно. Например, в прошлом году мы отремонтировали крышу. Но из-за кризиса в этом году финансирование практически прекратилось. Если оно не возобновится в ближайшие годы, школа просто развалится: она капитально не ремонтировалась уже 30 лет. Недавно мы получили второй (всего лишь второй!) компьютер. Интерактивные доски для нас вообще сейчас стали какой-то неосуществимой мечтой.
- Евгений, что скажете по поводу неразберихи с учебниками? Я знаю, что даже в городе купить комплект «нужных» учебников – это головная боль.
- Это ужас! Разные авторы, разные издательства… Даже у меня голова идёт кругом. А сколько в них ошибок, опечаток! В этом году звонят, «рекомендуют» один учебник, в следующем – другой. А родители потом головы ломают, как обеспечить ребенка необходимой литературой. Вообще, ученик не обязан покупать учебник. Школа должна предоставлять учебную литературу, по крайней мере, смотреть, какие учебники школьники могут приобрести. К сожалению, так бывает далеко не всегда.

О молодёжи…
- Евгений, вот уже более года вы работаете главой муниципального образования «Ельнинское сельское поселение Гагаринского района. Много ли у вас молодых коллег по области? Не притесняют представители старшего поколения?
- Все главы поселений годятся мне в родители. У них куда больше опыта, связей, авторитета. Может показаться, что я лукавлю, но все они приятные и отзывчивые люди. Люди привыкли ругать власть, да я и сам ругал. Но когда становишься частью этой власти, понимаешь, насколько трудно иногда бывает сделать даже самое малое, и уже по-другому смотришь на вещи. И, поверьте мне, благодарить нужно тех, кто за такие деньги везёт на себе этот воз проблем. Дискриминации меня, как молодого, нет, все пытаются помочь, восприняли меня с интересом, скорее, даже не как коллеги, а как наставники. Думаю, это правильно.
- Как так получилось, что из школы вас пригласили работать в муниципальную администрацию? Как к этому отнеслись односельчане?
- Сам не понимаю, как так получилось. О том, что я становлюсь главой, узнал как раз в день своего рождения, тогда же и принял полномочия. Почти для всех жителей посёлка моё назначение стало такой же неожиданностью. Поначалу полный ступор – абсолютно не понимал, чем нужно заниматься и как решать проблемы. Оказалось, что нужно разбираться во всём – от конъюнктуры мировых цен на нефть до содержимого сельских туалетов. Если бы не помогали, не справился бы, наверное.
- Сколько в Ельне молодёжи? Чем она занимается?
- В нашем селе проживает 561 человек, из них около 70 – представители молодёжи. Мало кого привлекает жизнь в деревне, все стремятся в город – ищут работу и развлечения. Работает большинство молодёжи в Москве – охранниками, сторожами, разнорабочими. Кому удаётся остаться там жить – остаются.
- О наболевшем: пьют на селе много? Какие бы вы предложили меры борьбы с этим пороком?
- Одна из самых сложных проблем. Воспитательными мерами тут не обойдёшься, где-где, а уж здесь нужна жесткость. У нас же по закону штраф за продажу нелегальных спиртных напитков почти такой же, сколько торговец зарабатывает за ночь. Рейды по выявлению пьяных у меня в поселении ни разу не проводились. Палёной водки хватает. А у меня нет прав ни штрафовать, ни арестовывать. А вообще, нужно смотреть глубже – задаться вопросом, почему люди пьют. В основном от отсутствия работы, возможностей культурно и с интересом отдохнуть, от безысходности.
- В каком состоянии находится государственная молодёжная политика в районе? Видна ли деятельность политических партий? Есть ли общественные молодёжные организации?
- Знаете, на бумаге дела обстоят вроде бы хорошо: мероприятия проводятся, молодёжь пытаются организовать. Да только толку от этого, сами понимаете. Партии и молодёжные организации до нас не дошли, но нужно ли нам большинство из них? Почти все молодёжные организации слишком политизированы и используют молодых в своих целях, хотя должны, наоборот, преследовать их цели.
- Обращаются ли молодые люди к вам со своими проблемами? Что сейчас волнует сельскую молодёжь, к чему она стремится?
- Конечно, обращаются. В основном просят работу, жильё, помощь в оформлении документов, иногда просто совета. Все хотят нормально жить работать. И могут работать. Например, в прошлом году ко мне пришла группа старшеклассников и попросила их трудоустроить. Я их направил на утепление водокачки, хотя мог нанять за меньшую сумму взрослых и более опытных людей. Несколько ребят работают на тракторах, водят машины. Помогаем, конечно, но этого очень мало.
- Вы недавно стали папой. Поздравляю! Скажите, как обстоят дела с демографией в Ельне? Много ли у вас молодых семей? Оказывается ли им поддержка?
- Спасибо! Когда появляется ребёнок, понимаешь, что главное в жизни ты сделать успел. Хорошо, что «демографический бум» не обошёл стороной и нас. Лет пять назад увидеть на улице человека с коляской было редкостью. Сегодня уже каждый день встречаешь группы молодых мам. Сейчас у нас около 40 дошкольников, для Ельни это значительная цифра. Правда, как ни жаль, большинство из них будут воспитываться в неполных или неблагополучных семьях. История самая обычная: девушка едет в Москву, встречает там своего «единственного», а потом возвращается с ребёнком и разбитыми надеждами. Молодым помогаем как можем. В прошлом году даже жильё предоставили нескольким молодым семьям.
- Задам, наверное, уже порядком надоевший вопрос: затронул ли вас кризис?
- Лично меня – да: запланированное повышение зарплаты отменили. А вот поселение кризис в финансовом плане практически не затронул – в этом году по сравнению с прошлым смогли увеличить бюджет в полтора раза. Благодаря этому удаётся решать самые важные вопросы: завершили строительство нового водопровода в деревне, готовимся к строительству газопровода, понемногу ремонтируем дороги и дома. Перспективы пока есть
- Не думаете переехать в город?
- Нет. Люблю свою землю, да и пока я глава поселения, это невозможно. Не загадываю далеко. Судьба – штука переменчивая.

- Спасибо за интервью. Удачи вам в работе и дома!

Беседовал Валентин СЕМЁНОВ,
заведующий музеем истории молодёжного движения
при Доме молодёжи

Опубликовано в "СГ" 18 августа 2009 г. №71(517)
Новости по теме
Что может заставить молодого врача или учителя из Смоленска уехать работать в глубинку
10 сентября 2012 2278
Говорят, немодно нынче быть врачом или учителем. Непрестижно. «Эти нищие учителя и доктора». Вы это уже слышали. Но это одни так говорят. Другие же, напротив, считают, что бюджетники чуть ли не лопатой деньги гребут. Ещё бы, прибавки всякие по нескольку раз в год, программы федеральные да всякие льготы. «И чего они всё жалуются?» И правда, почему? Может, и без повода? «Смоленская газета» разбиралась, какими пряниками заманивают в деревню дефицитных специалистов и почему кто-то едет, а кто-то – нет
Учитель - это больше, чем профессия!
24 марта 2010 2301
Символично, что двадцатилетие выпуска класса, в котором Наталья Ракитская была классным руководителем, приходится на нынешний год, Год учителя. Это было её первое классное руководство. Потом будут другие.
Как вырастить вундеркинда
19 июня 2014 2167
Учитель из Смоленска Сергей Ермоловский поделился с «СГ» секретами успешной сдачи ЕГЭ по математике…
«Игрой я выражаю свои мысли…»
07 октября 2015 5405
Ирина Купченко – об учителях и «Училке»...
Виктор Зинчук: «Музыка начинается там, где заканчиваются слова»
16 декабря 2015 770
Триумф гитары в руках виртуоза-аранжировщика...
Такие разные и одинаковые мамы
25 ноября 2013 1270
Ежегодно в последнее воскресенье ноября в России отмечают очень добрый и светлый праздник – День матери…
"));