4 декабря 2016 09:09
USD 64,15   EUR 68,47
23 октября 2009 5660

Как умирают самолёты

Как умирают самолёты
Всё на свете имеет своё начало и свой конец. Самолёты, как и люди, рождаются и умирают. Рождаются на авиазаводах, умирают
(в мирной жизни) чаще всего на аэродромах. Вот и сейчас на аэродроме Смоленск-Северный несколько транспортных Ил-76 стоят в очереди, извините, на утилизацию. Самолёты эти давно вылетали свой ресурс и были списаны. Некоторым от роду более тридцати лет. И всё-таки что-то трагичное в этом процессе есть.


...С утра в Смоленске шёл дождь, с перерывами он продолжался почти весь день. Проходящий мимо площадки разборки самолётов авиационный техник обронил:
- Как будто сама природа плачет, больно на это смотреть…
Разговорились…
Оказывается, процесс утилизации самолётов довольно длительный и непростой. Самолёт выбрал свой ресурс (ресурс по планеру, двигателю, оборудованию). Морально и физически устарел. Его списывают. Как списывают любую другую технику. С него снимают всё, что можно использовать в качестве запчастей для ремонта других самолётов: двигатели, вооружение, приборное и другое оборудование, вплоть до мелких тумблеров. Провода, которые можно вытащить и которых в самолёте десятки и сотни километров. Всё это учитывается по актам и сдаётся на склад. Особому учёту подлежат так называемые драгметаллы, которых тоже немало в точнейшей аппаратуре современного боевого самолёта.
После всего этого от самолёта остаётся практически пустой планер: фюзеляж, крыло и хвостовое оперение. За дело принимается машина, задача которой разломать самолёт на мелкие части, пригодные для транспортировки. В каком-то документальном фильме показывали, как самолёты резали фрезой. Видимо, это долгая процедура и устаревшая. На аэродроме Смоленск-Северный Ил-76 ломала машина, похожая на средневекового дракона, имеющая мощный манипулятор с "клювом-челюстью". В течение нескольких часов она не резала, а ломала отнюдь не маленький транспортный самолёт, превращая его в металлолом. Сильна гидравлика у "дракона": дюралевую обшивку "челюсть" кромсала, как бумагу, а мощные лонжероны в крыле с трудом, но перекусывала.
Честно говоря, тяжело было смотреть на процесс превращения самолёта в груду обломков. От разламываемого самолёта шёл треск и, как казалось, даже стон. "Старик" скрипел всеми своими стрингерами, не враз поддаваясь усилиям машины разрушения. Хвостовая часть фюзеляжа, отломанная в самом начале, скрежетала по бетону, когда "дракон" отламывал самолёту крылья одно за другим.
Невольно думалось: когда-то транспортник летал, перевозя различные грузы. Или переносил "крылатую пехоту" к месту десантирования. Да мало ли какую работу выполнял добрый старый "Илюша" для армии, да и для народного хозяйства! В своё время, тотчас после землетрясения в армянском Спитаке, со всех концов Советского Союза такие вот мощные транспортники стремились в кратчайшие сроки доставить в Армению тяжёлую технику для расчистки завалов: экскаваторы, бульдозеры, тягачи.
Упали на бетон отломанные крылья, и самолёт стал похож на человека без рук! Опять стал моросить противный дождик, надо было уходить с аэродрома. Не хотелось видеть, как самолёт окончательно превратится в бесформенную груду металла, которую вскоре погрузят на "КАМАЗы" и отправят на переплавку в другой город.
К настоящему моменту разрушены шесть самолётов из первой партии. Осталось ещё два. Вторая партия, предназначенная для уничтожения, насчитывает около десятка Илов.
Уходя с аэродрома, подумал: не по-хозяйски мы распоряжаемся пусть даже списанными самолётами! Город Смоленск и Смоленщина в целом имеют богатую авиационную историю. Авиация появилась на нашей земле почти с самого её зарождения в России. Почти вся Смоленская область была покрыта сетью аэродромов и посадочных площадок. На них базировалась военная и гражданская авиация. И справедливо, что в план подготовки к 1150-летию Смоленска включён пункт о создании в Смоленске музея авиации и космонавтики.
Так неужели нельзя сохранить самолёты хотя бы для музея?! Ломать – не строить… Мало того, что в России почти нет авиационных музеев, нам нечего туда поставить. На Западе, особенно в Америке, целые аэродромы забиты самолётами времён Второй мировой войны. И все на консервации, то есть при соответствующей подготовке могут даже летать. А у нас даже на МАКСе выставить нечего. Один-два новодела.
Да что там музей! Просто как памятник поставить. Кто-то скажет, что, мол, много уже в Смоленске самолётов-памятников. Ну не в Смоленске, в Духовщине можно поставить, в Починке, Сычёвке, Новодугине, Ершичах... Главы муниципальных образований, проявите инициативу, готовые памятники! А в областном центре можно сделать кафе, ресторан, ещё что-нибудь… Вы были внутри Ил-76? Там можно кинотеатр разместить, а уж кафе-то точно!
Конечно, нужны средства, нужны усилия. А в первую очередь нужны желание, интерес. Нужна любовь к родной Смоленской земле, родному городу. И тогда всё получится!
А пока на аэродроме в очереди на утилизацию стоят несколько самолётов. Давайте найдём им лучшее применение!

См. фоторепортаж здесь


Александр ШКОЛЬНИКОВ

Опубликовано в "СГ" 24 октября 2009 г. №100(546)
Новости по теме
Неужели будем резать самолёты?
19 октября 2009 1732
Расформирован 103-й военно-транспортный авиаполк на аэродроме Смоленск-Северный. Основную часть самолётов отдали в другие полки. Самолёты, вылетавшие свой ресурс, принято решение списать. После демонтажа двигателей и авиационного оборудования пустые фюзеляжи будут разрезаны, спрессованы и утилизированы.
На страже воздушных рубежей
20 января 2010 4951
22 января – исторически считается днём образования авиации противовоздушной обороны (ПВО). В этот день в 1942 году был издан приказ наркома обороны И.В. Сталина о формировании 6-го истребительного авиационного корпуса, явившегося родоначальником авиации ПВО. Авиакорпус был создан для защиты неба Москвы и Подмосковья от налётов фашистских бомбардировщиков.
Смоленский самолёт стал рестораном
04 декабря 2012 1877
В швейцарском Цюрихе открылся необычный ресторан, «изюминкой» которого стал некогда базировавшийся в Смоленске советский самолёт
Последний полёт капитана Гастелло
26 июня 2009 5050
26 июня 1941 года, ровно 68 лет назад, совершил свой легендарный подвиг Николай Гастелло. На Смоленщине много забытых и заброшенных аэродромов и посадочных площадок. Но этот аэродром особенный. В Советском Союзе не было человека, который не слышал бы о подвиге Николая Гастелло. Но мало кто, даже из смолян, знает, что в свой последний полёт капитан Гастелло взлетел с аэродрома Боровское. Сейчас этот аэродром забыт даже военными лётчиками. Расположен он был в нескольких километрах от аэродрома Шаталово, недалеко от Починка.
Верните наш самолёт!
15 июля 2013 1827
Славная память о космонавте номер 3 и смоленских лётчиках вывезена тайком за пределы Смоленской области
13 августа 2010 1471
Традиционно в третье воскресенье августа в стране отмечается День авиации. Смоленщина не стояла в стороне от авиационной истории.
"));