7 декабря 2016 19:21
USD 63,91   EUR 68,5
28 октября 2009 1390

Трамвайчик тронется, депо останется

Трамвайчик тронется, депо останется

От повышения платы за проезд в муниципальном электротранспорте выиграют… строители! В 2001 году смоленский трамвай отметил вековой юбилей, а сегодня уже можно говорить о ликвидации этого вида транспорта. Деградация трамвайного сообщения в областном центре идёт всё последнее десятилетие. В 2000 году в Смоленске было 12 трамвайных маршрутов, затем их количество сократилось до восьми, а ещё через несколько лет – до четырёх. Впрочем, тут же спохватились, ввели дополнительный маршрут ("семёрку"), однако это уже что мёртвому припарка.

Ликвидация путей на главной улице города – Большой Советской – нанесло смертельный удар этому виду транспорта. Трамвайное "кольцо", опоясывающее центральную часть города, оказалось разорванным. Отныне в случае аварии или ДТП всем трамваям приходится стоять, а раньше их можно было пускать в обход. Любая мелочь фактически парализует рельсовое движение в центральной части города.
Ждать трамвая приходится всё дольше. На некоторых маршрутах интервал движения по норме растянут в послеобеденные часы на 15-19 минут, но из-за плохого диспетчеринга увеличивается порой до получаса. А с интервалом в полчаса это уже не общественный транспорт, это издевательство.
Изрядно изношенный и постоянно сокращающийся парк смоленских трамваев явно не справляется со своими задачами. Старые, изуродованные пёстрой многослойной рекламой вагоны не украшают, а уродуют город и не вызывают особых симпатий у жителей. Среди смолян много тех, кто поддерживает решение убрать трамвай с улиц областного центра. Нынешним летом подобное, уже не стесняясь, озвучивали в городской администрации.
Налегли на рельсы
А ведь ровно год назад администрация Смоленска подавала совсем другие "сигналы". Исполняющий тогда обязанности мэра Владимир Колпаков так рисовал перспективы смоленского трамвая: "Электротранспорт будем совершенствовать. Необходимо обновить подвижной состав, отремонтировать пути и сделать скоростной трамвай. При этом надо устроить так, чтобы автомобильный транспорт и рельсовый не мешали друг другу – значит, рельсы придётся оградить бордюром или обособить как-то иначе. Трамвай ликвидировать ни в коем случае нельзя! Выручка, которую он ежедневно приносит, больше, чем та, что получают муниципальное автобусное предприятие и смоленский троллейбус вместе взятые. Может быть, в трамвайном парке меньше воруют?.. Но правдоподобнее другая версия – трамваи ходят по графику, а автобусы его постоянно нарушают. Плюс к тому, трамваи начинают движение раньше, а заканчивают его существенно позже другого транспорта".
Вот так, на полном серьёзе. В 2008 году даже обсуждалась возможность организации ночного трамвайного движения по повышенному тарифу.
Пустота – красота!
Нынешнее "справедливое" повышение тарифа на проезд сразу на три рубля не улучшит положение, а окончательно добьёт смоленский трамвай. Главный аргумент в пользу этого тезиса: кто же за такие деньги на нём поедет?!
А ведь нечто подобное уже было. После так называемой монетизации льгот тысячи старушек-ветеранов, которые раньше катались бесплатно, перестали разъезжать туда-сюда. Вернее, разъезжали они от дома до рынка, как правило, оптового, с целью закупить ежедневную снедь хоть на рубль, но дешевле. Времени у пенсионеров много, чего не ездить-то? Однако после того, как бабушек заставили платить, выяснилось, что им выгоднее затариваться в ближайшем к дому магазине. В результате в салонах трамваев стало заметно просторнее – это, конечно, плюс. А то, что многие оптовые рынки, как, например, некогда популярный рынок на Речной, тогда фактически оказались на грани закрытия из-за ухода привычных покупателей, – так это монетизаторы просчитать не удосужились.
Интересно, а выгодно ли будет сейчас гонять по городу опустевшие трамваи?
За семь – и с прибылью!
В сфере общественного транспорта главным конкурентом трамвая и троллейбуса являются автобусы: муниципальные и частные, многоместные и "Газели". Неужели и они затянут властям свой "плач Ярославны" с требованием увеличить тариф? Не сомневайтесь, так и случится.
Однако если разобраться, большинство из них сегодня вполне рентабельны, более того, работают с прибылью! Разве вывел бы частник машины на линию себе в убыток? Да, ждите! Так что 7-9 рублей вполне окупают автобусные перевозки. Весной и летом нынешнего кризисного года, когда цена на самый массовый бензин марки Аи-92 падала до 16,5 рубля, прибыль ещё и увеличивалась, ведь тариф рассчитывался из докризисных 22 рублей за литр горючего.
И вот когда автобусники и маршрутчики уровняют свои тарифы с трамвайщиками, начнётся самое интересное. Люди просто-напросто пересядут на авто.
По машинам!
Как правило, человек делает не менее двух поездок в будний день (на работу и с работы), причём не на самые большие расстояния (с Киселёвки в центр, из центра в Заднепровье и т.д.). Грубо говоря, пять километров туда да пять обратно – итого 10 километров. На трамвае по новым тарифам это будет стоить 20 рублей.
А если воспользоваться личным транспортом? При нормативном расходе горючего в городском цикле (10 литров на 100 километров у "Жигулей") и нынешней цене на бензин в 21 рубль за литр Аи-92 получаются практически те же деньги. Правда, это если у вас "Жигули". А если современная малолитражка? А если едешь не один, а с семьёй? А если не на пять километров туда и обратно, а на три? А если, если… В конце концов, в собственной машине всегда комфортнее, чем в шумном, грязном, промороженном вагоне рядом с подвыпившим типом на соседней скамейке. И по полчаса на остановке ждать не надо.
Кому-то – пробка,
а кому-то – крышка
Теперь осталось лишь представить, какие пробки будут в городе, когда население Смоленска вдруг "вспомнит" о личном транспорте. Но не сомневайтесь, в пробках окажется виноват всё тот же злосчастный трамвай!
Узкие улицы города можно расширить только за счёт ликвидации трамвайных путей. В других случаях разбитый асфальт у рельсов служит препятствием – машины сбавляют скорость, чтобы не потерять подвеску, и создают заторы. Кроме того, прописанный в ПДД приоритет в движении трамвая при повороте прямо-таки провоцирует аварии, которые надёжно перекрывают по пол-улицы, не так ли? Какие ещё нужны аргументы…
Послесловие
Добьют они наш смоленский трамвай, ой добьют! А когда этот вид транспорта ликвидируют, обнаружится, что на месте трамвайного депо, в самом центре города, рядом с "Гиперглобусом" можно построить целый квартал многоэтажек. Плюс втиснуть по торговому центру на место каждого из девяти разворотных колец. Да ради такого случая не то что столетний трамвай изничтожить можно! Ради этого ничего не жалко.

Павел ФИЛИППОВ, фото автора

Опубликовано в "СГ" 29 октября 2009 г. №102(548)
Новости по теме
В Смоленске "утепляют" трамваи
08 декабря 2015 657
Сейчас в парке города 26 трамваев после капремонта с современной системой отопления...
А теперь – рогатый. Я сказал – рогатый!..
15 марта 2010 1382
Зачем приоритетно развивать транспорт, который смолянам почти бесполезен? Счастливое и долгожданное событие: муниципальное трамвайно-троллейбусное предприятие Смоленска приобрело за 25 миллионов рублей пять новых низкопольных троллейбусов, торжественно презентовало их и даже выпустило на линию. Вот только поможет ли это решить транспортные проблемы города?
01 июня 2012 1178
Власти обещают увеличить в Смоленске количество транспорта на муниципальных маршрутах №№ 2, 18, 42, 44. Это связано с тем, что на Медгородке перекроют для ремонта часть дороги
Тарифы на общественный транспорт повысят?
11 сентября 2009 2265
Пресс-конференцию глава города Смоленска Эдуард Качановский провёл прямо на территории муниципального унитарного трамвайно-троллейбусного предприятия для того, видимо, чтобы представители СМИ могли воочию убедиться, в каком трудном положении оказался один из важных видов городского общественного транспорта – трамвай. Рядом стояли поломанные старые трамваи, которые ремонту уже не подлежат. Эдуард Качановский обрисовал ситуацию в отраслях городского хозяйства как чрезвычайно трудную, особенно в транспортной сфере. И сложилась она в трамвайно-троллейбусном предприятии и автоколонне 1308 во многом из-за низких тарифов на перевозку пассажиров. Смоляне платят семь рублей, а себестоимость перевозки одного пассажира многократно выше. Трамвайный парк не обновлялся с 2001 года. В наличии 73 трамвая, из которых 60 имеют 100-процентный износ. Ежедневно перевозки осуществляют 57 трамваев, но выпуск из парка такого количества техники даётся с большим трудом. Ситуация по перевозкам сложилась аварийная, но не только из-за того, что трамваи давно отслужили свой срок, но и из-за аварийного состояния трамвайных путей. Особенно плохое состояние путей по проспекту Гагарина, улице Фрунзе.
Нужен ли Смоленску трамвай?
26 июля 2012 2035
Свои «за» и «против» высказывают пользователи Смоленского форума, самой посещаемой интернет¬площадки региона. Этим летом город жил без привычного лязга трамваев целый месяц, и на Смоленском форуме с новом силой вспыхнуло обсуждение: а нужен ли нам этот вид транспорта вообще?Мнения форумчан разделились: согласно проведённому опросу, 64% считают, что без уличных поездов городу не обойтись, 31% категорически против трамвая, а 5% равнодушны к его судьбе. Предлагаем подборку различных суждений по этому вопросу. Стиль авторов частично сохранён.
Верните остановку на место!
14 декабря 2009 1437
В редакцию "СГ" обращаются граждане с жалобой на организацию движения общественного транспорта в Смоленске. Причём не только на изменение маршрутов, но и на перенос остановок. Пассажиры, отправляющиеся в Заднепровье с площади Желябова на маршрутках №№27 и 38, "оценили" состоявшийся перенос остановки метров на 200 в сторону Колхозной, к многоэтажке. Если раньше остановка маршруток совпадала с остановкой трамвая, отправляющегося в Заднепровье, то теперь до него идти и идти. А ещё точнее – бежать и бежать, если хочешь успеть. По гололёду или по чужим ногам – это как повезёт. Можно поскользнуться, а можно попасть под машину. Можно сломать руку, стать причиной ДТП или разбить содержимое сумки – это как повезёт. Отдельное внимание – ларькам, павильонам и киоскам, "заботливо" построенным рачительными хозяевами прямо на тротуаре (взгляните на магазин "Евросети": между крыльцом и оградой расстояние для прохода – около метра, а ведь народу тут ходит – не протолкнуться).
"));