Дороги

Сколько стоит чтение?

15 октября 2009 года в 09:24
Тему для этой статьи навеяла встреча премьера Владимира Путина с писателями. Валентин Распутин посетовал, что читать в России стали меньше. Прозвучавшая в новостных выпусках вскользь фраза заставила вернуться к больной теме. И причина здесь почти одна – слишком дорогим удовольствием стало чтение в нашей стране.

Ещё не забыто время, когда в каждой советской семье выписывали по несколько газет. Сказать, что народ в то время был зажиточный, – сказать неправду. Просто газеты были доступны, а необходимость их чтения воспитывалась с детства. Ещё помнится время, когда журнал quot;Огонёкquot; можно было выписать только по блату. Испытывая дефицит книг, мы старались выписывать толстые журналы, где печатались современные произведения. Сегодня книжные магазины ломятся от книг, киоски - от газет и журналов, испытывают quot;лёгкостьquot; только почтовые ящики.
Что же произошло с подпиской на газеты и журналы? Заглянув в свой родной отдел подписки на почтамте в Ярцеве, который теперь работает на три района (включая Духовщину и Кардымово), ажиотажа в пиковый период подписной кампании заметить не удалось. Предприятия ещё думают, на что у них останутся деньги. Граждане тоже не торопятся. Не секрет, план по подписке сегодня делают пенсионеры, правда, при этом выбирая самые дешевые издания. А что же с центральными? Оказалось, что самую главную газету –quot;Российскуюquot; – добровольно выписывают человек пять, в небольшом количестве она уходит по организациям как необходимый официальный орган, где издаются законы и постановления.
И здесь самое время сказать о главном. Самый большой объём информации сегодня в районных и областных изданиях. Почему же они переживают кризис? Тираж ярцевской районной муниципальной газеты последние годы составляет 4 тысячи экземпляров, в 80-х годах теперь прошлого столетия он был 12-14 тысяч. И это при том, что газета не печатала программу телевидения (без чего сегодня издание никто выписывать не будет). Раньше местная газета стоила две копейки и была доступна каждому. Сегодня редакция ужимает свои расходы по максимуму, не имея своего транспорта и напрягая журналистов на рекламные заработки. Поднимать цену на газету – значит, подписывать себе приговор.
Из чего же складывается подписная цена? Вот такую раскладку дали в бухгалтерии редакции: из 123 подписных рублей на полугодовую подписку редакции остается 41 рубль, 82 рубля забирает почтовая служба за доставку. Вот вам и почтовая монополия! Сразу же возникает вопрос: а где же государственный контроль в таком политически важном деле, как информирование населения? Как получилось, что последние годы почта поднимала и поднимала цену своих услуг и остановилась только тогда, когда поднимать дальше было уже запредельно? При этом нельзя не заметить, что газеты в 10 утра, как в добрые советские времена, мало кто торопится доставлять. И тот факт, что Ярцево от Смоленска в сорока минутах езды, тоже ничего не значит – областную прессу можно получить по подписке через день, два, в зависимости от добросовестности почтальона. Иногда слегка надорванную и помятую, потому что почтальон бежала мимо твоего дома с рынка, сумки и так были тяжелые. Где логика большой доставочной цены, если услуга стала менее качественной?
Может быть, стоило редакторам районных СМИ уже давно выступить единым фронтом за разумный компромисс с почтой? Последние, конечно, могут привести объективные доводы подъёма цены за свои услуги. Но ведь баланс в распределении стоимости издания не может быть с двойным перевесом!
Монополия на многие виды услуг сегодня подставила большую подножку государству. С информацией же шутки плохи. Уклон в сторону Интернета - ошибочное веяние времени. Никакой форум с нецензурщиной не заменит аналитического материала в газете. Никакой уважающий себя профессор не будет вступать в перепалку с безграмотным студентом, изъясняющимся на сленге. Если за информацию в газете несет ответственность конкретный человек, новости Интернета порой напоминают салат из сплетен, которые кто-то где-то услышал.
Человек, мало читающий, заметно отличается в первую очередь тем, что изъясняется с трудом. Неразвитая речь, безграмотность – мы к этому что ли стремились, когда отпустили плавать в море выживания периодические издания? Выжить можно только за счёт рекламы, она и заняла главную нишу в нашем информационном восприятии. Сегодня многие горожане с трудом представляют себе, как работают предприятия, идёт уборка урожая и за какие деньги будут ремонтировать дороги, зато без запинки назовут лучший стиральный порошок и цену на шубу в quot;Снежной королевеquot;. Нам забивают голову ненужной информацией и постепенно отучают думать, анализировать.
Информационный пессимизм укрепляют книжные магазины. Книг много и читать есть что, но, простите за каламбур, не за что. Книга в твёрдой обложке известного автора стоит больше 200-300 рублей. Ещё недавно самый дешёвый вариант с мягкой обложкой обходился в 30 рублей, сегодня – в 60. По книжным магазинам ходят одни и те же люди, кто когда-то раз и навсегда quot;заболелquot; чтением. Но и в книгах вставляют рекламу внутри текста. Особенно явно этим грешат произведения Татьяны Устиновой: герои через каждую главу едят макароны quot;Макфаquot;, не забывая при этом хвалить качество продукта, а тучные женщины решают свои проблемы с помощью средства для похудения quot;Ксеникалquot;. После такого чтения становится как-то не по себе.
Что касается книг, то тут, даже и приберегая на них деньги, не знаешь, что читать. Классики своё слово сказали, современные авторы вворачивают такой мат, что становится страшно за могучий русский язык. Дети, помимо ужастиков, толком ничего не читают, и учителя в школе затрудняются, что им советовать.
Мы попали в какой-то вакуум с чтением полезной для души и серд¬ца литературы. Откинув даже проблемы с подпиской, в рознице можно выбрать журналы о готовке, саде-огороде, болезнях и жизни звёзд. Народ уже тошнит от разборок денежных мешков, делящих своих детей с помощью прессы, а нам всё новую и новую партию информации подгоняют.
Идеология – вещь серьёзная. Она не может отсутствовать. Если мы ничего не читаем или читаем, кто сколько раз женился и развёлся, – это тоже идеология. Только не в нашу пользу. Снижая тиражи местной прессы, не видя и не понимая, что происходит вокруг, мы начинаем плохо ориентироваться в обществе. С большого экрана телевизора о нуждах и чаяниях простого рядового гражданина не говорят.
Так сколько же стоит чтение? Оно стоит очень много, и не только в денежном выражении. Информацию в любом виде нельзя было отпускать в свободное плавание. Районную и областную прессу в такой ситуации надо беречь как не испорченную вконец желтизной. Здесь журналисты не получают баснословных денег за то, что надо кого-то quot;замочитьquot; фактами, а кого-то поднять на незаслуженную высоту. Здесь больше говорят о жизни, какой она является для большинства людей, а не для звёзд экрана.
Тем временем подписная кампания продолжается. Пока народ думает, ясно одно: выживут те издания, которые поддержит власть. Не для того, чтобы её хвалили, а для того, чтобы люди знали, что происходит в их регионе, городе, деревне. Другими словами, в стране.
Победили в конкурсе?
Владимир Якунин навёл мост в будущее

Другие новости по теме