Дороги

Школа в законе

18 февраля 2013 года в 09:32
Принят новый закон «Об образовании в РФ». Что изменится с его вступлением в силу? Об этом нашему корреспонденту рассказал первый заместитель начальника департамента по образованию, науке и делам молодёжи Николай КОЛПАЧКОВ.

Образовательный кодекс

– Николай Николаевич, хорошо, что принят новый закон?

– Конечно, мы же жили по закону об образовании, принятому в 1992 году, потом в новой редакции 1996 года, в который было внесено множество поправок. За эти годы в образовании произошло столько реальных изменений, что закон отставал за существующей практикой. Этот новый проект закона прошёл долгий путь, три года он публично обсуждался, внесено несколько тысяч поправок. В нашей области педагогическое сообщество активно обсуждало законопроект на августовских совещаниях 2011, 2012 годов, на Общественной палате. Более 200 замечаний высказано, и они были учтены. Я не могу сказать, что именно наши замечания были учтены, ведь обсуждение велось во всех регионах России. Но, читая новый закон, я вижу, что то, о чём говорила смоленская общественность, учтено. Возможно, замечания были настолько типичными, что нельзя было разработчикам с нами не согласиться.

Теперь мы имеем не просто закон об образовании, а кодекс законов об образовании, настолько полно в нём прописаны и закреплены термины и понятия. Впервые образование определяется как общественное благо, которое выполняется не только в частных, но и публичных интересах. В новом законе говорится, что государство тоже отвечает за воспитание ребёнка, а не только семья, как было раньше. Меняется подход: задача обучения – не накопление знаний, а привитие навыков для получения знаний. Усиливается ответственность образовательной организации за некачественное образование. Появятся комиссии по спорам в образовательных учреждениях, прежде такой структуры не было вообще. И это на пользу детям, родителям, педагогам.

Из регионального бюджета

– Когда начнёт действовать закон?

– С 1 сентября 2013 года вступает в силу, а отдельные положения с 1 января 2014 года – по вопросам финансирования детских садов.

– А что меняется в финансировании?

– В настоящее время дошкольные учреждения финансируются за счёт местных бюджетов, а будут из регионального за образовательную составляющую по нормативам на ребёнка.

– Получается, что дошкольное образование будет отделено от услуги «присмотра и ухода». Но родителям сложно во всём этом разобраться, их волнует, не изменится ли оплата, останутся ли компенсации со стороны властей?

– Оплата за содержание останется прежней, больше платить не придётся. За содержание одного ребёнка в детском саду родители платят и будут платить не более 20% затрат учреждения, многодетные семьи за каждого дошкольника – в два раза меньше.

Компенсации больше, если больше детей-дошколят в семье. По-прежнему от платы будут освобождены дети-инвалиды, сироты.

– Нагрузка на областной бюджет увеличится?

– Да, но бюджет и так помогал районам, которые не могли самостоятельно финансово это тянуть. Но теперь субвенции – это будет более прозрачный поток средств, они будут целевыми, и ни на что другое их истратить нельзя. А до этого бывало разное.

ПТУ не будет

– Николай Николаевич, а что системы начального профессионального образования в России вообще не будет?

– Закон уточнил форматы профессионального образования, да тип начального профессионального образования исчезает.

– Не будет ПТУ, ПУ? Что вместо них?

– Они будут интегрированы в колледжи, техникумы, а какие-то будут закрываться, если не востребованы. Это происходит в рамках Болонской конвенции, которую России подписала. Будет два уровня среднего профессионального образования. Рабочие профессии востребованы, часть детей сможет получить профессию, а на втором уровне – специальность. Появятся новые виды учебных организаций – центры профессиональной квалификации. В новом законе появятся более широкое понятие – образовательная организация, а не учреждение. Предприятия ведь готовили кадры для собственных нужд, но дипломов не выдавали. Теперь они будут иметь такую возможность. Хуже не будет, наоборот, расширится спектр профессий и специальностей, которые смогут получить молодые люди.

Согласие схода на реорганизацию

– В нашей области немало малокомплектных школ, не выйдет ли боком новый закон для них, не закроются ли они?

– Закон защищает сельские малокомплектные школы, они финансировались и будут финансироваться независимо от количества учащихся. Защищённость образовательных организаций в сельской местности усиливается. Раньше по решению схода можно было ликвидировать школу, а на реорганизацию согласия не требовалось. По новому закону и на реорганизацию школы требуется согласие схода. Защищённость малокомплектных школ усиливается.

Безбарьерная среда

– В настоящее время существует восемь видов коррекционных школ, на обучение в них детей-инвалидов тратится гораздо больше средств, чем на обычного ребёнка. Не произойдёт ли закрытие коррекционных школ? Сейчас предпринимаются меры, чтобы ребёнок-инвалид учился со своими сверстниками в обычной школе, так называемое инклюзивное образование.

– «Особого» ребёнка по-прежнему можно будет отдать в специальную школу, чтобы он учился по адаптированным программам. При этом региональные власти должны будут обеспечить ему качественное образование, но если здоровье ребёнка позволяет, создать условия для его обучения в обычной школе. Третий год в области реализуется федеральная целевая программа «Безбарьерная среда». В прошлом году в области в ней участвовало 22 школы, к концу этого года их будет 27. Каждая городская школа имеет пандус, но школы, которые участвуют в программе и в которых учатся дети-инвалиды, дополнительно оборудованы поручнями для слабовидящих, туалетами для колясочников, другим специальным оборудованием. Ребёнку-инвалиду лучше учиться в обычной школе со своими сверстниками, но пока это штучный процесс.

О религии ЕГЭ

– Ходят слухи, что священники будут преподавать в школах?

– С 2011 года в качестве эксперимента в школах введён курс «Основы религиозных культур и светской этики». Эксперимент признан успешным и распространён по всей России. Курс ведут светские педагоги, не священники. Религиозные организации могут сотрудничать со школами, но не вмешиваться в вопросы преподавания. Теперь религиозные организации получают право проверять, насколько программа курса соответствует их вероучению, его историческим и культурным традициям.

– Результаты ЕГЭ были действительны в течение двух лет после получения сертификата, а теперь срок сертификата увеличивается до четырёх лет?

– Это произойдёт только в 2014 году, с этого момента они будут действительны четыре года.

Сироты не пойдут вне конкурса

– Дети-сироты имели право на поступление в вуз вне конкурса, теперь они этого лишаются?

– Да, вне конкурса дети-сироты теперь поступить не смогут, за ними закреплено только преимущественное право. Правда, если их результаты экзаменов совпадут с результатами детей из обычных семей, менее социально-защищённого абитуриента вуз должен будет зачислить в первую очередь. И это сделано правильно. Порой дети-сироты поступали в вуз вне конкурса, и даже года не проучившись, уходили. Необходимо быть конкурентоспособным, чтобы учиться в вузе.
Смоленские чудеса в глине
Эксперимент «Смоленской газеты»: ищем льготные лекарства

Другие новости по теме